О себе и других 4-Итоги

Эдуард Алкснис
       Вот я пожил и посмотрел. Все текло, все изменялось. Куда и как?
1. Самое главное - как менялись люди. В 40-50-х гг. я застал поколение, воспитанное и выученное до революции и наблюдал, как непрерывно портился народ.
 Страшно изменилось отношение к работе, особенно у рабочих, чувство ответственности за порученную работу и доверенное имущество уступало место наплевательскому безразличию, иногда даже утрированному, показному. Честное и заинтересованное отношение к работе замечалось и поощрялось очень редко, обычно игнорировалось, а в рабочей среде встречалось язвительными шутками. Только самые порядочные люди, повинуясь голосу совести, жертвуя собственными интересами, делали свое дело, как надо, хотя выглядели чудаками, белыми воронами. В 40-х, при необходимости, еще можно было попросить рабочего выполнить работу без вознаграждения, объяснив ему причины, в 60-х такое обращение было бесполезно и считалось неуместным. Интеллигентность среди инженеров была нормой, стала редкостью.
       Ложь проникла во все слои и отношения общества: правительство врало народу, начальники - подчиненным, а подчиненные - начальству, все врали друг другу, а СМИ - врали всем нагло и постоянно, поэтому ложь перестала считаться грехом.
       Окончательно разрушило народную мораль повальное воровство: “социалистическая собственность” рассматривалась, как ничья и все тащили с работы, кто что мог, и средства производства и готовую продукцию. В колхозах, в торговле и общепите это стало нормой и формой оплаты труда. Чтобы не обижать расхитителей казенного добра, их стали называть не “воры”, а “несуны”.
       Конечно, рыба тухла с головы и советская администрация стала собранием всех пороков: не было вида разврата, воровства и мошенничества, в котором не погрязла бы советская элита от начальника цеха до члена Политбюро. Нынешний криминальный беспредел - естественное и закономерное развитие советских порядков и нравов.
       Безусловно, начало советской безнравственности положила беспощадная, кровавая борьба с религией. Крупнейший современный философ М.Мамардашвили пишет: “Моральные нормы, которые действительно регулируют человеческое общение, имеют под собой божественное основание. То есть, могут быть религиозно обоснованы, и поэтому мораль чаще всего и выводилась из религии” (“Введение в философию”). Вот большевики из русского некультурного сознания это основание выдернули. По существу, это было преступление против человечности... Даже неискреннее, фарисейское исповедывание христианской морали, любви к ближнему и заповедей Господних, лучше откровенного безбожия, открывающего человека для злобы, лжи и любого соблазна. Произошло в точности то, что должно было произойти, советский человек в этическом отношении вернулся к язычеству.
2. Большевики, во главе со Сталиным, наметили грандиозную программу развития производительных сил. Поболее полувека все работоспособное население Союза с великим напряжением трудилось над ее осуществлением. Была построена колоссальная промышленность и энергетика, а сельское хозяйство электрифицировано, механизировано и химизировано. Для научно-технического обеспечения этой махины в кратчайший срок была создана огромная система высшего и среднего образования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных предприятий. Все это произвело сильнейшее впечатление на весь мир, так что даже Черчилль отметил, что “Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой”, а все сторонники революционных преобразований получили мощный допинг и, в меру своего фанатизма и невежества, устремились по тому же пути. А в итоге - полный облом. Через полвека открылось, что могучая социалистическая индустрия, поглотившая безмерные труды и материальные ресурсы, сплошь нерентабельна, может производить только низкокачественные неконкурентоспособные товары, притом преимущественно военного назначения, сельское хозяйство дезорганизовано и разорено, весь научно-технический потенциал безнадежно отстал от западного. Жуткое качество советских товаров общеизвестно. Стоит особо отметить, два явления. Во-первых, особенно плохим, наихудшим в мире, был столярный, слесарный, электромонтажный и прочий ручной инструмент - орудия труда индустриальных рабочих, что разоблачает нелепый миф о гегемонии рабочего класса. Хозяин никогда не возьмет в руки такую дрянь. Во-вторых, очень низким было качество строительства домов, городов, инженерных сетей, то есть сооружений самого длительного использования: повышенные расходы на их эксплоатацию, отопление, ремонт и т.п. переложены на плечи последующих поколений. Сейчас сносят пятиэтажки, но нигде и никогда не строились каменные здания со сроком службы 40-50 лет, бараки дольше стояли.
