Совесть

Яков Любченко
       
Жизнь клонится к закату и с каждым мигом копятся ненаписанные письма к друзьям, родственникам, близким и дальним. Груз мыслей и чувств не отданных людям тревожит и волнует совесть и совсем уж стыдно перед теми, кому никогда и нечего не передашь и не отдашь.
       
Стыдно за ненаписанные письма, стыдно за отданную любовь, за мерзкие поступки, за то, что не исправишь и не вернешь.

Это письмо всем, перед кем я виновен во всех смертных грехах, всем с кем пришлось встретиться от рождения до сего дня и с кем встретимся когда-то. От начала начал – мамы, через всю грязь жизни с редкими светлячками жемчужин любви и сочувствия, до тех к кому сейчас и не достучишься, не дотянешься.

Мы все связаны тысячью нитей чувств, воспоминаний, движений души.

Не помнит наверняка патриарх Всея Руси сопливого мальчишку с улицы Пик, а вспыхнувшая искра сочувствия и жалости может коснулась его души и живет в ней, сострадая и плача о погибших и обездоленных. Мы единый народ. Мы любим друг друга и ненавидим, смеется и издевается над собой, скорбим и плачем над судьбой и жаждем чего-то светлого и лучезарного, жаждем красоты, которая спасет мир. А меж тем мир становится все уродливее, все бездушнее, все менее постижимей. Красоту подменили красивостью, любовь – сексом, искусство – самовыражением вкупе с самолюбованием, честность – нотариальным актом, честь и достоинство – кулаком и пачкой банкнот, совесть – законом. Идеи протестантизма и гуманизма торжествуют на просторах нашей Родины. Но какая-то нотка неудовлетворенности, какой-то диссонанс чувствуется среди этого торжества. Не хватает чего-то … Что-то ищет, просит русская душа, а может и не только русская…
Идеи, идеи парят над миром, они сулят счастье и апокалипсис, их тиражируют на весь мир, их седлают романтики и подонки, а народы, блуждая в дебрях идеологических лесов, шарахаются из крайности в крайность.
Не может быть в идеях, как движениях мысли и духа, ничего плохого, но идея в руках прагматика – это уже руководство к действию, лишенное таких понятий, как «добро» и «зло» - она руководство.

Мы все, говоря от т.н. христианских народах, выросли, даже если и не читали, на одной книге: книге книг – Библии. И чтобы мы потом или до этого, или вместо этого ни читали – это все оттуда, из Библии, все наши нравственные понятия оттуда. Тысячелетний человеческий опыт на страницах этой Книги и нет ничего такого, что было б известно нам, но неизвестно им. В гордыне технической и научной, мы те же люди с теми же страданиями и страстями, любовью и счастьем, враждой и ненавистью, болезнями, старостью и … смертью.

Тысячелетия до прихода Христа закон, данный Богом Моисею проникал в природу человеческую, взращивал в душе понятия добра и зла. Закон карал грехи, стращал осуждением и наказанием, свято блюлась буква закона, пастыри железной рукой правили своей паствой. И вот, две тысячи лет тому назад, диссонансом мерной поступи веков и тысячелетий, зазвучал нежный колокольчик человеколюбия – явился миру Сын человеческий, как величал он себя сам. И воззвал он к душе человеческой. Смиренно, притчами своими, поступками взывал он к совести, к тем тайникам души, где хранятся понятия добра, сострадания, любви и святости. Только раз он вспылил, изгнав торговцев из храма – этих прагматиков, желавших даже из души извлекать прибыль. С той поры, когда затронул Христос святой тайник человеческой души – совесть, мучается человек выбирая между совестью и выгодой.

Примечательно, что в отличие от Запада, к нам христианство пришло внезапно – тысячу лет тому назад князь Владимир крестил Русь и – все. Конечно не «все», еще бабушка Владимира княжна Ольга была христианкой и, видимо, к Владимирову княжению дух этой религии среди Русского народа был силен и требовал чего-то не только сиюминутного, бренного, а душевного, всевечного. Все таки Владимир был плоть от плоти своего народа и ничем, кроме княжьего достоинства, да, наверное, проницательности, не отличался от своих сограждан, чей дух и подвигнул его принять христианство и крестить их. И хотя княжеское достоинство и гордыня не позволили ему смиренно просить о принятии его в лоно христианской церкви и на многие ухищрения он пошел, дабы не уронить своего престижа, судя по летописям, духовный мир язычника Владимира настолько преобразился, что близким пришлось просить его ради пользы государственной о сокращении милостей христианский. С тех пор живет на Руси суд разума и суд совестный. Иногда они живут в согласии, иногда расходятся очень далеко или сталкиваются, губя и бренную плоть человеческую, и душу бессмертную.

