Гипроподвал

Виктор Свиридов
       (Штрихи к картине эпохи развитого Социализма)

       «ГИПРОПОДВАЛ» - так в шутку с лёгкой руки одного из наших друзей мы прозвали, и до сих пор называем существовавшее когда-то «Московское отделение Ленинградского ГИПРОРыбфлота»… А в рассказе для краткости давайте условно назовём его «ГИП».
       Эта организация появилась в Москве на пороге семидесятых годов и размещалась в арбатских подвалах (поэтому и прилепилось к ней прозвище «ГИПРОПОДВАЛ») Узнали мы о ГИПе случайно от ребят, с которыми познакомились на рыбалке. Эти молодые люди, работая в ГИПе, уже были ведущими инженерами, а один из них был даже заместителем главного конструктора. Они рассказали нам, что их недавно созданный ГИП занимается проектированием малых управляемых подводных аппаратов. Один такой аппарат (ОСА-600) уже в стадии строительства, а испытывать его будут сами же создатели, и из них уже формируется отряд гидронавтов, которые будут учиться чуть ли не во Франции.
       Ребята эти без сомнения были энтузиастами своего дела и патриотами своей организации. Узнав, что мы работаем у Туполева инженерами третьей (т.е. самой низкой) категории, они стали настойчиво и вдохновенно вербовать нас в ГИП, обещая интересную работу, повышение категории и должности. Особенный упор делался на то, в ГИПе работает масса авиационных инженеров, что ОСА-600, по сути, представляет собой подводный «летательный» аппарат, оснащенный авиационным оборудованием. И перспективы своего ГИПа они видели только в самых радужных красках. А то, что их организация разбросана по подвалам - ничего страшного! Ведь С.П. Королёв с его ГИРДом тоже начинал с подвала, а достиг космических высот.
А ещё мы узнали, что создателем, директором и главным конструктором ГИПа является человек по фамилии Шматок, и о нём ещё услышит мир.

       Мы подружились с ГИПовской компанией и весьма заинтересовались заманчивым предложением. Особенно «загорелся» Олег Моргунов, который с детства мечтал о подводных экспедициях и исследованиях морского дна.
       Других прельщала возможность получить самостоятельность и повыситься в категории, а значит и в зарплате. Ведь чего греха таить: в старом, устоявшемся туполевском ОКБ перспективы роста у молодых инженеров были просто мизерными. Жёсткое штатное расписание и лимит фонда зарплаты не позволяли повышать даже очень способных работников, выполняющих самые серьёзные задания.
Одним словом – в результате этой встречи двое моих близких друзей Андрей и Олег ушли от Туполева к Шматку. Должен признаться, что и я под влиянием моих друзей в течение трёх лет несколько раз вёл переговоры с руководством ГИПа, но уйти туда не решился – слишком уж авантюрно там всё выглядело.

       В ГИПе действительно работало много авиационных инженеров, бывших работников ОКБ Яковлева, Ильюшина, Туполева. Продолжая близко дружить с Андреем и Олегом, я автоматически сблизился с их сослуживцами. Мы ходили вместе на рыбалку, бывало и устраивали вечерние посиделки. В результате я постоянно был в курсе дел ГИПа и даже активно участвовал в них. Поэтому могу весьма точно обрисовать некие особенности процесса создания первого советского пилотируемого подводного аппарата ОСА-600. Добавлю: аппарата совершенно автономного, трёхместного, имеющего систему автоматической стабилизации и управления, способного двигаться вперёд-назад и боком, оснащённого телевизионной системой и «роботом- манипулятором», способного зависать на заданной глубине над заданной точкой дна, несмотря на сильное течение.

       Аппарат имел внутренний прочный корпус (металлический шар) и внешний легкий пластиковый обтекатель. Кабина гидронавтов в шаре, а всевозможное оборудование, батареи, движители, и т.д. вне шара под обтекателем.

       Собственно весь этот рассказик затеян ради того, чтобы осветить курьёзные моменты функционирования ГИПа. Мне кажется, что некоторым читателям будут интересны эти дополнительные штрихи к картине эпохи развитого Социализма.

       Начать хотя бы с того, что Ленинградский ГИПРОРыбфлот был в ведомстве Министерства рыбного хозяйства и изначально вовсе не предназначался для проектирования и создания подводных аппаратов. Но каким-то совершенно непостижимым образом Шматку удалось «пробить» создание московского отделения ГИП с штатом в пятьдесят человек, а потом он ухитрился набрать ещё четыреста! Он довольно быстро захватил более десятка подвалов на Арбате, а в качестве производственной базы использовал немецкую самоходную баржу, которую пригнали аж с Балтики и поставили в Химках. А испытательная база была основана на Балтике, в местечке Большой Бор (под Выборгом).
       И это, повторяю, при том, что в планы Министерства рыбного хозяйства строительство подводных аппаратов не входило.