       Теперь, в ретроспективе ясно, что для краха вполне достаточно было двух условий: отсутствия свободного рынка и обобществления средств производства. Повторилась история с Вавилонской башней: как известно, Господь прогневался и смешал языки строителей. Они перестали понимать друг друга, тем дело и кончилось. Без рынка было абсолютно невозможно определить, что где выгодно строить, как и сколько чего производить, как рассказано в гл 3, все решалось некомпетентным политическим руководством на внеэкономической основе, поэтому кризис был предопределен и неизбежен. Внеэкономическая основа - политические и личные соображения, гласные, вроде, “укреплять роль рабочего класса на национальных окраинах”, но чаще - негласные: “с новым заводом появится и жилье и товары и взятки для региональных властей”. Самую гнусную роль играли ученые - теоретики и экономисты, которые в угоду начальству, ради карьеры и наживы, подло обманывали все общество, выдумывая и доказывая реальность и целесообразность абсурдных планов. В 50-е годы ходил анекдот, как одного работника, который жил не по средствам, хотели привлечь к ответственности за нетрудовые доходы. Он объясняет, что доходы трудовые - ему 500 р в месяц платит еврей, которого он в своем подвале от немцев прячет. Ему кричат: “Что ты несешь?! Война 10 лет, как закончилась!” - “А я ему об этом не говорю.” - отвечает обвиняемый. Все советское общество держали в дураках, как того узника. Ведь достаточно было познакомиться с трудами Ф.А.Хайека (44 г), чтобы понять, чем дело кончится. Впрочем, по немецкой пословице, “Желание - отец мысли”, вожди и идеологи думали, как им было удобнее.
       Деньги перестали играть роль универсального эквивалента и истинную ценность товаров и услуг никто не знал. Выпускались товары “планово прибыльные” и “планово убыточные”, а зарплата начислялась за выполнение плана и не зависела от рентабельности, качества и спроса на продукцию, поэтому значительная доля готовых товаров постоянно попадала в “неликвиды”(ненужные) - списывалась и уничтожалась. О военных расходах, которые пожирали до 70% бюджета, никто и не заикался: защита отечества превыше всего, хотя именно здесь абсурд социалистической экономики был особенно очевиден, ведь еще до войны было произведено 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ, да во время войны 120 тысяч! Мало того, что для военных целей требовалось несравненно меньше ОВ, так теперь нет средств для хранения и переработки этой отравы. Крупнейший честный экономист Н.Шмелев писал: “Несколько поколений людей на этой земле строили сумасшедший дом, теперь несколько поколений будут его перестраивать.” Расплата наступила, когда началась приватизация этого дурдома. Об истинной цене средств производства никто и понятия не имел, поэтому предприятия продавали и в 10 и в 100 раз дешевле балансовой стоимости. Последняя составляла затраты на сооружение данного объекта, и была бесполезна вдвойне: и потому, что строители списывали на нее все свои убытки, и потому, что о прибыльности целевой продукции можно было только догадываться. Все аукционы были мошенническими и другими быть просто не могли.
       40 веков цивилизации нехватило, понадобилось еще полвека и обобществление средств производства в масштабах Союза, чтобы статистически достоверно установить поразительный факт: оказалось, что типовой представитель рода человеческого к чужому добру относится хуже, чем к своему собственному и чужую работу выполняет хуже, чем свою, а, так называемую, социалистическую собственность человек воспринимал именно, как чужую, каковой она и была. Дело в том, что оптимальная деятельность, с наибольшей производительностью, наивысшим качеством и наименьшими издержками, требует такого напряжения и прилежания, что человек на нее способен только при очень сильной мотивации: от любви, под страхом смерти, ради обогащения и, иногда, у больших талантов, при всепоглощающем увлечении. Чтобы беречь имущество, надо об этом заботиться, этому научиться, исполнять трудоемкий регламент, на все эти хлопоты и беспокойства, для себя - способно большинство, для начальства - меньшинство, а по велению совести - избранные. Оказалось, что экономно и рачительно человек тратит только собственные деньги, если же он распоряжается чужими, в лучшем случае - не экономит, в худшем - пропивает или крадет. Воровство средств производства и готовой продукции стало всеобщим и повальным, что, конечно удорожало товары. Из этой печальной констатации вовсе не вытекает, что человечество плохо: оно таково, каким создал его Господь или эволюция и надо его принимать именно таким. Все живое совершает каждое действие для выживания и развития с минимальной затратой работы и энергии, это, безусловно, главный фактор конкуренции биологических организмов и нельзя уговорить человека трудиться, стараться, хранить и беречь, когда ему лично это невыгодно. Заставить, конечно, можно, даже легко, это рабство или тюрьма, но с прекращением насилия - прекращаются и труды и не знает несчастный россиянин, что дальше делать: надзирателя нет, а заботиться о себе он не научился. При социализме хорошо работать было невыгодно, поэтому большинство работало плохо, причем не только исполнители - рабочие, крестьяне и специалисты, нет, и администрация - руководители и чиновники всех мастей бездельничали и халтурили. Директора и управляющие выродились в невежд, хапуг и болтунов. Поскольку, опять же невозможно допустить, что советские марксисты не видели столь простых и очевидных вещей, значит, дурака валяли.
