Русские в Неаполе. Помпеи

Иван Подколодный
       Помпеи.

       Каждый, кто когда-либо учился в школе,- а таких, вероятно, большинство, - ассоциирует Помпеи с ужасным извержением, сравнявшим город с землей. Правда, мне приходилось сталкиваться со старшеклассниками, которые не имеют представления, где находится город Помпеи, и что с ним связано. Это значит, что мы приближаемся к «цивилизованному» обществу, в котором нет места мелочам. Ведь средний американский школьник тоже не имеет представления, находится Москва в Сибири, или в Европе, и даже находятся люди, до сих пор думающие, что в Москве ходят медведи. Это не шутка, спросите у соседского мальчишки, где находятся Помпеи, и по его ответу будете делать выводы.
       Быть в Неаполе и не оказаться в Помпеях то же самое, что находиться в Москве, и не посмотреть Красную площадь. Электрички из Неаполя ходят довольно часто, если конечно железная дорога не объявила стачку. В тот день стачки не было, я удобно устроился на «антивандальном» сиденье из красивого пластика, и начал смотреть в окно.
       «Антивандальное» сиденье сделано из прочной пластмассы, которую невозможно сломать или поцарапать. Конечно, находятся умники, пишущие фломастерами, но это гораздо легче смыть. В вагоне вандалов не наблюдалось, публика состояла в основном из туристов, жаждущих взглянуть на руины погибшего города. Здесь были чопорные англичане, шумные французы, стайками по платформе бегали китайцы, измученные жарой и собственным весом, ползали американцы. Напротив меня села женщина лет сорока пяти в футболке, панамке и джинсах. Она спросила меня по-английски, не могу ли я помочь ей выйти на нужной остановке. Разговорившись, выяснилось, что это математик из Воронежа, приехавшая давать лекции в Италии.
- У меня выдался один денек, и я решила съездить. Когда еще будет такая возможность?
       Я согласился, и мы заговорили о впечатлениях, о России, Везувии и Помпеях. Мы не сказали друг другу ничего нового, но явно получали удовольствие от разговора. Меня радовал даже тот факт, что мы вдвоем, являясь представителями великой страны, не приехали сюда попрошайничать, и чувствуем себя наравне с людьми, приехавшими со всего мира, чтобы приобщиться к мировой истории. Окружающие нас туристы листали глянцевые буклеты, пожилая пара американцев пыталась говорить на итальянском со словарем, и, когда у них получалось, они радостно хлопали в ладоши и улыбались как дети.
- Наши пенсионеры такого себе позволить не могут. – заметил я, кивнув головой в сторону американцев.
- Да, - согласилась женщина, - у нас пенсионеры по помойкам ходят. Да, что говорить, у нас и учителя не могут никуда выехать дальше дачи, и то, чтобы корячиться на земле. Мне просто повезло, я кандидат наук, и язык немного знаю.
       Мы помолчали. За окном мелькали, дома, временами мелькало море, а потом резко открылся залив.
- Нам выходить через одну остановку, - сказал я.
В Помпеях мы попрощались и пошли в разные стороны. Женщина отправилась осматривать руины, я же пошел устраиваться в гостиницу.
       В городе не пахло мусором, наоборот, начиная со станции, меня преследовал потрясающий цветочный аромат. Казалось, все цветы мира были собраны именно здесь, и все решили одновременно распуститься. Давила только жара, но вездесущие торговцы предлагали холодную воду, начиная со станции.
- Аква фредда, колд вотер, холодная вода, - говорили она на всех языках, протягивая маленькие бутылочки, покрытые испариной.
- Холодная? – спросил я опасливо по-русски.
- Холодная, - ответили мне с украинским акцентом.- Для вас всего один евро.
       Я купил воду и улыбнулся продавцу, как старому знакомому.
- А по-японски тоже говоришь?
- «Холодная вода» говорю на двадцати языках. Как вижу группу иностранцев, так и выбираю язык. Правда, русские редко покупают, для них дорого.
       Я поблагодарил за воду, и пошел устраиваться в гостиницу. Вдруг я заметил свою старую знакомую, возвращающуюся к станции.
- Уже осмотрели?- спросил я.
- Через забор посмотрела, и хватит,- последовал ответ.- Вход платный, для меня это дороговато.
       Она опустила взгляд и двинулась к станции походкой провинившегося человека. Я глядел ей вслед и думал, что она не виновата в том, что наши преподаватели,- даже имеющие научную степень, и знающие языки, - не могут себе позволить посещение Великого города, не могла просто купить билет, как это делали американцы, англичане, французы и даже китайцы, и пойти на экскурсию. Мне было жаль ее, но.. я тоже не хотел тратить на это деньги .
       Я устроился в гостинице, и решил прогуляться по городу. Помпеи не имеют выхода к морю, но до ближайшего побережья минут десять езды на электричке. Город привлекает множество туристов, которых привозят сюда на автобусах со всей Италии только ради того, чтобы посетить развалины древнего города. Сами руины занимают довольно большую площадь, которая огорожена забором. Конечно, часть руин можно увидеть, не заходя на территорию, что я и сделал. Я даже попросил какого-то туриста сфотографировать меня на фоне Везувия. Турист оказался французом, он очень старался, делая снимок, заставлял меня менять позы и поворачивать голову. Сделав снимок, он обрадовался даже больше меня. Передавая мне камеру, он несколько раз поклонился и повторил «Мерси». Французская галантность не знала границ. Я улыбнулся, и направился к станции.
