Наладчики

Лев Фадеев
Первым туда ушел Саша Дробот -балагур и весельчак. Когда он пришел к нам поделиться, его просто распирало от впечатлений : «Евреев там , процентов 60».
 А это уже показатель – место хорошее , теплое .
Саша был котельщик. Работа из его рассказа выглядела так : -Летишь в командировку или едешь поездом , пока летишь , рисуешь диаграмму работы котла , приезжаешь , подписываешь процентовку , затариваешься сыром- маслом и домой.
-Ну заливает-, думали мы. Но когда он пришел к нам через месяц , и рассказ повторился , репы у народа зачесались . Все плюсы перевешивали в пользу того «Эльдорадо».
Оклад – выше , плюс командировочные , и все только и думают , куда бы тебе всунуть головку сыра и масла .
А здесь , ТЭЦ , да ТЭЦ , железо , пар , уголь , мазут , ни сыра , ни масла , в обед – домино до вечера . Романтики - ноль .
В пусковые дни – работа до упора. Аванс да получка . Аванса не хватает до получки , получки не хватает до аванса . А там – Родина , манит своими молочными и мясными комбинатами . По Карнеги – работу надо менять раз а пять лет . Берем у Дробота номер телефона , созваниваемся , договариваемся на завтрашнее собеседование.
Итак , нас ждет «Союзмясомолмонтажналадка».
Жду приятеля у метро - нету. Сотовых тогда не было, автоматы с трубками встречались редко . Еду один . Один – не вдвоем , мелкий мондраж .Заказываю пропуск в электроучасток . Здание большое , солидное , 6 этажей .
Вхожу , начальник участка – Меер Владимир Александрович . Обычные вопросы: что, где, когда .
-Ну, ладно, проходи к старшему прорабу на собеседование:- Яш , проверь-  обращается он к рыжему человеку .
-Ну , думаю, сейчас начнет , по схемам гонять , по ТБ. Предыдущая моя работа была связана с автоматизацией тепловых процессов на электростанциях , с электрикой близко , но отличие есть . Волнуюсь . Подходит старший прораб , представляется : -Епштейн , Яков Абрамович-. Вылитый Владимир Ильич , невысокий , с бородкой .
-Ну-с , чем занимались , молодой человек? Начинаю рассказывать про задвижки , пиковые котлы …
-Хорошо , хорошо - перебивает он меня . А что Вы будете делать , скажем , в таком случае . Вот идете Вы по цеху , а слева у вас висят окорока , справа –колбаса, буженина.
Я не понимаю – молчу .
-А надо , вот что - говорит мой ст.прораб. Выхватываешь ножичек ,и вжик , вжик ,
и в - сумку . Понял?
Я молчу .
-А самое главное , не совать свой нос куда собака не может свой х - - сунуть.
Я слышал похожую поговорку , но там действующим героем был комар с носом .
-У тебя какая группа?
-Третья , до 1000вольт.
-Ну , хорошо, даем тебе на первое время оклад - 140 руб.  плюс премия, идет?
-Идет.
-Ну как, Яш - спрашивает начальник участка. Прошел собеседование?
-Прошел.
Через три дня всяких скучных процедур дали мне удостоверение, один к одному, как
у МВД. Только открываешь , гербовую красную корочку , а там «СОЮЗМЯСОМОЛМОНТАЖНАЛАДКА» , инженер – Федоров Леонид Алексеевич .
А приятель мой в последний момент не выдержал испытаний неизвестностью , так что мне одному пришлось вливаться в новый коллектив .
Работа у них , (теперь у нас) делилась на две категории : первая – профилактические испытания , вторая - пусконаладочные работы .
-Что за профилактические испытания? - Ну полный ноль .
Первым моим крещением была командировка в Рязанскую губернию на молочный завод и мясокомбинат, на профилактику .
Я – старший , со мной – слесарь шестого разряда . Знакомят – Антон Смыгин.
В кримпленовых брюках , стрелки , воротничок открахмаленный , волосы – назад , вьются, лицо открытое , старше меня лет на десять .
Говорю ему о своих неудобствах по поводу старшинства и про отсутствие опыта .
Он успокаивает , все будет хорошо . –Держись за Антона и все о-кей .
Выписывают нам командировочные предписания .
Читаю – Рязанская область , город Михайлов ,молочный завод , мясокомбинат .
-Во дела !
Под Михайловым - с.Стрелецкие выселки мой дед, Петр Тимофеевич, построил дачу, где я обычно  проводил лето. А сейчас там  все мои родственники отдыхают .
Говорю об этом Антону .
Антон доволен. Экономим на гостинице .
В те времена гостиница оплачивалась по командировочным без квитанций – 70 копеек за сутки . Получаем приборы и едем к деду.
-Здрасьте , мы к вам в командировку .
Антон на родню произвел впечатление . Манеры у него были схожи, как у героя фильма
«За двумя зайцами» , играет Олег Борисов .
Помните : -Честь имею , собственной персоной , господин Голохвастов!
Вот что-то среднее между этим и - Вы за мной не стояли .-
Итак дача, лето ,теплая встреча – завтра дебют .
Антон дает мне урок общения с руководством предприятия .
Любимая его фраза: – Здравствуйте , это товарищ из Москвы .
На молочном заводе шефство над нами взял Главный энергетик , молодой человек лет 30-ти. После вступительной речи Антона, лицо его стало скучным , как у экскурсовода , которому надо водить внеочередную группу по захоженным местам .
Наша задача состояла в проверке всего, к чему подходил электрический ток. Проверить переходное сопротивление защитного заземления и прочие скучные вещи . Всего этого я не знаю и полностью полагался на моего подчиненного .
