Метод необитаемого острова

Ван Адавин
«Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
А.С. Грибоедов


Мы с женой сидели на кухне и обсуждали вопрос приобретения нового жилья. Мы хотели двухуровневую квартиру в более респектабельном районе. Сына отдали бы в престижную школу, расположенную как раз поблизости от приглянувшейся нам новостройки. Сын в большой комнате на диване читал про Робинзона Крузо и слышал все наши разговоры. Он был не сторонник переезда - не хотел уезжать от школьных товарищей.
- Пап, – сказал он, когда я зашел в комнату за калькулятором, - а если бы мы жили на необитаемом острове, мы бы тоже сначала построили себе одно жилище, а потом стали строить другое?
- Зачем? Мы бы стали лучше строить плот, чтобы уплыть, - рассеянно, занятый своими мыслями, ответил я.
- Давайте лучше строить плот! – вдогонку мне крикнул мальчишка.
Пока я возвращался на кухню, до меня дошел смысл его вопроса. А действительно – зачем? Наша нынешняя квартира нас вполне устраивает – и по метражу, и по количеству комнат, да и школа у сына, хоть и не элитная, но нам нравилась. Побуждало к покупке новой квартиры только стремление к излишним удобствам и, конечно же, престиж.
Сославшись на внезапную головную боль, я предложил жене перенести обсуждение на завтра, а сам взял книгу и отправился в спальню. С подачи сына я задумался - а что бы я НЕ СТАЛ делать, если бы жил на необитаемом острове, а не в обществе гедонистов, зомбированных рекламой, призывающей к наслаждениям и удовольствиям, насаждающей стиль жизни и образ мыслей?
Про себя я так и назвал этот способ оценки своих поступков - «метод необитаемого острова»*. Сразу же на ум пришло ленинское «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», конформистское «в лесу жить – по-волчьи выть», и, семимильными скачками, мои размышления добрались до воспринимаемого на бытовом уровне тезиса материалистов «бытие определяет сознание». Чувствуя, что смешал все в кучу, стал задавать себе конкретные вопросы.
- Настрогал бы я себе на необитаемом острове 10 тарелок вместо необходимых одной-двух?
- Стал бы я есть, когда не голоден (но как отказаться от райского наслаждения «Баунти»)?
- Сделал бы себе татуировку и вдел бы в ухо серьгу?
- Восторгался бы «Черным квадратом»?
- Если бы мне на необитаемом острове предоставился выбор, что бы я стал читать – новый глянец или «Дон Кихота»?
- Стала бы женщина брить ноги?
- Стал бы я учиться играть в гольф**?
- И, наконец, надо ли покупать новую квартиру?
Давайте лучше строить плот.


*Не надо воспринимать термин «необитаемый остров» буквально.
**Ни в коей мере не хочу обидеть НАСТОЯЩИХ любителей этой игры.