50 лет одиночества

Сусанна Давидян
 
- Остановитесь здесь, Роза. Нет, пожалуй еще чуть- чуть вперед. Да, вы правы, лучше остановиться именно здесь. Так даже лучше, ближе… Нет, это я сама с собой разговариваю. Да, я себя хорошо чувствую, даже лучше, чем когда- либо. Да, да, мы пришли. Удивительно, знаете, что ничего не меняется на этой земле. Вот и вечер такой же теплый и тихий, волны плещутся, луна- такая же круглая и яркая, словно и не прошло столько времени. Хотя странно, что это уже меня не волнует, словно взято из чужой жизни и не прижилось.
-Нет, Роза, я не буду принимать лекарство. Зачем? Ах, потому что моя дочь сказала? Да, я знаю, что она тревожится, но у нее и без меня сейчас много проблем. Молодежь так торопится, стремится все успеть- и поработать, и отдохнуть и детей между делом воспитывать, словно хотят две жизни прожить, а ведь кому –то и одна длинной кажется. Нет, не волнуйтесь, мне не холодно. Мне нормально. Просто потому что не может быть лучше или хуже, особенно здесь, сейчас.
-Роза, оставьте меня. Я хочу побыть одна. Она не разрешила? Кто же ей об этом скажет? Вы? Не думаю, что вам это надо. Я имею право распоряжаться своей судьбой. Когда тебе 76 и ты двенадцать часов в день проводишь в инвалидной коляске, да еще под присмотром, а семь или восемь в кровати ночью под видом сна, хотя какой это сон, то остается не так уж много времени, чтобы чувствовать себя свободным человеком. Зависимость –это не совсем удобная и приятная вещь. Человек должен принадлежать себе самому. Правда, бывают исключения, но... да вы не слушайте вы меня. Что можно ждать от выжившей из ума старухи, к тому же никому не нужной? Это им так кажется. Не смешите меня, особенно здесь. Это святотатство. Я приехала сюда совсем не для этого. Кстати, милочка, я вас тоже указала в моем завещании. Не бог весть сколько, но не обидела. Не стоит, не стоит. Я была в здравом уме и в присутствии адвоката.
-Пятьдесят лет я ждала этого дня, боялась опоздать, а раньше тоже не могла- не все так просто. Обязательства, ответственность, долг, обещания, но, кажется, я уже прошла эти все этапы и, наконец, свободна.
-Ах, милочка, какое недоразумение. Я забыла лекарство в номере. Вы считаете, что я должна его выпить, не так ли? Оно на столике, да, вы его сразу увидите. Вот, а вы не верите, что я больная и старая, почти выжившая из ума женщина, которая уже ни на что не способна. Идите, милая, я никого не боюсь, не смешите меня. Кто меня может напугать? Скорее наооборот. Идите и не забудьте захватить бутылочку воды, а вот палку мою оставьте. Кто знает? Может понадобится?
-Я пока побуду одна. Я заслужила это право.
...Она дождалась, пока затихло шуршание ног по песку и только потом посмотрела на воду, которая миллионы лет изо дня в день своими солеными волнами накатывалась на берег, вспениваясь и захватывая крупинки светлого песка между камней. Какая рутинная и бесконечная работа природы. Все повторяется с удивительным постоянством- тот же закат в багровых тонах, легкий бриз, колыхание веток постаревшего за эти годы одинокого дерева на песчанной отмели. Ничего не изменилось за эти долгие пятьдесят лет. С того момента. С той точки отсчета новой для нее жизни. Хотя, разве это была жизнь?
Сегодня она могла с уверенностью сказать, что если бы он был жив, она не сидела бы сейчас в этой инвалидной коляске, у нее может не так сильно дрожали бы руки, а волосы не побелели бы так быстро, все было бы не так, иначе, но история не терпит сослагательного наклонения.
Она провела рукой по глазам, словно снимая и сбрасывая из памяти груз пройденных лет. Разве это было не вчера? Разве он не подарил ей вот это чудное кольцо, которое она не снимая носит всю свою жизнь? Оно уже давно приросло к ее коже, стало частью ее самой, к тому же самой прекрасной, потому как хранило память о нем, оставаясь единственным напоминанием, кроме разве нескольких бережно хранимых фото. Он ушел, не оставив следа, словно растворился в той черной ночи, когда она босиком металась по песчанному берегу, но не умея плавать, только звала его и молилась о его спасении.
Его тело не нашли, а ей сказали, что либо его унесло в открытый океан, либо виной тому акулы, которых в тот год в теплых водах было на удивление много. Ни одна из этих версий не дала ей успокоения. Она не могла в это поверить и не хотела принять. В тот вечер он пообещал ей крохотную яркую звездочку с неба и перламутровую раковину со дна морского, но не сдержал своего обещания, ушел в вечность, оставив ей в удел одиночество и слезы, лишив надежды и любви.
-Мне ничего не надо было, любимый...- тихо шептали ее бескровные губы.- Все эти годы я каждое утро целовала кольцо, которое ты мне подарил в тот вечер и думала о тебе. Моя жизнь оборвалась пятьдесят лет назад, как и твоя. Да, у меня есть дети, внуки, но у них своя жизнь, свои заботы и радости, а у меня только вечная печаль в душе. Ты так и остался молодым, сильным и красивым, а мне не хочется смотреться в зеркало. Я вижу там чужое лицо, совершенно мне не знакомое. Моя жизнь остановилась в тот момент, когда перестало биться твое сердце. Мы обещали любить друг друга и быть вместе, но ты обманул меня, мы договорились умереть вместе на одной подушке в один день, но ты ушел первым, не сказав ни слова пятьдесят лет назад, в такой же теплый ласковый вечер. Я обещала тебе быть всегда с тобой, извини, немного опоздала, но ты меня простишь, как смогла простить тебя я. Твоя радость была и моей, а твоя печаль огорчала меня больше, чем тебя. Наша любовь была подарком судьбы, а мы были ее избранниками, только жаль, что нам отпущено было так мало времени для счастья. Но я и этому рада, потому что у других и такого счастья не бывает.
...Она, помогая себе руками, пыталась сдвинуть с места коляску, колеса которой от ее усилий только глубже проваливались в песок. Тогда она взяла в руки палку с набалдашником, покрытым золотистой краской и, тяжело опираясь на нее, с трудом встала.
...Роза, запыхавшись, вернулась через час. Она так и не нашла нужное лекарство. Пляж был пустнынный, только прибой нарушал тишину и спокойствие теплого вечера. Возле дерева одиноко стояло инвалидное кресло, колеса которого увязли в песке, но миссис Смит в нем не было. Роза стала оглядываться по сторонам, потом подбежала к креслу, все еще надеясь на чудо.
На песке отчетливо были видны следы, которые вели к воде, ближе к берегу они пропали, смытые набегающей волной. Здесь же лежала знакомая палка. Роза подняла ее и увидела, что к набалдашнику тонким ремешком от платья миссис Смит было привязано кольцо с бриллиантом- то, которое она никогда раньше не снимала с пальца. Медленно и лениво перекатывались волны, шепотом разбивая вечернюю тишину.
...Обе дочери миссис Смит прилетели ближайшим рейсом. Водолазы и спасатели несколько дней исследовали прибрежные воды, но тело миссис Смит так и не было найдено.