Поэты и прозаики или стихиряне и прозарушники?

Мария Сидорова
Чем объяснить появление аааагроменного количества авторов на стихире и прозе.ру?

Должны быть причины более глубокие, чем те, что лежат на поверхности. С э т и м и более-менее понятно. Они, возможно, таковы.

Одни авторы (поэты ли, прозаики) чувствуют, что им есть о чём поведать «граду и миру», однако не имеют возможности напечататься на бумаге, а читатели нужны.
Таких среди публикующихся много – спасибо стихире-прозе. И отклик здесь быстрый. (Не будем вдаваться в степень таланта-мастерства как писателя, так и читателя – ибо и последний ведь может быть талантлив либо бездарен).

Другие, узнав, что есть-де такая стихира-проза, идут по наводке графомана(-нки)-соседа(-дки), чей опус был похвален. Ведь, как говорится, на каждую рыбку свой едок, а серость всегда мила и понятна серости же, которая всегда и везде есть классическое большинство.

Третьи идут, чтобы объекту своей любви принести в клювике напечатанное «какая-то- роза-упала-на-грудь – милая-бяка-меня-не-забудь». Таких тоже много. Один мой давний знакомый, вологодский крестьянин от сохи, однако начитанный и неглупый, как-то заметил с мягкой иронией, получив такое рифмованное нечто от подружки:

- Небось, целый уповод сочиняла сидела.

«Уповод» (ударение на первый слог) по-вологодски означает немалый отрезок времени.

Другие поверхностные, то есть материальные, видимые причины так или иначе, я думаю, стыкуются с названными выше.

А вот за ними что?

Есть причина п с и х о л о г и ч е с к а я: человек ищет спасения от одиночества. Иногда обретает благодаря стихире и прозе.ру друзей. По крайней мере, странствуя там, легче найти хорошего собеседника, чем Марьванна из соседней квартиры, любимые темы которой – растущие цены и головная боль.

Но одна из главных, г л у б и н н ы х причин, о которых говорят сегодня философы, – активизация тёмного начала в борьбе против светлого. Говоря высоким штилем, диавол, эта «обезьяна Бога», "вытесняет Христа из всех пор и молекул" (Юрий Арабов).

За последние годы сформировалось целое поколение, далёкое от культуры чтения. Эти люди растят таких же детей. На мои слова о том, что ребёнок, как правило, не читает в том случае, когда семья нечитающая, один папа обиженно ответил, что к их семье это не относится: у них полное собрание детективов, а каждую книжку Донцовой он сразу покупает и прочитывает.

«Поколение пепси» неспособно проникать в суть вещей. Предвидя возможные возражения, уточню: я не о частностях – Талант есть в любом времени, даже в «дни глухие», – я об общей тенденции. «Поколение пепси» привыкло к визуальной культуре, к видеоряду. К яркой картинке, сделанной по правилам супертехнологий. Даже фильмы оно предпочитает динамичные – всё остальное тягомотина и скука.
Психологическая драма отдыхает. Ужастик – да здравствует! Всё, что требует мыслительных усилий, - не принимается, вызывает отторжение.

Конкретность видимого явления, предмета затемняет его метафизический смысл.
Сегодня человек как представитель вида становится поверхностнее. Он как бы возвращается к наскальным рисункам, только вместо примитивных выцарапанных силуэтов – современные компьютерные технологии. Новый – но отнюдь не благой - виток спирали.

Ассоциативное мышление нечитающего человека неразвито. Это «картинка» доходит легко – слово же требует работы ума и сердца. Подтекст «человеку нечитающему» не виден, «затекст» для него просто не существует.
 Примитивное восприятие имеет следствием логически вытекающий из него вывод:

- А чего уж тут такого написано? И я так могу. Вот буквы, вот слова.

Когда такой «писатель» вдруг спотыкается о настоящее произведение искусства, он может сказать одно:

- Цепляет!

Жуткое словечко. Короче, «аффтар жжоттт», а чем – хрен его знает.

Такие дела, братья-сёстры-поэты-писатели!

А ведь то, о чём я говорю, - трагедия. Вершится она медленно, но верно. Потому что - сошлюсь на авторитет русского философа А. Ф. Лосева – «если слово не действительно... не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существует только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме такие же, тёмные и безумные, глухонемые чудовища».

(опубликовано в «Русском Эпиграфе»)