       Каждому, кто прочел эту записку, тем более всем, кто видел своими глазами то, что в ней описано, ясно, что уродливые и мошеннические реформы были такими, потому что другими быть и не могли. На советской почве выросло то, что было посеяно, не больше и не меньше ибо:
- людей приучили слушаться советскую власть, целиком полагаться на нее и они отвыкли заботиться о себе и отвечать за себя, а немногие, сохранявшие хозяйственную инициативу, жестоко преследовались. Народ разучился работать и превратился в стадо люмпенов.
- во всех областях жизни, чудовищно разрослась и укрепилась безбожная, бездарная и безответственная бюрократия, которая научилась из всех изменений в законах и порядках извлекать шкурную пользу. Именно она, естественно, и возглавила реформы, ибо больше было некому, именно из нее сформировались новые органы власти и крупные собственники-олигархи.
- неимоверно искаженная экономика, точнее, карикатура на экономику, не может обеспечить выживания населения. На пороге реформ страна оказалась без средств к существованию, ибо средства производства, жилье и предметы потребления, созданные и накопленные при оциализме, настолько плохи, что нуждаются либо в дорогой реконструкции, либо в полной замене. Всю систему образования и научно-технического развития надо строить заново, существующая нежизнеспособна.
 3. Возможность охраны природы при капитализме вызывала большие сомнения, ибо, ради наживы алчный и безнравственный человек ничего не щадит, а казалось, что капиталисты именно таковы. И вдруг оказалось, что худшего разрушения природы, чем при социализме, быть не может. Это не наваждение, а объективная реальность. Ядовитые газовые выбросы и стоки, миллионнотонные нефтяные проливы, жуткие свалки, отравляющие и воздух и грунтовые воды, эрозия почв, непроведение рекультивации земель, сведение лесов, Чернобыль, Байкал, Арал и т.д. и т.п. Вокруг металлургических, химических, энергетических и прочих крупных производств образовались мертвые зоны и “лунный ландшафт.” “Человек не должен ждать милости от природы, после того, что он с ней сделал...”- черный юмор. Опять хватило двух причин: во-первых, объединения в одних руках политического руководства и средств производства, во-вторых, сосредоточения в тех же руках всех ветвей власти. Политическое руководство и начальники над финансами поставили начальников промышленности в невозможные условия, начальники органов надзора и правопорядка это понимали, а поскольку все начальники были из одного гнезда, постольку безраздельно торжествовал принцип “Ворон ворону глаз не выклюет”. Губить природу никто не хотел, объективная причина была одна-единственная: охрана природы стоит дорого, а денег не было, ранее написано, почему. Идиотские планы всегда были неразумными и нереальными, но, будучи утверждены, превращались в самоцель и высшую ценность, в жертву которой приносились и природа и здоровье населения и благосостояние будущих по колений.
4. Я начал работать в 44 г, 58 лет назад. Трудился, как мог, но итог мизерный, а за последние 40 лет - нулевой. Все пропало: разработки, статьи, десятки изобретений сгнили в секретных архивах, а сам “металл” (реальные приборы и системы) - догнивает на никому не нужных военных объектах, никакой ценности эта работа сейчас не имеет, ибо опытно-конструкторские работы, которые не использованы в течение 3-5 лет обращаются в прах, таков неумолимый закон Научно-Технического Прогресса. Пенсия моя нищенская, но я и той не заработал. Это не моя личная драма, а беда всего нашего народа и государства, ибо великое множество толковых людей потратили свои жизни впустую, а жизнь, как известно, дается один раз и нам не дали прожить ее c честью и пользой. Конечно, еще долго будут храниться бесполезные секреты, но крота истории не остановить и раньше или позже он все раскопает. Потомки будут потрясены, когда узнают истинное количество военных организаций, их размеры и расходы, число и квалификацию ученых, инженеров, мастеров, работников всех профессий, по существу - горьких неудачников, ибо им не дали состояться.
       Величайший ущерб России, ее населению и экономике, природе и ресурсам, престижу и морали, нанесли политики, руководившие страной в течение всего ХХ века, начиная с несчастного императора Николая Александровича. Но он хоть принял мученическую кончину, а все прочие вредители уходили в силе и славе и никто и никогда не понесет кары за свои злодеяния и разорение России. Сейчас у власти их прямые наследники и они вовсе не заинтересованы в честном анализе причин страшного упадка. К тому времени, когда к России придет исторический опыт и она созреет для понимания и оценки своего положения, не останется в живых не только вдохновителей, организаторов и постановщиков роковой трагедии (их и сейчас уже нет) но и косвенных виновников и сочувствующих им, а их потомки будут хранить в тайне свое позорное происхождение, как сейчас родичи Гитлера. Вот тогда и пробьет час возрождения России.

       Э.Алкснис 26.06.-13.08.02-1.09.02.