Записки неудачника

Захар Гинзбург
ВЕЧЕР


С фонаря свисает рваный свет.

Небо ржавое.
Ветер промозглый с каплями
давит со всех сторон.

Воняет завод...


КОНЕЦ


ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ РАСТВОРИЛАСЬ


Одна женщина растворилась в житейских мелочах.

Вот...


КОНЕЦ


ПСИХОАНАЛИЗ


Я шёл по улице и увидел лужу. Большую грязную лужу.

Я подумал: а что, если плюхнуться в эту лужу?
А что, если отхлебнуть из этой лужи, намочить волосы, вываляться в ней?

И всё-таки - почему мне приходят в голову такие мысли?

Надо разобраться...


КОНЕЦ


ПОЭТ


Велика душа поэта!
Мне открыта благодать.
Если кто не верит в это -
Я могу и в морду дать!


КОНЕЦ


ПЕЧАЛЬНО


Сколько я ни работал со словом -
Получается слово
ослово...


КОНЕЦ


СОН ХИЛЛАРИ КЛИНТОН


Хиллари Клинтон приснилось, что идёт она в Белый Дом.
А вместо Белого Дома - Чёрный Барак.

А на бараке написано: "Обама"...


КОНЕЦ


СТРАННО


Странно,
кажется, я приспособился.

Вроде бы сыт.
И даже не болен.

И вроде бы жив.
Вроде бы жив...


КОНЕЦ


ХОРОШО


Иван Семёнович отхлебнул горячего чая.
Горячий чай прошёл по пищеводу Ивана Семёновича и приятно согрел ему желудок.

Стало лучше.

Мимо прошла девушка.

Девушка оказалась хорошенькая.

Стало ещё лучше.

К Ивану Семёновичу пришли знакомые.

Иван Семёнович поболтал и как следует выпендрился.

Стало совсем хорошо.


КОНЕЦ


МАТЕРИНСТВО


Трогательное, нежное, жертвенное.

С другой стороны - приземлённое, тупое, звериное...


КОНЕЦ


СТАРОСТЬ


Я как-то не верю в старость.

Болезни есть, слабость есть...
А старость - что-то непонятное...


КОНЕЦ


НЕРАЗДЕЛЁННЫЕ ЧУВСТВА


Мне кажется, неразделённых чувств не бывает.
Природа не дура - чувства должны быть взаимными.

А вот ОТНОШЕНИЕ к этим чувствам может быть разное.
Для одного это - самое чистое, самое хорошее.
Для другого - чепуха с бантиком или вообще гадость.

Если чувства неразделённые - может, это и не чувства, а хрень какая-то...


КОНЕЦ


ЖЕНА ФИЛОСОФА


ЖЕНА Ты что - небритый пойдёшь на приём?

ФИЛОСОФ А что? Какая разница, что на лице больше щетины?
Человек - тот же самый...

ЖЕНА (решительно) Пойди побрейся.

(Философ уходит.
Возвращается бритый и начинает одеваться)

ЖЕНА Так ты - непричёсанный?!

ФИЛОСОФ Да какая разница?!
Неужели это важно?

ЖЕНА Это неважно, но это нужно!

ФИЛОСОФ Зачем это нужно, если неважно?

ЖЕНА Потому что всем неважно, что важно, а что неважно!
Важно, чтобы ты выглядел прилично.

ФИЛОСОФ (причёсываясь, раздражённо) Прилично, неприлично!..

ЖЕНА И галстук надень.

ФИЛОСОФ Только обезьяна могла придумать нацепить на шею кусок тряпки!..
Знаешь что... Не пойду я к ним!..
Пусть без меня выпендриваются...


КОНЕЦ


ЗАПИСКИ НЕУДАЧНИКА


Мой рассказ похвалили за искренность.
Из чего состоит эта "искренность" - вечное раздражение, недовольство, вечно неудовлетворённые желания...
Больное нытьё.

Не знаю, что они во мне видят - только не то, что есть - обозленного неудачника.


Сегодня гулял с М. Слушал её болтовню.

Господи...
Почему люди так МЕШАЮТ?..


Если записать наши разговоры - мы сами удивимся, какая чепуха получится. И сколько.