Выражения: имей совесть, бессовестный, муки совести, поступай по-совести – судя по литературе, имеют особое хождение в России. И только в России мог быть задан классический вопрос: «Тебя судить по-закону или по-совести?». Самый совестный русский писатель Достоевский служит для всего мира явлением русской «загадочной» души и не годятся для познания России европеизированные Безуховы и Тушины, Болконские и Ростовы.
Мы юная христианская нация и, как человек в юности, задаемся теми же вопросами юности: что хорошо и плохо, о нашем предназначении и как нам быть дальше. Мы не прошли порождения прагматичных умов – инквизиции. В средние века мы были еще очень молоды и наивны. Гораздо позже мы пережили созданные великими умами Возрождения идеи свободы, равенства и братства, доведенные учеными естественниками до уровня инквизиции. И, вопреки механистической теории пассионарности, эпоха нового Возрождения духа христианство зарождается в России.

Свобода личности, права человека, общечеловеческие ценности делают личность одинокой, безнациональной, бездушной и бездуховной. Если личность самоценна – она вне общества. Механическое соединение личностей позволяет манипулировать ими с большим или с меньшим успехом, к чему и стремятся прагматики оседлавшие идеи общечеловеческих ценностей. Стремление естественное и вполне в греховной человеческой сути. Повторимся, что идеи сами по себе достойны уважения и рассмотрения, как плоды усилий человеческой мысли, но очень часто использование их в чисто утилитарных целях, (а цели-то разные), добра не приносит. Любовь к самому себе, осознание своих собственных прав, а не любовь к ближнему, заставляют поборников этих самых прав бороться за них, даже в ущерб себе и, главное окружающим. О какой «слезе ребенка» можно рассуждать, когда весь мир на кончиках штыков преподносит друг другу «счастье». Ханжество и лицемерие торжествуют, весь мир начинает говорить эвфемизмами, дабы не разбудить дремлющую совесть.

Неудовлетворенность современным положением естественна для людей, но хуже - смятение духа, бессилие отличить добро ото зла, невозможность обрести душевный покой, жить по-совести. Сколько перьев сломано, дабы успокоить не совсем уснувшую совесть, сколько уже людей не могут сформулировать понятие совести, а она тревожит, не дает покоя. Извечна борьба между насущной потребностью и совестью, и блаженны те, кто смог без ущерба совместить их. Страшно видеть торжество бездушного закона, страшно видеть законодателей, обеспокоенных лишь регламентацией общественной жизни и загоняющей жизнь в русло, ими же самими созданное. Страшно, когда инструмент – продукт разума человеческого, начинает давать качественные оценки своему создателю. Но это уже было в истории, во времена язычества, когда идолы диктовали свою волю народам. Но жив дух в русском народе и примеры тому на виду.

Нынешняя власть, не самая худшая в нашей истории, чувствует настоятельную потребность в моральном одобрении своих поступков и создает общественную палату из уважаемых людей России. Сомнительно, что всех «уважаемых» можно отнести к людям с обостренной совестью (уважают же Сталина) но попытка примирить власть и народ, как говорится, на лицо. И, вместе с тем, нуждаясь в одобрении, власть принимает бессовестный закон о монетизации льгот, прагматично заменив уважение деньгами. Власть как-нибудь переживет возмущение какой-то части народа, а нам с вами с этим жить. Где-то написано, что человек как человек начался тогда, когда перестал съедать своих стариков, осознав, что знание, опыт, жизненная мудрость несколько дороже набитого желудка.

Над Россией витает дух бесплотный и бестелесный, но мы чувствуем его, ждем его и сразу признаем, как только он явится. Если мы сейчас скажем, что мы теряем совесть, согласится с этим множество. Если скажем, что в нашей жизни она нам необходима, поддержит большинство. Если заявим, что в России назрела необходимость в общенациональной партии совести – это будет очевидно.

Со времен кн.Владимира на Руси власть делилась на светскую и духовную. Из одного источника притекли к нам законы гражданские и законы Божии. И русский человек воспринял их душой и совестью своей, и судит государей своих не по уму, а по-совести. Нам нужна вечная оппозиция совести, партия вечной критики доброжелательности к стране, без всякой претензии на власть т.к. власть человека над человеком греховна и развратна, а порывы человеческого духа неисповедимы и опасны.

Со времен Киевской Руси противовесом княжеской власти служила власть духовная и власти государственной всегда было неуютно, когда ей напоминали о морали и совести – в программу материального строительства вмешивался посторонний нематериальный элемент, требующий уже именно материальных усилий и средств. Страшно слушать некоторых витий, для которых именно собственный народ служит досадной помехой для осуществления их прекрасных замыслов и планов. Ведь менталитет народа и есть сумма тех самых моральных норм и правил, совестных понятий, что составляет душу народа. Отсюда понятно желание отделить душу от тела и иметь перед собой труп, который можно препарировать как угодно. А, вместе с тем, власть нуждается в поддержке и любви народной, как, впрочем, и народ требует взаимности.

Нет желания выяснять в какой «гениальной» голове вызрела идея отделения церкви от государства, но она существует и претворена в жизнь большинством т.н. христианских государств. Очень удобно: совесть в одну сторону, а насущные, материальные потребности в другую; совесть совестью, а кушать надо и получилось государство без души и без совести.
Естественно в жизни происходит гораздо сложней и не так однозначно. Политикам и государственным чинам, во всяком случае, приходится считаться со своими народами, но при отделенной церкви, уже государство начинает претендовать на душу народа, а церковь в свою очередь, не желая терять паству, подыгрывает государству.