- Аква фредда, - услышал я знакомый голос. Увидев меня, торговец водой замолк, и протянул бутылку.- Хотите воду?
- Ты меня обанкротишь, - улыбнулся я.
- Все вы так, россияне, я уже привык.
- А сам ты откуда? – полюбопытствовал я.
- Днепропетровск, - неохотно ответил он. Потом протянул руку и добавил- Николо. так меня здесь зовут, а дома я Мыкола.
- Давно дома не был? – полюбопытствовал я.
- Три года здесь сижу. Надоела эта жара.
 Вдали показалась группа туристов и, Мыкола заволновался.
       - Слышь, мне работать надо. Если хочешь поболтать, приходи вечером, когда туристов не будет, мы часов в семь заканчиваем.
       До семи я успел сделать много дел, сделал нужные звонки, и осмотрел город. С 2 двух до четырех жизнь в Помпеях замирала, магазины закрывались на обед, а улицы становились безлюдными. Только в районе развалин туристы прибывали и прибывали. Холодную воду расхватывали, так что бизнес Мыколы процветал. Вечером, когда я подошел к нему, он пересчитывал деньги.
- А, это ты? – удивился он. – Сейчас я закончу.
- Хороший улов, - пошутил я.
- Неплохой, могу даже пиццой угостить.
       Закончив считать, он передал часть денег своему приятелю, и повернулся ко мне.
- Ну, как Помпеи? – заулыбался он.- Не надоело еще.
- Пока еще нет, а ты как? Сильно устал.
       Мыкола поморщился.
- Думаешь, почему я тебя в пиццерию приглашаю? Просто надоели мне здесь все, хочется с кем-то поговорить. Да и деньги считать приходится. Но пицца недорогая, так что, я угощаю. Сегодня я в хорошем наваре.
       Я заметил, что мог бы и сам заплатить, но Мыкола жестом прервал меня.
- Вы сюда все на последнее приезжаете, я ведь знаю. Каждый цент экономите. Красота, история, Помпеи.. А там что? Камни холодные. Пеплом до сих пор пахнет.
       Я не стал с ним спорить, и мы зашли в ближайшую пиццерию. К нам подошла официантка и кивнула моему собеседнику, как старому знакомому.
- Тебе как всегда? – спросила она по-русски.
- Дай нам по пицце, - и грамм по пятьдесят.
- Сколько же здесь наших? – поинтересовался я.
- Много, ой много, - покачал головой Мыкола. – Людка из Харькова, она хорошо устроилась, обкрутила итальянца, развелась и свой бизнес открыла, не одна, конечно. У нее и гражданство есть. А остальные кто как.
- - Как это, удивился я. – Работаете без всяких прав.
- Это Неаполь, - ухмыльнулся Мыкола.- Здесь никто документов не проверяет. Вот и подрабатываем. Кто воду продает, кто сувениры, а кто попроще на стройках пашет, на плантациях спину гнут, - все по разному.
- Так вы все нелегалы? – удивился я.- Как же вы тут устраиваетесь?.
- Помогают,- ухмыльнулся мой собеседник. – Есть пацаны покруче. Они с мафией договариваются, отстегивают им, места распределяют. Не все так просто.
       Мы помолчали. Пиццу принесли как раз вовремя и мы принялись за еду. Выпив пятьдесят грамм, Мыкола откинулся на стуле, и, казалось, повеселел.
- Здесь все равно лучше, чем дома. Здесь только мафии отдал, и забыл. А у нас только открой бизнес, сразу все набегут, всем дай , и все мало. Беспредел, одно слово. Здесь мафия порядок держит. – Он помолчал.- Сам-то откуда, что у вас-то хорошего?
- Из Москвы- ответил я, но заметив напряженный взгляд своего собеседника, поспешил добавить,- Из Подмосковья.
- Все равно москаль, - раскусил мою уловку Мыкола.- Вам нас не понять. У вас там одни миллионеры.
- Я-то не миллионер, - поспешил я заверить его, но мой собеседник не унимался. – москалей никто не любит. Мы их в армии били, чтобы не задавались. А то, шибко умных из себя строят.- Люд, принеси еще водки, - обратился он к своей знакомой.
       Я не пытался спорить, но заметил, что в Москве тоже живется непросто. Мыкола выпил водки, и поднял на меня глаза.
- Ладно, не обижайся, - сказал он.- Только Союз все равно москали развалили. Получили бабки у америкосов и развалили. Нашим тоже отстегнули, конечно, но теперь это не имеет значения.
       Разговор не клеился. Я даже пожалел, что согласился на его приглашение. Мы посидели, и Мыкола позвал Люду, чтобы расплатиться. Я сделал попытку предложить свои деньги, но мой собеседник был тверд.
- Если я пригласил, значит, я плачу. Можешь, конечно, в другой раз ты пригласить. Тогда и заплатишь
       Другого раза не было, мы разошлись, пожелав друг другу доброй ночи, и я больше не подходил к станции. Ездить на автобусе оказалось намного интереснее. Несколько раз я замечал Мыколу издалека, но почему-то мне не хотелось с ним больше заговаривать.