А ведь я почти не говорил - только слушал...

Наверное, самые хорошие отношения - когда с человеком можно помолчать. И не чувствовать неловкости.


Я не могу нормально себя чувствовать, когда рядом кто-то есть.
Мне кажется, что они подслушивают мои мысли.

Если не слушать человека, а просто смотреть на него, когда он говорит - можно понять гораздо больше, чем если слушать.
У человека на лице написано больше, чем он хочет сказать. И чем может.


Почему-то хорошо пишется только когда мне тяжело или плохо.
Когда хорошо и легко - вообще не пишется.

По какому-то духовному или физическому закону человеку нужно, чтобы было тяжело, плохо...
Иначе он деградирует...

Не хочу, чтобы было плохо...
Лучше уж тяжело.


Делать из жизненных трудностей трагедию - глупо и смешно.
Но ведь для слабого человека это действительно трагедия. Или хотя бы драма.
Вечная драма по мелочам. Трагикомедия...

Мне кажется, это одна из сторон чеховской комедии.
Когда взрослый человек плачет и бьётся головой об стену только от того, что нужно работать - и смешно, и жалко, и печально.
Не умеем жить и не хотим учиться.

А как не хочется учиться этому вечному копошению...

В детстве я думал: вот всё сделаю - и всё это кончится. И можно об этом не думать...
Нет, не кончится. Никогда...

Если бы я был режиссёром - я сделал бы дядю Ваню и его брата близнецами.
В сущности, они одинаковые.
Если бы дяде Ване "повезло" в жизни больше - он был бы таким, как его брат. И наоборот.


Кто бы мог подумать, что душевное состояние ТАК зависит от физического...
Сколько в человеке животного...


Как я не люблю это житейское копошение, всю эту возню.
Неужели кому-то это может нравиться?

Но ведь многие женщины сами себе придумывают всякие заумные рецепты...
Может, в этом есть что-то отчаянное: "Всё равно вся жизнь ушла на возню - так вот я и последнюю свободную минуту на возню угроблю!"
В конце концов, свободного времени так мало и такими обрывками, что даже задуматься толком не успеешь...
Это как заключённый отворачивается от окошка: "Не нужен мне кусочек неба сквозь решётку!"

Впрочем, женщине это может быть легче.
У неё это на биологическом уровне.
У животных именно самка наводит порядок в жилище.

У людей тоже.
А сколько бывает животного маразма в этом "порядке"...

"Какой ты мужчина, если не можешь сделать ремонт!" - классический совок.
Натуральное хозяйство...
"Ах, тебе молоко не нравится?! А ты эту корову доил?!"
Чтобы покупать нормальное молоко, не нужно доить корову.


Болезненные люди больше всех не любят возню. И больше всех в ней нуждаются.

По сути, нужна тебе не жена, а няня, мама и сестра милосердия.


Как противно заниматься чужим делом.
А своим не выживешь.
Мозги упираются: не моё, не хочу!


Я придумал строчку: "Жизнью давишься, но ешь..."
Додумывать не буду. Во-первых, мысль не моя, во-вторых - такое и додумывать не хочется.


Какая тоска - наши праздники.
Ну, в чём тут праздник? Выпить, поорать, потолкаться в толпе?..
Для души - вообще ничего...

Как "негритянская водка" - стакан воды и молотком по голове...
Впрочем, для наших людей И ЭТО праздник... При нашей-то жизни.

Для меня будни лучше...


Здоровые люди не грустят.
Чего им грустить, если они здоровые?
Разве что немного - для собственного удовольствия.

Зато им бывает скучно.

С болезнями - не соскучишься...



Женщина может простить всё, кроме слабости.
Это естественно - она сама слабая.

У большинства девушек просто не помещается в голове, что парень может быть болезненным, грустным, молчаливым...


Говорят, болезни смиряют, очищают.

По-моему, это говорят либо святые, либо здоровые.
Обычный человек, у которого хоть раз были серьёзные расстройства здоровья, не скажет о болезнях ничего хорошего.

Чувствуешь себя больным куском мяса, который думает только одно: как избавиться от болезни...


Ладно, хватит.


КОНЕЦ