Икона Божией Матери Державная. Святитель Иов

Елизавета Басова
2007 год был юбилейный – мы отмечали 90-летие со дня явления православному русскому народу иконы Божией Матери Державной.

Она явила себя 2 марта 1917 года, в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день, в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, именуемой «Державная».

Царица Небесная изображена на этой иконе как Царица земная, с короной на главе, со скипетром и державой в руках – символами царской власти. Владычица пришла к русскому народу в самый тяжкий час, и приняла на Себя преемство власти державы Российской.

С радостным страхом и покаянным трепетом русский народ молился перед Державной иконой Божией Матери, а икона в бесчисленных копиях стала украшать русские храмы. Появилась служба и дивный акафист этой иконе, составленный с участием Патриарха Тихона.

Однако тогдашние власти обрушили на головы почитателей иконы жесточайшие гонения. Были репрессированы тысячи верующих, составители службы и канона, а иконы изымались из всех церквей, Церковь же в те годы прошла чрез испытания обновленчества и раскола.

Теперь это ушло в историю, а 17 мая в храме Христа Спасителя, в день Вознесения Господня, подписан Акт о каноническом общении Московского патриархата и Зарубежной церкви, что стало решающим шагом к полному восстановлению церковного единства Русской православной церкви. По словам Святейшего Патриарха, нынешним воссоединением в духе братской любви символически поставлена последняя точка в драматической истории гражданской войны.

Так же в 2007 году древняя Тверская епархия, совместно со всей Русской Православной Церковью, отмечала 400-летие со дня блаженной кончины первого Русского Патриарха - святителя Иова.

Святой Иов (в миру Иоанн) родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старице, в семье благочестивых горожан. Он обучился грамоте у настоятеля Успенского Старицкого монастыря Германа. Прошел путь от послушника до игумена обители.

Он никогда никого не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал, а, будучи настоятелем, - не столько словом, сколько своей жизнью воодушевлял братию к духовному деланию. В 1570-х годах святой Иов был настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей.

Затем был рукоположен во епископа Коломенского. Далее была Ростовская кафедра, а 11 декабря 1587 года, собором епископов, поставлен Первосвятителем Русской Церкви – Митрополитом Московским и всея Руси.

Святитель Иов оказался тем достойнейшим, кто по благословению и при личном участии Константинопольского Патриарха Иеремии II, в Успенском соборе Московского Кремля был поставлен первым в истории Русской церкви Патриархом Московским.

Но самым главным подвигом его жизни стали события связанные со смутным временем, где он проявил не только мудрость первоиерарха Церкви Христовой, но и гражданское мужество.

Его призывы противостоять самозванцу Лжедимиртию стоили ему Первосвятительской кафедры. Он был незаконно смещен и сослан в свой же Старицкий Успенский монастырь. После свержения самозванца святитель Иов уже не смог из-за немощи возвратиться на первосвятительский престол и на свое место благословил митрополита Казанского Ермогена.

Святой Иов мирно скончался 19 июня 1607 года, и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была сооружена часовня. В 1652 году нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы Патриарха Иоасафа.

От мощей святителя Иова происходили исцелению. Имя святителя Иова, в 1979 году, было включено в Собор Тверских святых, а на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года было установлено общецерковное почитание святого.