3. Ислам как система

Станислав Бук
Ислам. Философские проблемы военного аспекта

3. Ислам как система.
Ислам, будучи исключительно широкодиапазонной религией, далеко не сводящейся только к вере в Аллаха, представляет собой образ жизни, образ мыслей, более того — основу целой цивилизации. Предписания ислама пронизывают жизнь мусульманина от рождения до самой смерти, во многом определяя его социальное поведение. Ислам в значительной степени определяет характер экономических отношений, формы государственного управления, социальную структуру — словом, он сохранил до настоящего времени свою жизнеспособность как мощная религиозно-культурная традиция.
В то же время о мусульманском мире как о некой целостности нельзя говорить даже условно. Исповедующие ислам народы по своим языкам, обычаям, культуре, традициям существенно отличаются друг от друга, да и сама мусульманская религия в различных странах и регионах испытала на себе воздействие местных верований и традиций. Отсюда — своеобразный синкретизм, столь зримо присутствующий, к примеру, в северокавказском или африканском “исламах”. В поверженном Ираке и в ныне здравствующей Сирии у власти – партия Баас, называющая себя партией арабского социалистического возрождения. Как бы там ни было, власти бывшего Ирака и нынешней Сирии держали исламское духовенство подальше от власти. Сейчас США планируют создание в Ираке «исламской республики», что приведет в конечном итоге к нарушению сложившегося в те годы равновесия и к усилению позиций военного ислама в регионе. Шииты Ирака и раньше были тайными сторонниками Ирана, теперь они получили свой «карт-бланш».
 Мусульмане обитают по меньшей мере в двух культурных сферах. Одна из них — врожденная и впитанная с молоком матери местная культура родной страны, этнического окружения, другая — приобретенная и осознанная принадлежность к исламу, всей мусульманской культуре. Количество мусульман в мире постоянно растет, но этот рост пропорционален росту населения, традиционно исповедующего ислам. За последнее столетие почти не замечено проникновение этой религии в новые этносы, за исключением активной миграции мусульманских масс на территории большинства экономически-развитых государств, в особенности – бывших метрополий, таких, например, как Великобритания, Франция, Германия, Россия. Но сам характер ислама позволяет исламскому истеблишменту в короткое время поставить движение народных мусульманских масс за национальную независимость или за социальную справедливость под исламские знамена. Особенно это заметно там, где на исконной территории присутствуют иностранные войска, или где мусульманское население ущемляется по этническому признаку, как, например, в бывшей Югославии, где перманентно ислам уже завоевал Косово.
В других регионах ислам активно снижает образовательный уровень мусульман, как, например, в Иране, или в талибском Афганистане, делая муллу единственным или основным источником информации и наставником молодежи.
Говоря об исламе, как о системе, следует учитывать еще одну особенность – его военную мобильность: как ни какой другой конфессии, исламские проповедники способны вывести на улицы в короткое время огромные массы верующих. Какая-то публикация в какой-то европейской газете или какое-то высказывание Папы римского послужило поводом для одновременного выхода на улицы миллионов людей в разных странах, людей, которые до того ничего не знали о той газетке и не читали выступлений папы. Здесь за мобильностью просматривается отличная организация, а реакция на скандалы скорее выглядит как проба сил, отработка методик организации мусульманских масс под знамена военного ислама.
 Такая мобильность мусульманских масс во многих районах мира связана с менталитетом этноса, но этого объяснения во всяком случае недостаточно: дело скорее всего в том, что ислам способен проявлять себя, как определенная система организации общества, причем система, позволяющая небольшой группе «исламского истеблишмента» возбуждать религиозный фанатизм в больших массах людей. Появление «исламских» государств завершает формирование ислама, как системы, в которой военная составляющая может играть второстепенную роль, как, например, в Иордании, или роль основополагающую, как в Иране.

4. Современность: ислам политический - ислам военный. (продолжение следует)

Далее - http://www.proza.ru/2008/04/05/4