Усанова-про-ОР интервью

Книга «ОР»говорит первое «уа»

У вологодской писательницы Галины Александровны Щекиной родилась новая книга. До этого были написаны и вышли в местных издательствах «Бася и компания»(для детей), сборники «Мелисса» и «Ария», жва сборника стихов, повесть «Графоманка» в журнале «День и ночь», повесть «Банкет» в журнале «Стороны света»(Нью-Йорк).
Теперь вышел роман под названием «Ор». Он издан в Москве, в издательском содружестве «ЭРА» А. Богатых и Э. Ракитской.

Интервью у Галины Щекиной берет журналистка Наталья Усанова


Галина Александровна, объясните, пожалуйста, название романа.

С одной стороны, ор значит «орать, пахать». То есть работа. С другой – это вопль. Всё повествование построено на борьбе противоречий. Основная тема – взаимовлияние любви и творчества. Главный герой, Тимоша, - художник. Он хочет творить, любовь разжигает ему душу, но она же и связывает руки… Пока бушует страсть, подрамник стоит, и краски на нём засыхают. Ещё одно ответвление связано с осмыслением вопросов веры. Герой православен, он истово верит, хотя не менее истово и грешит. Третье противоречие, знакомо, наверно, каждому творческому человеку: следовать только реалистической традиции или создавать абстрактные произведения? Один их героев откровенно осуждает простое копирование действительности…

Ваши герои – это конкретные люди или социальные типы?

Отчасти да, конкретные.У них есть реальные вологодские прототипы, но не один к одному. Тимоша – русский богатырь. Он обладает многими чертами национального характера: щедр и добр, безрассуден, наивен (и из за этого иногда слаб), альтруистичен. Русский человек – человек отдающий. А вот возлюбленная главного героя, Тома, -женщина нового типа. В ней много рационального. Она изначально потребительница. И все-таки за что-то ее полюбили так неистово? В ней много прелести и тайны.

За кем же будущее – за Тимошей или за Томой?

Хочется, чтобы за Тимошей… Но я – автор. Я сочувствую своему любимому герою и верю в него. А в жизни пока побеждает Тома. Ведь в жизни есть такие «королевы»…

Что лично для вас значит этот роман?

Это новый этап в творчестве. Я учусь плести сюжетную ткань ищу новый язык. Кроме того, роман позволил мне обдумать важную проблему равновесия между любовью и искусством.

Как «Ор» связан с другими вашими произведениями? Есть какие-то параллели?

Самая явная параллель – с повестью «Графоманка». Не случайно повесть опубликована под одной обложкой с новым романом. Ларичева, героиня «Графоманки», похожа на Тимошу, но она более карикатурная. Ларичева слабее – она бросает поводья.
Есть также параллели с «Арией», сборником рассказов. И там, и там действие происходит в российской глубинке, где бушуют красоты природы. Человек тесно связан с природой. Кстати, один рассказ из «Арии» - «Меня нет» - стал эпизодом «Ора».

Книга уже нашла своих читателей?

В Вологде читателей пока мало. Я даже не знаю, как мне устроить обсуждение. Раньше в в литклубе «Ступени», потом в Союзе российских писателей была в силе заповедь «Прочти меня, как я тебя». Теперь даже писатели не хотят друг друга читать. Но из Интернета от собратьев по перу мне пришли настоящие отклики. Вообще сейчас в стране нет должного интереса к литературе. Хочется выйти на сцену и прокричать на всю Россию: «Ребята, это новое, это вам!» Опустят глаза, покивают: «Да-да, конечно»… и не прочитают. Процитирую критика Фаустова: «Проза Щекиной –проза эмоционального экстрима. Она естественно продолжает линию русской литературы», начатую Токаревой, Петрушевской, Горлановой. Щекина наполняет диалоги и описания стремительной, только ей присущей эмоциональной энергией»

В чём, по-вашему, причина нечтения?

Во-первых – обыкновенная лень, пассивность. Но в значительной мере это и вопрос бедности. Так, моя книга издана качественно, в Москве, поэтому она стоит 250 рублей… Мои же собратья по перу это вряд ли осилят. Стану ли продаваемым автором? Большой вопрос. Нужна реклама. У меня нет денег для того, чтобы прогреметь на всю Россию. Но я не очень и сожалею об этом. Моё дело – писать, писать и ещё раз писать. Сейчас уже взялась за две новые повести. А судьба «Ора» только начинается. Книга говорит первое «уа». Я открыла дверь Тимоше Тескову, пусть идёт. А куда придёт – он и сам ещё не знает. Хотелась бы, конечно, чтобы пришел к тем людям, которым он нужен.


Рецензии