Наследники

Михаил Горелов
Легкие каблучки выстукивали мелодичную дробь. Кайя Блау спешила. Она шла во Дворец Науки, где сегодня выступал с докладом о новейших исследованиях академик Пацюк. Да, да, именно тот самый Пацюк! Светило мировой науки, выдающийся палеобиолог, ректор столичного университета и, между прочим, учитель Кайи, в свое время лично вручивший ей диплом магистра археобиологии.
       Вот и площадь Знаний. Слева тянутся живописные развалины древнего города- место постоянного паломничества туристов. Справа расположился круглый бассейн. Впереди- приземистое, но величественное здание с тремя рядами горизонтальных колонн, с моховым газоном на крыше. Это и есть Дворец Науки. Перед центральным входом афиша с темой сегодняшнего доклада: «Новые данные о возникновении разумной жизни на Земле и проблема древних гоминидов».
       Спустившись на второй подземный этаж , Кайя направилась в зал заседаний, однако на пути возникло неожиданное препятствие- буфет. Когда тебе нет еще и тридцати , и ты не замужем, порою так сильно хочется сладкого! Минуту в душе Кайи происходила борьба между долгом и желанием. Надо было бежать на лекцию, к тому же, от сладкого полнеют и, в то же время, в здешнем буфете бывают такие вкусные вещи! Внутренняя борьба продолжалась недолго. Короткий поединок с совестью окончился не в пользу последней. Кайя открыла дверь буфета…
       Через пять минут, подкрепившись ароматной нежнейшей ветчиной из молочных свинок, пирожными и сухим вином, Кайя тихонько проскользнула в зал заседаний. Увы, она безнадежно опоздала. Доклад подходил к концу.
       Зал был затемнен. Сцена- освещена. На ней, справа от трибуны, за столом президиума сидели известные археобиологи. Слева от трибуны на высоком столике белели черепа древних гоминидов. С трибуны гремел раскатистый бас академика:
- Вернемся к вопросу о древних гоминидах. Кое-кто полагает, что их следует отнести к существам разумным. К примеру, так считает уважаемый профессор Раттус и, присутствующая здесь, моя коллега Блау.
       Академик кивнул в ее сторону, и на мгновение все взоры устремились на Кайю. Она ужасно смутилась и покраснела. Пацюк продолжал:
-Я не разделяю подобной точки зрения. Нам известно, что гоминиды строили огромные жилища, но ведь и термиты строят не менее сложные сооружения. Однако мы их разумными существами не считаем. Утверждают, что гоминиды имели сложные общественные отношения, четкое разделение труда, но ведь подобное мы наблюдаем у муравьев и пчел. Я мог бы привести еще много доводов, но главный из них такой: если бы гоминиды были разумны, они бы не допустили Великого Радиационного катаклизма, погубившего их! Смерчем промчавшись по планете, он уничтожил все лишнее, все несовершенное, плохо приспособленное к жизни, в том числе и этих несчастных тварей. Остались только самые совершенные, самые выносливые виды животных и растений. Вымерли неповоротливые животные больших размеров, вымерли ужасные хищники семейства кошачьих, погибли растения с пышными, никому не нужными дурно пахнущими цветами!
       Голос Пацюка крепчал, набирал силу:
-Природа поступила мудро, выбрав из хаоса, из неразберихи, из ужасной путаницы трех миллионов видов животных и растений триста самых совершенных. Среди них: ядовитые пауки, скорпионы, термиты, тараканы, клопы, черепахи, жабы, гадюки, скорпионы, вороны; домашние животные- пчелы, морские свинки!
       В голосе академика послышались торжественные нотки:
-Наконец, самое совершенное творение природы, венец всего живого на Земле, величайшее вместилище разума- это мы, серые крысы!
       Зал взорвался громом аплодисментов. Привстав на задних лапах, грызуны неистово колотили хвостами по спинкам своих кресел. Высоко взлетал хвостик Кайи с кокетливым бантиком на конце. От волнения ее голубоватая шерсть искрилась, усы торчали кверху. От мухоморного вина слегка кружилась голова. Когда тебе нет еще и тридцати недель от роду, и ты не замужем, трудно не быть оптимисткой!
       Аплодисменты перешли в овацию. В едином порыве взметнулись вверх хвосты и могучим залпом обрушились на спинки сидений! И так еще раз, еще раз, еще…
       В землянке, оставшейся от Третьей Мировой войны, правили бал новые хозяева Земли!


(Примечание: рассказ написан в 80-х годах прошлого века в разгар Холодной войны)