На берегу моря. Часть первая

Юрий Доронин
На вокзале было шумно и весело. Гремела духовая музыка, сновали туда-сюда воспитатели и пионервожатые. Я ехал в пионерский лагерь. На море. В первый раз. Мне почти девять лет.

Мать беспокойно смотрит на меня. Каково мне плаксивому и обидчивому будет там? Драться я умею, но у меня слабый нос. При появлении первой крови от меня победно отступают даже заведомые слабаки. Я реву от обиды. Со мной не дерутся.

Пробежал в головной вагон директор лагеря- Григорий Захарович Гатов. Я его знаю, вернее, его дочку Аську - задаваку. Целый год перед школой я был с ней в одной детсадовской группе.
-По вагонам!-

Наш шестой отряд, сначала девчонки, потом мальчишки , поливаемые горючими слезами матерей и бабушек, тронулся к ступенькам вагона.

Шпалы под вагоном приятно чем-то воняли. Я напоследок глянул на мать. Она стояла и оживленно о чем беседовала с приятельницей и искоса на меня поглядывала. Не реву ли я. Я крепко сжал в руке рюкзак, махнул ей рукой и вошел в вагон. Все. На месяц. Один, без родителей и старшего брата.

Мно досталась вторая полка. Нас в плацкартном купе было пятеро ребят и мать Шурки. Шурка, Ленька, Вовка и Юрка были из одной школы, даже из одного класса. Мне тут же дали кличку, "Гришаня-пупок" Почему пупок? Потому-что у них всех пупки были внутри живота, а меня снаружи. Шуркина мать, в крепдешиновом платье, надушенная, обмахивалась веером. Жарко. Июнь. Ростов. 1954г.

Уже вечер. Попрохладнело. Лежу на второй полке, смотрю в окно. Только что поели и попили чай. Заботливо уложенные матерями тормозки Шуркина мать, тетя Катя сложила на столик. Скудная снедь не отличалась разнообразием- крутые яйца, хлеб, конфеты - подушечки, яблоки-скороспелки, жареная рыба. Каждый ел свое. Соль из спичечных коробков аккуратно ссыпалась на хлеб, рыбу и яйца. Крошки не разбрасывались. Голод еще не забыли.

Ночью тетя Катя рассказывала про Великого сыщика - Шерлока Холмса.- Собака Баскервилей, Союз рыжих,Пестрая лента...- Ужас сладкой дрожью проникал в меня. Мы сидели и лежали не шелохнувшись. Неведомая доселе жизнь охватила нас. Один Шурка сидел гордый и спокойный. Он уже обо всем знал. И где эта самая Англия и где этот знаменитый скрипач Шерлок Холмс.

Лязг и скрежет утром разбудил чуть свет. Выглянул в окно .Полуразбитое здание станции с вывеской-"Армавир". Женщины носят вишню и черешню в газетных кулечках. Запах жареной курицы вызывает голодную слюну. Деньги - пять рублей, даденые матерью, велено тратить только в случае крайней нужды. Во всяком случае не на еду. Мать строго настрого приказала не носиться как угорелый по футбольному полю, поправиться на два-три кило. Интересно, мои новые друзья - пацаны играют в футбол? Футбол я люблю самозабвенно. Даже больше чем читать.

После завтрака пришла пионервожатая - Татьяна Михайловна. Стали учить отрядную песню. " Взвейтесь кострами синие ночи, мы-пионеры, дети рабочих". Мне понравилась другая песня- "Коричневая пуговка валялась на дороге, никто не замечал ее в коричневой пыли, но мимо по дороге прошли босые ноги, босые, загорелые протопали , прошли..." Пуговка то была чужая, шпионская..

За окном показались первые горы. Даже не горы, а предгорья. В далекой дымке, впереди по ходу поезда, они поднимались все выше и выше.
-Через два часа приезжаем! Соберите постель и аккуратно сложите на вторые полки.Не забывайте свои вещи. Белые носки под сандали не одевайте, оденете по приезду в лагерь-

Горы на поверку вблизи оказались не такими высокими, как казались издали. Без снежных шапок,без орлов с метровыми крыльями, без водопадов. Вдоль дороги - воронки от снарядов, разрушенные дома, поваленные деревья. Война совсем недавно закончилась.

Поезд замедлял ход. Въезжали в какой-то город. Вот идут по улице настоящие моряки. Впереди - командир с автоматом. Моряки с винтовками. Настоящими! Мы кричим в открытое окно,по команде тети Кати:
-Ура защитникам Новороссийска!-

Мы в Новороссийске. Но моря еще не видно. У вокзала стоят автобусы. Одиннадцать штук. По отряду в автобус. Пять пионерских и шесть октябрятских. Я еще не пионер. Стоит шум и гам. Опять пробежал мимо директор. Он толстый. Из носа торчат черные волосы. Почему он их не подстригает? Мой отец подстригает. Я сам видел. Он сначала бреется острой бритвой, потом маленькими ножничками подстригает. Увидев меня, мыльным помазком мажет мне мылом нос. Я не обижаюсь. Здорово, что у меня папа живой. У многих моих друзей-пацанов с Мурманской улицы отцы погибли на войне.

Автобусы выезжают на набережную. И вот мы видим это чудо. Мооре..Оно сверкает в лучах полуденного солнца зеленым, синим, голубым цветом! Почему его назвали Черным? Может это еще не море? Виден другой берег. Совсем рядом, у берега, стоит большой корабль, с пушками, пулеметами. Видны фигурки моряков в синих штанах и белых рубахах.

-Это линкор Марат"!нет,это крейсер!-орем мы. На борту написано-" НОвороссийск". Тот самый, который через год подорвется на немецкой мине под Севастополем.Или под Одессой. Не помню точно.