Квазикоммерция начала 90-х

Виктор Свиридов
В самом начале девяностых годов страну поразила масса социальных болезней, в т.ч. эпидемия «квазикоммерции».
       Попытки оптовой купли-продажи всего и всеми (при полном отсутствии денег у покупателя и товара у продавца) начинались с разговоров между знакомыми и незнакомыми людьми. Как правило, начиналось с намёков о возможности быстро заработать много денег, будучи посредником между продавцом и покупателем.

И я тоже не избежал этой болезни.
Однажды ко мне обратился приятель, который сказал, что у него есть покупатель на партию самолётов ИЛ-76. Зная, что я из авиации и вхож ко многим высоким начальникам, приятель предложил мне на соответствующих условиях устроить сделку. Т.е. договориться с потенциальным продавцом и свести его с покупателем.
       (Чуть позже такие предложения посыпались, как из рога изобилия). Поначалу мне эти предложения казалось реальными. И почему бы не «заработать денег», если есть такая возможность? И я начал действовать. Прямо или через друзей связывался с крупными начальниками… Даже до главкома дальней авиации удалось добраться….

И ведь что интересно: начальники, как правило, не отказывали! Они давали либо уклончивые, либо обнадёживающие ответы! Главным условием с их стороны было наличие у покупателя пакета документов, подтверждающих право на покупку и кредитоспособность покупателя. Поэтому, я носился на разные встречи с разными людьми, собирая и проверяя копии документов, которых для купли-продажи каждого самолёта требовалось неописуемое множество. (Оригиналов, естественно, никто не предъявлял.)
       Непостижимым образом мой телефон стал известен огромному количеству лиц, которые почему-то считали меня опытным продавцом самолётов. Телефон мог зазвонить в два часа ночи и незнакомым голосом сделать очередное предложение, назначить встречу или начать выспрашивать юридические тонкости процесса купли-продажи авиационной техники. А я с важным видом знатока растолковывал этим неучам, какие нужны документы, и какие ошибки наиболее характерны при их оформлении.

       Довольно быстро я понял, что почти все «покупатели» и «продавцы» это посредники посредников, которые в свою очередь являются очередными посредниками. А копии пакета документов ходят по кругу… Частенько такой «покупатель» одновременно был и «продавцом», и даже мог встретить «самого себя» т.е. копию с копии своего пакета документов.

       И всё же безденежье и призрачные надежды, питаемые слухами об удачных сделках, толкали меня на какие-то поиски, тем более что запросы не прекращались…Однако я стал жёстко требовать от претендентов на покупку не копии, а оригиналы документов. Все клятвенно обещали, но никто оригиналов не предъявлял…

       Я уже решил завязать с этим безумием, когда встречи со мной добилась группа болгар, отрекомендовавшаяся, как представители министра обороны Болгарии. Они показывали мне ксерокопии необходимых документов и клялись, что завтра же самолётом к двенадцати часам прибудут подлинники документов. А хотели купить эти болгары всего-то ничего: три десятка МИГ-29. У меня был «выход» на Главного конструктора этого самолёта, но я не хотел преждевременно обращаться к нему, т.к. к тому времени уже знал, что копии документов – дым. Они сотнями ходили по рукам и совершенно не означали, что у их держателя есть подлинники. Я твёрдо и сурово заявил болгарам, что пока не увижу подлинники всех документов никаких встреч с Главным не будет. Однако напор болгар был очень велик, и держались болгары очень уверенно. Они в последний момент уговорили меня, что документы уже в пути, что сам министр обороны Болгарии лично везёт их в Москву, что у него мало времени и надо срочно организовать встречу. И я дрогнул, как ни стыдно в этом признаваться…
       Авантюрно позвонил Главному конструктору, и, фактически, обманул его, сказав, что документы уже в пути. Встреча с болгарами состоялась. С нашей стороны были серьёзные представители. А болгары – всё та же группка авантюристов, возомнивших, (как и я), что они могут заработать на посредничестве. Никакой министр, естественно, не прилетел и настоящих документов никто не привёз. Болгары на встрече опять трясли ксерокопиями...
       От стыда я даже не смог провалиться сквозь землю и дал себе слово больше никогда… не...

       Но дурацкие игры в стране продолжались: мне уже стали звонить «покупатели» и «продавцы» кораблей, зерна, бензина. Я не успевал посылать их по некому адресу…
       Уверен, что все они находились во власти гипнотического заблуждения, как недавно и я. Некто Корнилов из Ростова (он представлялся, как бывший лётчик) хотел «купить» ИЛ-76, а «продавал» проект вечного двигателя, при этом к нему прилагались отзывы светил АН СССР, и даже акты экспертиз с гербовыми печатями.
А ещё он «продавал» искусственные половые члены… Как видите: от морей до самых до окраин…

       Понадобилось почти полгода, чтобы я осознал идиотизм и комизм ситуации и «завязал» с «квазикоммерцией». Но ещё долго шли звонки, и даже через два года мне ночью позвонил приятель с Сахалина: «Срочно купим десять вертолётов!…» Я пытался объяснить ему абсурдность его деятельности, но он твердил уже набившую оскомину стандартную фразу: «Виктор, это очень, очень серьёзно!»
       Волна золотой лихорадки, замешанная на наивном идиотизме, с большим опозданием достигла восточных рубежей нашей родины…
       И эта волна обогнула земной шар, достигла западных границ, и ещё через год раздался звонок от приятеля из Белоруссии: «Это очень серьёзно! Нужны семь вертолётов...»

P.S.
       Видимо, до независимой Белоруссии наши российские «достижения» доходили с большим опозданием. Например: у нас уже давно рухнули финансовые пирамиды, а тот же самый приятель из Белоруссии (спустя три-четыре года) сообщил мне, что вложил свои денежки в некую финансовую компанию, и теперь будет получать хорошие проценты. Моим увещеваниям он не внял… Окончание истории было стандартным… Комментарии излишни…