Первая поездка за границу

Тина Хеллвиг
Мой муж Владимир был военным офицером. Много лет он преподавал геодезию и картографию в высшем инженерно-военном университете в Ленинграде. Это значит, что он владел «государственной тайной» - картами, которые можно было купить в любом книжном магазине. К «секретным» персонам относилась и я, как жена. По этой причине долгие годы мне была закрыта дорога за границу. Я получала множество приглашений от коллег их различных стран принять участие в различных международных встречах, да и просто приехать поработать. Но каждый раз мне приходилось писать вежливые письма-отказы по каким-то мифическим причинам… Это было очень унизительно и противно. Но что я могла им ответить?

В 1989 годы вышло некоторое послабление для членов семей военнослужащих и их визитов за границу. Весной этого года я получила приглашение принять участие в работе международного конгресса в Вене. Для меня это было непостижимо: первая поездка в город, который представлялся мне сказочным королевством, где царит вечный праздник под музыку братьев Штраусов! Однако чтобы туда попасть, мне пришлось спуститься с небес на землю.

Перво-наперво надо было получить служебный загранпаспорт. Эти паспорта для сотрудников Академии Наук оформлялись исключительно в Москве. Для получения этого желанного документа надо было собрать «тучу» документов, заверенных подписями и лиловыми печатями. Я все это сделала во время. Месяца через полтора-два синий паспорт был получен. Следующий этап - получение визы. При наличии паспорта и приглашения, где было сказано, что моя поездка полностью оплачивается приглашающей стороной, это было не так сложно. Самое жуткое в этой истории то, что надо было получить одобрение городской партийной комиссии на эту поездку. Мои документы были отправлены в эту комиссию, и я ждала, когда я «предстану перед очами высокого ареопага». В ожидании я с большим трудом забронировала место в самолете до Вены. Этот город был промежуточным для еврейской иммиграции из СССР, поэтому на многие месяцев вперед билетов не было.

Прошло много времени, до вылета оставалось 3-4 дня, а из комиссии нет никакой информации, билет до Вены мог пропасть… Я в панике… Что делать? И тут я обратилась к своему мужу с просьбой. У него в партийной верхушке города работал хороший приятель, я попросила, чтобы Владимир ему позвонил и узнал, в чем дело. Муж позвонил, и попросил друга «увентилировать» проблему с комиссией. На следующий день, когда я шла на работу, около входа в мой институт стоял молодой человек с фальшивой улыбкой на устах и моим паспортом в руках. Он всячески извинялся за задержку, говорил еще какие-то слова, но я его не слышала. Я смотрела на свой новенький паспорт и думала, неужели я все-таки поеду….

Да, я побывала в Вене. Это была, пожалуй, первая и самая незабываемая моя поездка. Я, наконец, встретила своих коллег-ученых, с которыми была знакома только по их работам и по переписке. Мы славно поработали на симпозиуме. В какой-то свободный день я навестила близкого друга моего мужа, который работал тогда в Советском посольстве в Вене. Он организовал для меня замечательную экскурсию по городу. Как сейчас вижу, как мы мчимся по большому венскому кольцу в черном посольском лимузине под чарующую музыку Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»…