Ваши документы! глазами обывателя

Оплёткин
       Вчера возил родителей с племянниками на дачу. При въезде в садоводческое товарищество наткнулись на мрачного вида автобус и стоящих возле него каких-то милиционеров. «У вас охрана появилась?» «Да кто же его знает? Может и охрана. На прошлые выходные чего-то не заметили».
       Кое-что разъяснилось на обратном пути. От группы встреченных стражей правопорядка отделился один и тормознул нас сурово растопыренной пятернёй: «Проверка документов!» Культура общения гаишников уже давно включает в себя и приветствие в виде отдания чести, и представление по форме: фамилия, звание, где зарплату получаем. Этот же коллектив - ни шолом, ни хэнде хох.
       Зная, что качать права на эту тему безнадёжно даже в сериале, лишь поинтересовался: «Вам документы на машину, права или гражданские?» Естественно, понадобилось всё. Обрадовавшись, что я таскаю с собой и паспорт, они сгрудились возле багажника, тщась что-то рассмотреть в тусклом освещении номерного знака. Думаю, приклей паспортистка фотку вверх тормашками, и то сошло бы.
       Но меня особенно поражает отсутствие у нашей милиции даже минимальной осторожности. Ребята, вы же не просто так, от скуки странички в паспорте листаете. Вы же кого-то ищете. А вдруг я тот злодей и есть? Как ща выхвачу из заднего кармана грабли и одним ударом три темечка.
       Ну кто же так работает?! Читаешь - читай, но не спиной ко мне. А второй не почерк паспортистки помогай разбирать, а с меня глаз не своди. Третий - тоже на меня. Только обойди с другой стороны. Четвёртый озирайся. Я без сообщников на дачу не езжу. А ведь чуть ли не в каждом фильме про полицию-милицию есть ситуации с беспечными лопухами. Смотри - впитывай.
       Наряд, некогда остановивший меня, идущего около часа ночи от тёщи домой, разом засунул носы мне в сумку. Это же какая экономия на пульках выходит! Застёгивай молнию - и сами задохнутся.
       Впрочем, есть у меня одна подлая мыслишка, объясняющая ментовскую беспечность. Может быть, треск теменной кости обычно предваряет фраза: «Командир, а может договоримся?»
       А вот в чём профессионализм наших ментов на уровне, так это в умении пыжиться. «Ребята, чего ж вы без фонариков? Темно, ведь». А мне в ответ: «Обстановка и срочность таковы, что было не до фонарей».
       Ой-ёй-ёй... Обстановка... Не до фонарей... Ну и кого они теперь в темноте найдут? Попадётся ли ещё такой отзывчивый, который включит освещение в багажнике? Хотя, судя по всему, со своей задачей на сегодня они уже справились. Подробно переписав на клочок(!) бумажки мои данные и недолго поспорив о направлении дальнейшего движения (у них даже плана не было), группа запылила в направлении восходящей луны.
       Я фигею! Спецоперация! Автобус ментов приехал пошляться по садовым дорожкам. Ни света, ни осознанных перемещений. Оружие хоть «обстановка и срочность» позволили прихватить? При таком отношении, Басаев состарится и помрёт на свежем воздухе.
       Выехав на центральную линию, повстречали автобус с основными силами. Либо план по переписыванию паспортных данных они уже выполнили, либо боялись потеряться без компаса, поэтому от автобуса никто не отходил. Одни на нас даже не взглянули. Другие вовремя сообразили, что в наступающей темноте не прочесть даже обложку паспорта.
       Уже дома из местных новостей мы поняли какой опасности подвергали себя на даче: «Вчера два военнослужащих по призыву самовольно покинули воинскую часть с автоматами Калашникова и патронами...» Так вот как выглядит «Вулкан 5» не на бумаге. Обязательная проверка документов у лиц, подходящих под описание «военнослужащий по призыву». А если таковые в темноте не обнаружатся, то и у сорокалетних мужчин, везущих своих родителей-пенсионеров, племянницу-школьницу и племянника-детсадовца. А с фонариками, ребята, нужно как-то решать.

август 2005г.