Взгляд с лекторской трибуны

Николай Григоров
       Я уже более 35 лет работаю в Гидрометеорологическом университете. Более 10 лет преподаю также английский язык в Университете Культуры и Искусств. За это время в моей работе преподавателя было много всяких интересных моментов. Мне хочется их обобщить и представить на суд читателей. Понемногу буду добавлять сюда то, что вспомню, и то, что еще произойдет. Поэтому эти миниатюры не следует считать законченными.

       * * *

       Идет экзамен. Смотрю, одна из девочек ведет себя как-то нервно - ерзает, волнуется. Ну, думаю, дело ясное - списывает! Села отвечать. Отвечает вроде неплохо. Задаю дополнительные вопросы – тоже нормально, ну с малыми огрехами. Но выражение лица жалкое-жалкое, чуть не плачет! Начинаю ободрять её, поставил четверку.
       После экзамена пошел проверять, нет ли шпаргалок. Под той партой, где сидела девушка, вместо шпаргалок обнаружил... лужу!
       Вот тут я искренне пожалел бедную девочку!

       * * *


       Еще случай. Во время лекции объясняю устройство прибора - "Здесь расположен винт, по винту передвигается гайка..."
       Студентка отвечает на экзамене - "Вот здесь винт, по винту передвигается чайка..."

       * * *


       Задаю вопрос девушке - какие электроды у транзистора?
       Ответ - "База, эмиттер и катетер!"

       * * *


       А вот цитата из выступления одного маститого профессора на защите диссертации.
       "Диссертация представлена на соискание ученой степени кандидата физ-мат наук. Но автор делает основной упор на технические подробности, а не на мат".

       * * *


       Девушка объясняет устройство одного из гигрометров. Написала формулу, в которой содержится число "пи". Все параметры расписаны правильно - хоть в учебник вставляй! Дернул меня черт спросить - а что такое "пи"?
- Я не знаю! Вы нам не объясняли!
- Да, - говорю, - не объяснял. Ну, а Вы-то как думаете?
- Ну... наверно, влажность!

       * * *

       На занятиях в лаборатории. Перед выполнением работы обычно сдается теория, когда преподаватель убеждается, что студент понимает то, что ему предстоит сделать, представляет порядок действий и не сломает приборы. Садится ко мне студентка. Красавица! - хоть сейчас на международный конкурс! Милая девичья улыбка, нежное личико, томные глазки... Начинаю спрашивать. Первый вопрос - неправильно! Второй вопрос - не знает! Третий вопрос... ну и дальше в том же роде.
       Постепенно лицо девушки меняется. Теперь она уже не производит такого впечатления, как раньше. В глазах - обида, почти злость! "Что ж ты меня, такую симпатичную, спрашиваешь такие глупости?!" - вот, что я читаю в её взоре. Расстаемся мы с ней, не поняв друг друга. А я вижу - ну, какая же она красавица? Совершенно обычная, каких много...

       * * *

       Известно, что голубой цвет неба объясняется сложным рассеянием света на молекулах. Основы теории рассеяния обязан знать любой метеоролог.
       На государственном экзамене спрашиваю студента:
- Скажите, почему небо голубого цвета?
       Я, конечно, ожидаю упоминания о теории рассеяния Релея. Студент смотрит в окно, где ярко сияет солнце, и отвечает:
- Так потому, что облаков нет!
       Комиссия - в отпаде...

       * * *

       В Университете Культуры. Задал студентам задание - написать на английском языке сочинение на тему "Моя любимая книга". Студентка подает сочинение. Все прекрасно, описан роман Д. Дефо "Робинзон Крузо". Но что-то уж больно хорошим языком написано.
       - Хорошо, - говорю, - теперь переведите то, что написали.
       Бодрым голосом студентка переводит:
       - Роман "Преступление и наказание" был написан Даниелем Дефо в 17 веке...
       Боже мой, несчастная наша культура и искусство!... Главное, студентка-то не из худших.


       * * *

       В нашем Университете много иностранных студентов. И я замечаю, что ведут они себя немного не так, как наши. Например, студенты из восточных стран - Индии, Афганистана - здороваются, приложив руку к сердцу. Пустяк, а приятно! Много раз бывало - несу, допустим, что-нибудь тяжелое, или даже просто учебные пособия. Иностранец сразу же предложит помощь. Наши - практически никогда. Почему?
       А один студент из Йемена как-то мне сказал: "У нас в стране учитель - самый уважаемый человек!"
       В Йемен, что ли уехать?

       * * *

       Студенты защищают дипломную работу (кстати, эта защита шла на английском языке, председатель комиссии - из Великобритании). В конце выступления обычно студенты благодарят комиссию за внимание (а также, чтобы не поставили на балл ниже!), руководителя, рецензента. И вдруг студентка благодарит... родителей! "Я благодарю своих родителей за то, что предоставили мне возможность обучаться в этом Университете". Я подумал - а как же она права!
      В первый раз вижу такое за сорок лет работы. Да, любовь к родителям - чувство покойное, как сказал Гончаров. Тем более приятно, что иногда дети все-таки вспоминают о них.

       * * *

       Задача – вычислить предел при х стремящемся к 0 для выражения Sin(x)/nx.
Cтудент решает – «х – сокращаем… n– сокращаем… что остается?... Si… -  а, это кремний! (silicium)» 

       * * *

       Пишет одна из моих студенток-заочниц, вся семья которой работает на метеостанциях.
…Раннее утро. Муж идет с наблюдения. Станция расположена у границы с Китаем. Там тугаи, бомжей хватало. А милиция проводит операцию «план–перехват». Муж идет, костюмчик тот еще ; фуфайка, ватные штаники (такая спецодежда была у нас на станции). Из кустов выныривает страж порядка и спрашивает: «Откуда идешь?» Ну, муж и ответил: «Со срока». Милиционер спрашивает: «А справка об освобождении есть?» Тут муж «подвис» как компьютер. Потом разобрались.

       * * *

Объясняю старшекласснику правило буравчика (направление магнитных линий вокруг проводника с током).
- А что такое буравчик?
- Ты не знаешь? Не видел? А шурупы, винты крутил?
- Нет, не крутил...
- Ну в какую сторону ты завинчиваешь что-нибудь?!
- Вот так.. (показывает). А, так это так же, как пробку от кока-колы!
Кажется, правило буравчика пора переименовать в "правило кока-колы".