Немноги из истории Египта семинарские чтения

Алексей Яценко
 «…жизнь человека как индивидуальности и в еще большей степени как члена общества объединялась с жизнью природы…Опыт такой гармонии считался величайшим добром,
какого мог достичь человек.»
Франкфрут.


В июле Голубой Нил, переполняясь из-за сильных дождей, превращается в огромный мощный поток, сметающий все на своем пути. Яростный поток выходит из своего русла и на тысячи миль разносит плодородный ил. Этому природному обстоятельству Египет обязан своим существованием, именно оно определило характер его древней цивилизации. Обладая редким плодородием и сравнительно умеренным климатом, требуя в то же время от человека труда и строгого расчета, Египет был предназначен сделаться колыбелью одной из древнейших культур, где существовало большое и тщательно управляемое царское хозяйство, было развито земледелие и скотоводство. Этот в высшей степени плодородный район, окруженный во время античности широкими лугами, где пасся многочисленный скот, давал молоко и мед, кожу и папирус. Здесь выращивали ячмень, пшеницу, виноград, смоквы и финики, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Надписи на дошедших до нас печатях свидетельствуют о существовании развитой системы государственных должностей и званий. Ремесленники разных специальностей трудились в общих ремесленных мастерских — «палатах мастеров», где использовался принцип разделения труда. Работники всех типов хозяйств получали довольствие с огородов, пастбищ, из рыбных угодий, житниц. Со времени Среднего Царства наряду с зерном и одеждой при обмене товаров стали использовать в качестве платы также золото и медь. Именно золото принесло авторитет Египту в мире, который признавал «золотой стандарт» в торговле. Природные ресурсы, ткацкое производство и папирус сделали страну богатой могущественной, позволили ей играть лидирующую роль в период расцвета.
Древний Египет - это мир образованных людей, привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов, путешествующих от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдачи преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, предупреждения и просьбы о помощи.

Здесь был мир администрации и бюрократизации. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических изысков современной Европы.
Это был мир полный процветающих провинциальных городков, правда, до той поры пока Сенусерт не положил конец претензиям местных феодальных властителей. Перед нами встают великие пирамиды Хуфу и скальные гробницы в Дейр-Рифе, Асилте и Мейре давшие нам знания о древнеегипетской культуре и политике. Велики Файюм, положивший начало отсчета древнеегипетской цивилизации, славившийся своим исключительным плодородием и благоприятным климатом, где были воздвигнуты каменные пирамиды царей 12 династии, которым с трудом удалось устоять под натиском времени. Мемфис – огромная метрополия, великий религиозный и административный центр, где концентрировалась торговля, благодаря чему процветали все виды ремесел от кораблестроения до кузнечного дела – чей упадок и разрушения начались с приходом завоевателей-арабов, которые разбирали его каменные здания для того, чтобы выстроить свою столицу Каир. И лишь колоссальные статуи, воздвигнутые при Рамсесе II олицетворяют павшее величие. Гелиополь, Бубастис, Танис, Луксор, Карнак, Александрия – великие города в истории Древнего Египта давшие нам прекрасные образцы зодчества.
Мы видим мир противостояния Верхнего и Нижнего Египта, единых в языке, населявшем народе, устоях и миропонимании. Разрушительные нашествия и столетние завоевания Египта от гиксосов до персов и римлян, старавшихся покорить его, но в большей мере ассимилировавших в культуре и укладе жизни Древнего Египта, наложившего отпечаток на дальнейшие эпохи, культуры и цивилизации.
Духовный упадок, последовавший за переворотами позднего периода и династическими проблемами, внешнеполитическими неудачами, подчинением египетских царей чужеземным завоевателям и гибели удачи нации обусловил неизбежный закат 3000-летней истории древнеегипетской цивилизации.
Парадокс культурного и исторического наследия Древнего Египта состоит в том, что вот уже на протяжении 2500 лет человечество с завидной настойчивостью старается познать историю развития социального, культурного и духовного уровня древнеегипетской цивилизации. И это во многом благодаря тому, что уважение к прошлому почти всегда проявлялось в течение долгой истории этого народа. Начиная с первых отчетов по египетской истории верховного жреца в храме Гелиополя Манефона при Птолемее II (250 год до н.э.), отчетов греческого историка Геродота, сохранившего много сказок о Древнем Египте, первых попыток перевода египетских иероглифов в 1499 году в книге Колонны и 1650 году писаниях Афанасия Кирхера, первых заметок и гравюр преподобного Ричарда Покока в 18 веке, военной авантюры Наполеона результатом которой стало издание 36 иллюстрированных томов в которых В.Денон и его коллеги описали монументы, найденные в Египте до научных открытий Ж.Ф.Шампольена в 1822 г. предоставившего миру научную систему расшифровки египетских иероглифов, научных работ Р.Лепсиуса (1859 г.) по египетским надписям и их последующих описаний (1897-1913 гг.), трудов О.Мариетта и Г.Масперо и археологических работ У.М. Флиндерса Петри (1853-1942 гг.) – весь этот вклад в египтологию, результаты этих исследований позволили нам поднять завесу над одной из загадочных цивилизаций, понять ее историю, культуру, философию, религию. И интерес этот будет двигать нами еще многие столетия, позволяя по крупицам собрать воедино то духовное наследие, которое было утрачено, когда в 394 году н.э. в правление Феодосия Великого была высечена последняя из известных иероглифических надписей и долгая тишина спустилась над страной и скрыла все, что можно было узнать о ее прошлом.