Чистякова-про-ОР

«За гранью добра… один «Ор»?
(в романе Щекиной «ОР» – Бог, любовь, творчество, природа – все, на чем держится жизнь)

Пока существуют человеческие проблемы, мир будет продолжать существовать.
Вологодская писательница Галина Александровна Щекина выпустила своё очередное, восьмое по счёту детище. Но для нее эта книга самая ценная, так как она печаталась в московском издательстве ЭРА по всем канонам, с ISBN, и она будет зарегистрирована в Российской книжной палате. Недавно издание было успешно получена из печати, а 5 апреля в Москве пройдёт её презентация. Итак, книга «Ор» …
Почему именно «Ор»? Об размышляет и череповецкий поэт Игорь Захаров: «Название повести до поры, до времени остается непонятным. Но потом все становится на свои места. Именно ор, а не крик, или плач, или еще что-нибудь. «Кажется, если можно было бы выкричать эту боль, если можно было закричать так, чтоб содрогнулись небеса, так наверно, в голос все ушло бы, отпустило. Это был бы ор человека, всегда огорченного, всегда недовольного своей судьбой, что бы он ни попросил! И что бы ему ни пожаловали по жизни небеса!»


В произведении описывается жизнь художника, мужа, отца и просто любовника – Тимоши Тескова. У него было всё: работа, прекрасная жена, прощающая ему все измены, дети, живопись, как средство выражения себя, своего внутреннего мира, семнадцатилетняя девушка Тома Халцедонова, ставшая его последней любовью. Но главному герою нужно было бросать всё и уходить на природу: в ней, в каждом деревце, он видел новую женщину и вместе с тем новую жизнь. Тома, считавшая себя хозяйкой с Тимоши, не могла смириться, что должна делить его ещё с кем-то. Ушла. Вернулась к первой любви – Артуру. Сущность «Ора» в том, что человек, оставшийся без моральной опоры - кричит, его душа разрывается от вопроса, что важнее «жадность» или доброта? Брать или отдавать? «Жадность героя понимается, как огромная жажда всего самого лучшего для себя. Тимоша жадный, жизнелюбивый – но щедрый человек. Жаль, что он такой один.

- В моих произведениях видна параллель с ранее изданными книгами, - говорит Галина Александровна. – Во всех книгах затрагивается тема творчества, без чего не обошлось и здесь. (Ранее такие мотивы широко звучали в «Графоманке», которая принесла Галине Александровне известность в вологодских литературных кругах. Эта вещь составляет вторую часть книги). Помимо творчества есть проблема религии. Тимоша всё время замаливал свои нескончаемые грехи, а Тома и не стремилась молиться, говоря, что её принуждают к этому, а она ничего плохое не делает. Ведь по ощущению Томы, нельзя считать грехом любовь! Это же две крайности…

 Вера в Бога для меня, как ровесницы героини, тоже спорный вопрос. Сейчас, после всех большевистских травок, атеизма, наплевательского отношения к людям из-за денег, вопрос религии потихоньку возрождается, но ведь каждый второй школьник не верит ни в кого, кроме себя. И произведение « Ор» это чётко подтверждает.
- Я всегда старалась приносить людям добро, не эгоизм, но альтруизм был для меня важен. В Тимоше - половина меня, - возбуждённо разъясняет писательница. – Сейчас я понимаю, что люди не ценят доброту, и, если делать только хорошее другим, совсем не обращая внимания на себя, - устанешь, растратишься, никто о тебе не вспомнит… И силы, данные природою, небесконечны. Именно это я и хотела сказать жизнью Тимоши».

Я поддержу точку зрения автора. Почему многие стали такими бесчувственными, откуда такая озлобленность, эгоизм, полное отстранение от чужих проблем. Эту ситуацию нужно срочно исправить, пока остались живы человеческие души. Это можно решить только с верой…
У Галины Александровны есть наброски новых, я верю, столь же философских произведений. После выпуска очередной книги, начнёт зарождаться новая жизнь, следующая книга, которая вынашивается в голове писательницы. После таких произведений люди просто могут и задуматься, а что будет с ними, если ничего не поменять?...

Е. Чистякова


Рецензии