Отрадно видеть, что сегодня на Руси начинают все громче звучать не идеи равенства, братства, справедливости, а призывы к совести, честности и морали. Универсальных равенства и справедливости не может существовать в природе, а вот совесть и честность – они либо есть, либо … недоразвиты. Честность и совесть штуки неудобные и мы, приветствуем их в других, но наблюдая их в какой либо личности, испытываем угрызения совести. Желание видеть во главе общества людей порядочных, честных, совестливых – это надежда, что и мы подтянемся, и мы станем лучше, а когда совесть чиста и жизнь веселей и спокойней.

Вообще-то движение в этом направлении чувствуется в высказываниях многих, именно чувствуется, но конкретно не обозначается. Это наблюдается в создании Общественной палаты, общественного телевидения, каких-то общественных комиссий, но … Но, все это движение сверху, а когда наверху что-то шевелится люди пригибают голову.
И что же делать? – сакраментальный вопрос.

История, кажется, дает шанс спастись. Минимум однажды это уже случалось: состояние современного общества не напоминает ли нам Римскую империю периода упадка и одновременно резкого распространения христианства? Духовный порыв народов тогда, конечно же, оседлали прагматики, определив священное писание в Закон, устав, руководство к действию. Появились толкователи, адвокаты, юристы, судьи, палачи во имя «Закона» и исчезла духовная свобода, свобода воли. Сложнейшие законы мироздания, от решения которых мы так же далеки, как и тысячи лет тому назад, подменили, примитивным способом аргументированными, постулатами: «есть бог», «нет бога»; подменили кипение духа бесплодной дискуссией на тему: «чей бог истинный?» Ни один «материалист» не может отрицать у него наличие души, как бы и какими-бы материальными процессами он ни объяснял бы ее присутствие, а раз так, то и критерии добра и зла присутствуют в этой душе, а значит, есть и совесть, в каком бы зачаточном состоянии она б ни была. И сколько б ни спорили – существовал иль не существовал Христос – Евангелия - то – вот они, и суть ли нам важно знать кто написал их, если созвучны они нашей душе.

История дает нам шанс возвысить голос совести! Голос добра и человечности, но не гуманизма, выродившегося в идею автономности человека, в идею самодостаточности человеческой личности. Человек без любви к каждой конкретной личности и всем вместе – человек без души, он становится машиной для удовлетворения своих и только своих естественных и неестественных потребностей. Не страшит ли нас история царств, погрязших в роскоши и потерявших душу.

Сегодняшнее разделение властей на несколько ветвей не дает никакого противовеса общим тенденциям власть имущих. Людям совести надо объединятся, вносить совестный дух во власть и общество.

Страшный пример – дедовщина в армии. Сколько копий сломано, комитет солдатских матерей создан, правозащитники разбираются и клеймят, общественная палата выясняет и рекомендует, МО кается. Ужасные дела творятся в рядах защитников Родины. Искренне, до слез жаль попавших в эти жернова. Но ведь, чудовищней то, что это на;ши чада, папочки и мамочки, творят эти дела, с молчаливого согласия наших же деток. И как вам не жаль этих моральных инвалидов, без совести, чувства сострадания и жалости. Это наши дети и нам не страшно, а по ночам на улице страшно и жить страшно.

И к профессиональной армии. Наемная армия – это инструмент для защиты государства, приобретенный на средства народа, как танк, ракета, саперная лопата. Инструмент может быть хуже или лучше, но это всего лишь инструмент. Истинным защитником Отечества может быть только вооруженный народ, лучшая его часть. И, крамольная мысль: не стоит ли призывать в армию лучших представителей общества, вместо не успевших адаптироваться в жизни недорослей.

Это один из возможных примеров проблем, требующих обсуждения с морально-этических позиций. Да, и вообще, вся наша жизнь настоятельно требует обсуждения именно с этих самых позиций. И чем громче заговорит совесть народная, тем более слуги народные будут считаться с господами.

Объединяйтесь все, в ком есть Совесть – магометане и буддисты, православные и католики, верующие и атеисты. «Нет ни еллина, ни иудея» в нашей стране, есть люди с совестью и … с неразвитой совестью. Поможем им, ведь нас большинство, а совесть есть у всех.
Помните: первое употребление слова «совесть» в Библии в последнем Евангелии, благовествовании от Иоанна 8.9.
А закончить хотелось бы предсказанием отнюдь не библейского пророка, а ученого экономиста 19-го века К.Маркса, тем более, что первая половина предсказания сбылась на сто процентов и хочется верить, что и вторая сбудется с той же вероятностью: «Настанет русский 1793 год; господство террора этих полуазиатских крепостных будет невиданным в истории, но оно явится вторым поворотным пунктом в истории России, и в конце концов на место мнимой цивилизации, введенной Петром Великим, поставит подлинную и всеобщую цивилизацию» Маркс и Энгельс, соб. изд. 2-е, т. 12, стр. 701
Одному Богу и Провидению дано знать, что с нами будет, но и не для зла же нам даны свобода воли и духа. Что-то делать надо...