Для них...

Тася Вадова
- Тебе было больно, когда умерла сестра?
В наступившей тишине слышно ее сбивчивое дыхание. Я знаю, что она плачет. Мы все это знаем. Но она все равно пытается это скрыть.
- Да что вы знаете?! Что? О той боли! Это было, я скажу, да! Невыносимо! – взрывается она. Говорит громко, вкладывая ту боль в каждое слово. Поднимает взгляд. Мутные, пьяные глаза, крепко сжатые зубы.
Тут все серьезно. Иначе не бывает. Я это понимаю. Мы все это понимаем. Мы все вспоминаем в этот момент родных, любимых, ушедших от нас. Как это было. Слезы, грусть, тоска, злость и ненависть. Невыносимая любовь. У нас у каждого свои призраки. Но что, что мы знаем о ее боли? Кто из нас решился закинуть в бутылку водки пачку снотворного и выпить это? Кто из нас?
- Тебе было больно, когда умерла мать?
Наверное, в своих вопросах я немного жестока. Лезу в самую суть. Выворачиваю ее наизнанку. Вместо ответа она вновь опускает голову. И вновь – тишина, сдержанные рыдания. Успокаивается. Отвечает тихо, коротко.
- Было.
Он поднимается, наливает стакан воды. Ставит его перед ней, рядом выдавливает три таблетки активированного угля. Отходит к окну, всматривается в ночь. Для полной картины в его руках не хватает сигареты. Но он не курит. Тема. Тема живет без родителей. Мы не знаем, кем они были. Когда и как они умерли. Мы просто знаем, что он один. Когда-то он нашел нас. Чтобы мы стали его семьей.
Она неожиданно громко всхлипывает, поднимает голову, оглядывается.
- Артем. – Зовет жалобно. – Тема. – Протяжно.
- Выпей таблетки, Марина, - холодно откликается Артем.
Она понимающие кивает, глаза бегают по столу в поисках таблеток. Дрожащей рукой берет стакан. Одна таблетка, вторая, третья.
- А кому ты звонила попрощаться? – продолжаю свой допрос, вызывая новую истерику.
Он не выдерживает. Вскакивает с кресла, уходит в соседнюю комнату. Я оборачиваюсь, проследить его траекторию, вспоминаю.
Он сам чуть не умер. Дважды. Несмотря на обе аварии, в которых он потерял друзей, он продолжает ездить на машине. Две аварии и шесть человек. Он всегда оставался один. С кем он успел попрощаться? Гера. Маленький мальчик. Совсем еще маленький. С ним мы подружились позже остальных. Он молчит, когда просишь его подвезти. Всегда подвозит и молчит. В остальное время Гера яркий, веселый.
Тем временем очередной приступ Марины прекращается. Она невнятно отвечает на мой вопрос. Три фамилии.
- А как же твой папа?
Нас за столом осталось трое. Она, я и он. Не дождавшись окончания моего вопроса, он поднялся. Подошел к Теме, прикурил ему сигарету. Тема не курит. Но сигарету принял. Повертеть в руках. Кивнул с благодарностью.
Иль подошел к комоду. Достал из ящика две свечи. Заменил сгоревшие (стоявшие тут же, на комоде). Поджег. Иль самый спокойный из нас. Я называю его эльфом. Только эльф может так сохранять спокойствие.
Илю недавно исполнилось тридцать. За это время он успел прожить целую жизнь. С любовью, изменами, войнами. Между жизнью и смертью. Через что он только не прошел. Был женат. Жена уехала от него в Канаду, забрав с собой 5-летнюю дочку. С его разрешения, конечно. Тогда он и не знал, что Канада станет его адом. После того, как жена и дочка погибнут при пожаре. Теперь он ездит туда каждые три месяца, на могилу дочки.
Я уже плачу, понимая, как жестоко будет продолжение моего вопроса. Иль не смотрит на меня, словно давая разрешение продолжать. Марина тоже застыла. Ждет или думает?
- Ты с папой попрощалась?
Марина знает о нас мало. Она не знает, какие призраки преследуют всех нас. Она не видит их слез. Слез моих мужчин. Не видит, как Гера сидит на полу в комнате и по-мальчишески прижимает к груди подушку. Прикусывает губу, чтобы не кричать от боли.
Она не видит воск, стекающий по свечам. Темные пятна в глазах Иля. Не видит ту неделю в Канаде, когда он хоронил свою дочь. А ведь ее звали так же. Марина.
Марина не видит Артема, который делает затяжку. И еще одну. Сигарета мокнет от слез.
«Почему я не говорю о себе?» - спрашиваю я себя. - «Какие призраки живут в моем прошлом?»
Я не говорю о себе, потому что все уже сказано. Кладу ладонь Марине на затылок. Сдерживаю ее рыдания, напитываюсь ими.
- А ты кого-нибудь кроме себя любишь? – этот вопрос я задаю скорее для себя.
Артем, Гера и Иль – мои призраки. Три моих мужа, три моих друга.
Однажды Гера не сел за руль. И они поехали на метро. Они умерли все вместе при взрыве. Я ехала к ним навстречу, но опоздала. Мой поезд на станцию уже не пустили…
Марина перестает плакать. Перестает дышать. Она поднимает на меня абсолютно трезвый взгляд.
- Для чего ты живешь, Марина?
Мысленно она парирует мой вопрос. Мысленно же задает его мне.
- Какая же ты дура, - заканчивает внутренний диалог. – Какая же чертова дура! – голос срывается на визг. Потом на писк. А потом она просто рыдает, приговаривая: «Дура ты… дура…»
Дура я… Правильно. Я же не забочусь о ней. Не утешаю рыдания. Не интересуюсь проблемами. Задаю глупые вопросы. Не жду на них ответа. Окружаю призраками.

Вспоминаю, как мы сидели здесь вчетвером. Мы с Темой лежали на диване. Гера навалился на нас сверху и смеялся. Иль сидел в кресле. Там, где сейчас сижу я. Держал меня за руку, целовал пальцы.
Кем я была для них? Была ли подругой, девушкой, сестрой? Может, Илю я заменила дочку. Для Темы была мамой. Я была для них… была…
Я была для них. А сейчас я для кого?

***

Автомобиль останавливается у ларька с цветами. Пассажиры не спешат выходить. Артем сидит впереди, курит в окно. На заднем сидении Гера вертит в руках карты, тренируется их тасовать. Улыбается, показывая фокусы сидящему рядом Илю. Иль сдержанно улыбается в ответ.
Артем докуривает, выходит. Гера моментально реагирует – убирает колоду в карман, выходит следом. Иль присоединяется к ним немного позже. Все его движения медленные, спокойные.
Первым делом они заходят в ларек. Покупают букет ромашек…
Они приходят сюда постоянно. Меняют ромашки в вазочке. Она любила простые цветы.
С того взрыва прошло три года. А она все так же маячит за их спинами. Все так же живет для них.
В машине их ждет Марина. Артем попросил ее подвезти их сегодня. Позже, по дороге обратно, она спросит, кого они навещали. Ответ будет коротким. Ее попросят больше не задавать этого вопроса.
А вечером она смешает водку со снотворным и выпьет это. И где-то на грани встретит их призрака...