Антон вытребовал у них прошлогодний отчет , договорился, чтобы нам на завтра к дому подали машину . С тем мы и уехали .
Дома он показал мне, как работают с приборами. За полчаса урок был освоен.
Утром за нами приехала машина и отвезла нас на первый низовой молочный завод.
Завод представлял собой одноэтажный домик окруженный лужами белого цвета.
Из оборудования на нем были несколько молочных насосов ,штук пять сепараторов и ещё чего- то по мелочам.
Антон на тружениц молочного изобилия произвёл своими стрелками большое
впечатление. Он ходил с прибором, как сапер по минному полю, а я с напильником  и прикрученным к нему длинным проводом за ним – это называлось замер сопротивления защитного заземления. Я затирал напильником корпус эл. двигателя , Антон нажимал на кнопку прибора и с умным видом говорил:  – Нормально или ненормально .
Честно говоря , в этой роли я чувствовал себя дураком , но с умным видом .
На всю нашу работу ушло минут сорок . Благодарные работники молочных дел, как мы "не отказывались" , тут же затарили нас сливками и творогом . А еще мне удалось попробовать их знаменитую закваску . Когда мы это привезли домой , авторитет мой среди родни резко пошел вверх .
Наука профилактики освоилась быстро . Каждый день машина с энергетиком возила нас по заводам , а также и на рыбалку и возвращала нагруженных трофеями .
Для меня слово -Работа- , стало иметь многогранный смысл . Это слово как бы заиграло , заискрилось .
Слова Саши Дробота стали материализоваться . Я с грустью подумал о своем струсившим товарище , который сейчас сидит на своей ТЭЦ-21 в химводоочистке и получает за вредность 0.5 л молока в пакетике . А я - на чистом воздухе , натуральные сливки в таком количестве , что все емкости в 3-х дневный срок на даче были заполнены .
За все время нашего присутствия , лицо у энергетика не менялось , а носило характер  стайера, которому бежать и бежать . Лишь в конце он оживился , наверное подружился и мы тепло расстались.
Следующим был мясокомбинат , здесь стрелки Антона и «товарищ из Москвы» ни на кого впечатлений не произвели .
И колбаса с окороками на нас не сыпались., так , что ножичек мне не пригодился. Да и картина , надо сказать , не для слабых. Когда видишь весь процесс превращения коров и хрюшек в колбасу , то уже этой колбасы не хочется . Бедные овечки стояли кучками , трясли своими хвостиками . Для их сопровождения в убойный цех в штате состоял специальный козел .
Козел- провокатор . Это был белый козлище с большими рогами , его запускали в стадо бедных овечек , где он входил к ним в доверие, далее он возглавлял их и вел по коридору в последний путь . В конце коридора была маленькая калитка .
Козел в последний момент открывал калитку рогами и делал ноги . Калитку закрывали , а бедные овечки заталкивали друг друга туда , откуда выхода не было.
Однажды козел , подойдя к калитке , пытался ее открыть, а какой-то шутник ее прикрыл . Козел бил ее рогами , копытами , пока ему ее не открыли .
После этого козел-провокатор не выходил на работу три дня .
Что касается людей , то они отличались от молокозаводских .
       Молработники были белокожие , приветливые , радушные . Эти - сплошные матершинники,  носы красные  с прожилками , со скрюченными пальцами (подагра любит мясо) .
А у женщин , это я узнал потом , профессиональное заболевание – цистит , воспаление мочевого пузыря. Вызвано это тем, что охлажденное мясо они выносили в целлофановых пакетах на животе, так сказать , издержки производства .
Мясокомбинат несколько подпортил впечатление первой командировки .
Интересно было в столовой . Антон предложил перекусить, съесть свеженького.
       Зашли в столовую . Тарелки , как в армии , алюминиевые , из приборов- только ложки . На второе (первое не захотелось) какое-то отварное мясо кусками и чуть-чуть гарнира , подливка на базе печенки .
В момент , когда я раздумывал , пробовать это или не пробовать , столовая стала наполняться людьми в окровавленных одеждах . Антон со стрелками явно не вписывался , это был даже какой-то вызов . Сразу потянуло на воздух подышать.
Пожелав Антону приятного аппетита , бочком , кабы кого не запачкать - к солнцу .
Да, красное на грязно-белом , это вам не любительская в Универсаме .
       Мясокомбинат мы проверили за 2 дня . Далее Антон посвятил меня в другие тонкости работы. Наша специфика предполагала еще возможность халтурить , было решено пройти и через этот запретный плод .
В Михайлове из пищевой промышленности был еще и консервный завод , где в один из дней и объявились два товарища из Москвы, оба со стрелками .
Мы вызвали главного энергетика и объяснили ему , что им очень нужны профилактические испытания электрооборудования , он нас долго слушал , делал понимающее лицо , В конце ему была предъявлена смета , как сейчас помню, на 129 рублей .
На другой день мы ходили со своими напильниками , вгрызались в двигатели , станки , что-то писали в бумагах , делали пометки мелом на оборудовании .
На завтра отчет был готов , деньги выписаны и нами получены .
В этот момент Главный инженер поинтересовался у Главного энергетика , что мы тут понаделали. Ответ последнего меня поразил .
Он сказал : – А х - - их знает .
А мы-то думали , что он все понимает . Здесь мы решили оставить их самим разбираться с нашими трудами и поспешили с нашей первой халтурой удалиться .
Прогноз Дробота начал давать свои плоды .


Продолжение следует. (просьба отозваться, а нужно ли оно)
http://proza.ru/2008/04/21/562