Кривое зеркало Третьего рейха

Мальхан
К. А. ЗАЛЕССКИЙ «СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ» Кривое зеркало Третьего рейха. - М.: Вече, 2006. - 256 с. Тираж 3000 экз.

 Как-то фюрер спросил Муссолини:
«Не сходить ли на фильм нам Феллини?»
«Что ты! Тоже мне, гений!
Вот «Семнадцать мгновений»
Во главе хит-парада в Берлине!»
Kulichiki.ru


Фильм – художественное произведение. Но когда речь идет о столь выдающемся произведении, как «Семнадцать мгновений весны», невозможно не задаться вопросом: а были ли созданные актерами образы тех или иных персонажей похожи на оригиналы?
Тридцать пять лет прошло после премьерного показа гениального первого советского телесериала. Захватывающий сценарий, талантливая режиссура и точное попадание с подбором актерского коллектива.
Фильм разрушил множество легенд о Третьем рейхе.
И создал новые.

Большинство претензий выдвигалось до сих пор к мелочам.
Например: к форме. После 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу. В Германии в 1944 году ношение черной униформы, которая и до этого использовалась крайне редко и только в торжественных случаях, было и вовсе отменено.

Военный историк К.А. Залесский (автор пятитомной энциклопедии Третьего рейха) находит более серьезные ошибки.
 В «Информациях к размышлению» голос Копеляна за кадром перечисляет подробности биографий вождей Третьего рейха. И слишком часто упоминает: «образование среднее». Автор считает - это было вызвано тем, что вожди Советского Союза не могли похвастаться наличием диплома. Сталин так и не окончил Тифлисской православной духовной семинарии (то есть и среднего-то образования не получил). Молотов и Берия так и не окончили Политехнический институт, Каганович вообще имел только начальное образование, за спиной «всесоюзного старосты» М.И. Калинина была лишь сельская школа. Да и многие наши полководцы получили образование, скорее «на службе».
Образование немецкого командования было намного лучше.

А история с пастором Шлагом?
Кто он? Если «пастор», то он должен быть священником протестантской церкви в протестантском городе Берлине. Но в 4-й серии камера заботливо фиксирует обложку следственного дела, на которой черным по белому написано: «Дело на Шлага Фрица, католического священника».
«Католический пастор», то есть «католический протестантский священник». Эти слова несочетаемы, так же как «иудейский муфтий» или «протестантский раввин». То есть для нас несочетаемы, а для авторов фильма – пожалуйста.

Несомненная находка образ «эсэсовки» Барбары Крейн.
В 7-й серии зрителю сообщают, что она служит в чине унтершарфюрера СС в 4-м отделе РСХА.
На самом же деле никаких женщин-офицеров или женщин-сержантов в Германии не существовало, и существовать не могло. Женщина в Третьем рейхе играла пассивную роль. Исходя из самого принципа построения общества, ни одна женщина в Германии 40-х годов, какой бы талантливой, храброй или деятельной она ни была, не могла стать командиром или руководителем среди мужчин – пусть бездарных и трусливых, но мужчин. Поэтому женщины просто не могли служить в вермахте (только в особых вспомогательных частях).
Женщина ни в каких случаях не могла отдавать приказы даже рядовому. Тем более, женщина не могла стать членом СС – Охранных отрядов нацистской партии, изначально создававшихся для охраны фюрера.

Мощный прокол с обручальным кольцом «женатого» Штирлица.
Оно, как и положено, на безымянном пальце правой руки. Но положено – у нас: сейчас в России, тогда – в СССР. В Германии же обручальные кольца носят не на правой, а на левой руке. Обручальное кольцо на правой руке носит не только Штирлиц, но и рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, и рейхслейтер Борман, и Айсман. Да, много советских разведчиков было в Германии в 1945 году!

В седьмой серии Плейшнер должен послать из Берна телеграмму в Стокгольм на улицу Георга VIII.
Такой улицы в Стокгольме нет. Профессор должен был знать, что в Швеции таких королей не было, но можно сказать больше – вообще на королевских престолах Европы никогда не было монарха с именем «Георг» и порядковым номером «VIII».

В эффектном финале, когда Штирлиц прилег отдохнуть от непосильных забот на немецкую лужайку, мимо него проносятся «Жигули» и самосвал «ЗИЛ-131» с прицепом… Видимо, победа была совсем близко…

Штирлиц уезжает с Берлинского вокзала. У дверей вагона можно отчетливо прочитать (естественно, по-русски): МЕСТ ДЛЯ СИДЕНИЯ… и, соответственно, МЕСТ ДЛЯ ЛЕЖАНИЯ...

Штирлиц убивает агента Клауса из пистолета Макарова.

Любой фильм – это условность.
Но главное, в чем состоит ошибка многочисленных консультантов фильма, это перенос характерных для НКВД внутренних отношений на интриги внутри структуры СС. Все-таки это были совершенно по-разному организованные системы.
За прошедшее время многие пытались повторить успех этого фильма («Вариант «Омега», «Щит и меч», многосерийная «Красная капелла»), но никому пока это сделать не удалось. Подавляющее большинство фильмов грешат значительными фактическими ошибками, когда речь заходит о Третьем рейхе.
Вспоминаются первые фильмы о Джеймсе Бонде, когда советские офицеры появлялись в совершенно опереточной форме – чего стоят четыре звездочки на полковничьих погонах!

Сценаристы даже не делают попытки следовать историческим реалиям.
А сами фильмы от этого бы не пострадали – ведь на самом деле нет ничего более интересного, чем реальная история. В ней столько тайн, что их хватит не на один фильм и не на одно десятилетие работы.