Глава 4 Скверик

Марина Желтова
Глава 4

Скверик

Когда мы вернулись в скверик на наши скамейки, мне опять захотелось плакать -- на этот раз от ощущения приближения конца...

-- Мишель, а Вы сегодня славно потрудились, -- с иронией заметил он.

-- Ну и какую оценку Вы мне поставите? -- спросила я с явным вызовом. Игра закончилась.

-- Наконец-то Вы не играете! -- засмеялся он. А потом наклонился ко мне и спросил доверительным шепотом: -- Или ПОЧТИ не играете?

Я усмехнулась -- я уже и сама не знала, где я играю, где нет, какая я настоящая... Мне хотелось плакать от того, что скоро возвращаться в клинику и расставаться с ним; смеяться от того, что он меня разгадал, и не надо больше ничего придумывать; мне хотелось снова взять его за руку и хотелось бежать от него, потому что с ним рядом было слишком хорошо...

-- Вам можно поставить 4, Вы очень старательно изображали маленькую девочку. Не удивительно, что в клинике Вам поверили. Но Вы допустили ряд ошибок, которые можно было сделать только вне стен клиники, в условиях, к которым Вы привыкли не за последний год, а за все предыдущие. Собственно, я на это и рассчитывал. Вас интересует, что я имею ввиду?

-- Зачем, если мне не надо больше притворяться? -- я, конечно, сказала, «плитволяться», но он не обратил на это внимания.

-- Со мной не надо. Я увидел в Вас то, что и ожидал увидеть, готовясь к этой встрече. Остальным, к сожалению, это видеть не удобно. Вы -- очень неудобный пациент этой клиники. Я бы сказал -- самый неудобный. Во-первых, непонятно, как Вас лечить. Мысль о том, что Вас лечить не надо, просто не рассматривается. Во-вторых, непонятно, как с Вами общаться. Но Вы должны отдать должное нашему обществу -- в средние века Вас бы просто сожгли. А теперь всего лишь пытаются выкачать из Вашей памяти всё, что им мешает.

-- Но почему? -- я решилась задать вопрос, который меня мучил уже несколько месяцев. -- Мне кажется, мой случай достаточно интересный. Может быть, кто-то мог бы сделать научное открытие и получить Нобелевскую премию, просто разобравшись с тем, что со мной произошло.

-- Я надеюсь, что я и есть этот Ваш «кто-то»...

-- Вы?! Вы хотите мне помочь?! -- я чуть не задохнулась от радости, хотя печенкой чувствовала, что так легко ничего никогда не получается.

-- Понимаете, Ваш случай, как Вы правильно заметили, уникален. Специалист психиатрии мог бы на нем сделать карьеру. Для меня это очень заманчивый вариант, но...

-- Но?.. -- поторопила я его. Неужели мои мытарства закончились?

-- Но... Человеческий фактор... Я как специалист не могу пройти мимо такого случая. А как человек -- не могу пользоваться несчастьем другого человека, чтобы продвинуться по служебной лестнице.

-- Послушайте, Оскар (я, конечно, произнесла «Оскал»)...

-- Простите, что перебиваю, но мое имя в Ваших устах звучит как-то удивительно для меня...

-- Что Вы имеете ввиду? -- он сбил меня с мысли.

-- «Оскал» нравится мне гораздо больше, чем «Оскар».

-- Вы имеете ввиду мою картавость.

-- Я бы назвал это акцентом. У Вас своеобразный акцент, к которому не сразу привыкаешь. Ведь правда, если явление назвать другим именем, к нему начинаешь относиться по-другому? Вы мучаетесь от того, что буква «Р» у Вас не произносится. Но не смотрите на это, как на недостаток, не называйте картавостью, назовите акцентом, Вашей индивидуальной особенностью... Меня никто никогда не называл «Оскал», а ведь это звучит... нежнее и мягче...

-- Я не единственный ребенок, который картавит, -- заметила я.

-- Не буду спорить, но я никогда не обращал внимания на то, как меня называют другие дети. Кстати, а сколько Вам сейчас лет?

-- Шесть, -- устало произнесла я.

-- Я имел ввиду, сколько Вам на самом деле? Сколько Вам было там, во сне, прежде, чем Вы проснулись?

-- 17.

-- Еще год. 18. Правильно?

-- Да.

-- Но за последний год Вы повзрослели явно больше, чем на год. Это, конечно, объяснимо -- в беде человек взрослеет быстрее...

-- Я так уже думала, -- с удивлением заметила я, -- мне кажется, что к моменту своего совершеннолетия я успею состариться...

-- Вот я и хочу помочь Вам этого избежать. С одной стороны. А с другой стороны...

-- А с другой стороны я помогу Вам...

-- Ну, вероятно... Но... Вам придется стать моим подопытным кроликом...

-- Оскар, Вы ошибаетесь. Подопытный кролик я -- здесь! Но я с удовольствием стану Вашей помощницей, ассистенткой. Если Вы так посмотрите на это, Вам будет проще. У Вас не будет ощущения, что Вы... Как Вы тогда сказали? Не можете пользоваться несчастьем другого человека? Вот и не пользуйтесь, а помогите ему! Рассказать Вам, что ожидает меня сегодня вечером и завтра утром?

-- Мишель, я... я думаю, что догадываюсь... Я ведь хорошо ознакомился с историей Вашей болезни. И могу представить себе, что Вы чувствовали в те или иные моменты...

-- Я хочу научиться забывать плохое. Вы знаете, Оскар, если бы эти таблетки помогли мне забыть всё плохое, но помнить всё хорошее, я бы пила их с удовольствием.

-- На самом деле трудно на первый взгляд определить, что может быть хорошим, а что -- плохим. Это видно только со временем. И большинство плохого является только прологом к хорошему, без чего этого хорошего могло бы и не быть, -- сейчас в нем проснулся психолог, и я заскучала. -- Так что, если уж забывать, то забывать всё, и если помнить, то помнить всё. Кстати, о таблетках. Как это у Вас получается, что они на Вас не действуют?

-- Не знаю, -- я действительно не знала, что ему ответить. -- Может быть, потому, что я слишком сильно не хочу, чтобы они на меня действовали, а может... Может, потому, что мои мысли не умеют читать люди...

-- А кто умеет?

-- Наверно, есть Тот, Кто умеет... Но... я иногда думаю -- зачем я такая сильная? Зачем я всё еще за что-то цепляюсь? Что там есть внутри, что заставляет держаться и держаться? И... нужно ли? А делов-то -- лишь согласиться всё забыть, и всем от этого сразу станет легче...

Оскар взял меня за руку. Наконец-то!

-- Мишель, надо держаться до последнего! Вы не пожалеете, если выдержите всё до конца!

Что он имел ввиду – «до конца»? До какого именно конца? Впрочем, неоднозначность смысла этого слова сейчас меня не смущала. Мне просто было хорошо, что он это говорил. Мне хотелось держаться. Только бы он был рядом... Только бы хотя бы иногда его видеть или слышать...

Продолжение см. http://www.proza.ru/2008/03/30/537