       Всё это убеждает, что Шматок личность, безусловно, талантливая, сильная, авантюрная. До ГИПа он работал в одном из прикладных отделов Академии Наук, занимавшихся подводными исследованиями. Ещё в те времена по заказу АН СССР было начато изготовление трёх небольших батискафов. Но как это часто бывает дальше начала дело не пошло. Так и лежали во дворе академии три пустых шара, лежали без дела несколько лет…
       И Шматок просто-напросто умыкнул один из них. История умалчивает, как технически выглядел процесс кражи двухметрового стального шара. Длительное время сотрудники АН СССР даже не замечала исчезновения этого шара. Раз исчез – значит так надо! Значит, по чьему-то приказу увезли. Ведь не мог же просто так исчезнуть двухметровый стальной шар! Да и кому он нужен?

       Аппарат проектировали авиационные инженеры, поэтому ничего удивительного, что практически всё пилотажно-навигационное и приборное оборудование было на подводном аппарате авиационным. Даже ручка управления! А гидронавт, управляющий аппаратом, назывался пилотом!
       
       Но где реально достать это приборное оборудование? Казалось бы – чего проще: купить у изготовителя или ещё где-нибудь. Но это оказалось безумно сложным делом. Тут и ведомственные барьеры, и нежелание изготовителя нести ответственность, и незаинтересованность конкретных лиц от «продавца» (деньги-то не тебе)… И кроме того, когда удавалось что-то купить, то это стоило гораздо дороже, чем рассчитывалось.
Но вопрос был решён. Оборудование, приборы и прочее стали очень просто выносить с авиационных предприятий. Ведь у работников ГИПа оставалось очень много друзей в разных авиационных ОКБ. И я, каюсь, тоже участвовал в этом процессе оснащения подводного аппарата туполевскими рулевыми машинками и гидроклапанами. Было два основных пути «доставания» нужных приборов:
1. Выписать со склада для установки на какой-либо стенд-тренажёр.
2. Выменять у механиков за спирт.
По сути оба пути можно назвать кражей гос.имущества со всеми последствиями. Но может мне зачтётся чистосердечное признание и срок давности?

       При изготовлении аппарата его создателям приходилось преодолевать огромные трудности и ради достижения цели идти на множество всевозможных нарушений.
Нарушались элементарные правила ведения и оформления технической документации, практически не обеспечивалась техника безопасности, не просчитывалась надёжность отдельных узлов и, наконец, были безобразные финансовые нарушения.
 
       Тем не менее, аппарат был изготовлен и отправлен на Балтику. В 1976 году он был спущен на воду и начались испытательные погружения. Мой друг Олег Моргунов добился своей цели. Он стал гидронавтом испытателем и испытывал аппарат, в создание которого вложил много сил. Испытания продвигались трудно, при каждом погружении выявлялись недоработки, но аппарат жил, дышал! Аппарат и его создателей показывало телевидение, о них писала пресса, их фото поместили центральные газеты и журналы. Это был их звёздный час! Казалось, что ещё немного и аппарат будет с благодарностью принят народным хозяйством и оценен военными, ведь функциональные возможности этого аппарата очень обширны. Кстати, предельная глубина его погружения 600 метров. В мечтах Олег уже плыл по дальним морям-океанам…

       Но ничего этого не произошло. Под Шматка стали копать со всех сторон. Его обвинили в растрате, в финансовых и прочих нарушениях, уличили в аморалке, взгрели по партийной линии и… сняли с работы.
       В ГИПе начались массовые сокращения. Практически прекратилось финансирование. Новое руководство решило переориентировать ГИП и отказалось от борьбы за продолжение работ по доводке подводного аппарата. Вскоре и сам ГИП был переименован и превращён в заурядную контору по проектированию оборудования, предназначенного для переработки морских продуктов типа криль.
       И от ГИПа остался только ГИПРОПОДВАЛ.

Эпилог:
наше государство закупило два подводных аппарата у Франции, а аппарат ОСА-600 был списан с баланса и навсегда остался гнить в Большом Бору.
.......................................................
Несколько любительских кинокадров процесса создания этого уникального подводного аппарата мне удалось снять (благо мой друг был там ведущим конструктором). См.:

http://video.mail.ru/inbox/vs43s/6/78.html