Воспоминание - Борцы

Александер Бобров
Эти двое уже не боролись -
Они лежали друг подле
Друга
Изнеможденные от схватки,
- Прежде могучие, яростные.

Теперь они только как
Звери глядели друг другу
В глаза, тяжело дыша,
Лежа на песке борцовской
Площадки, находившие
В себе силы только
Чтобы швырнуть
Слабой рукой в
Ненавистные глаза
Другого
Горстку
Пропитанного потом
Песка.

- Я наберу силы,
Дай мне время,
Я наберу силы. -
Хрипел в ярости первый.

- У меня хватит сил
На то, чтобы
Заставить тебя
Закрыть глаза. -
Второй, впрочем,
Метко с остатками
Сил бросил в глаза
Другому песок.

Песок скрипел в зубах.
Песок смешивался с волосами.

Я подошел к ним,
Моим рабам:

- Это не борьба,
Я не хочу видеть этого.
Мне скучно видеть это
Даже при битве варваров.

- Ты обещал не останавливать
Бой, - хрипел, без сил,
Первый, пытаясь встать
На ноги.

- Дай мне воды. Я встану. -
Рычал второй.

Я протянул ему воды.
Раб жадно напился.

Двое снова схватились,
Скрипя песком под ногами,
Рыча от ярости.

Я сел в кресло и наслаждался
Этим бесполезным действом.
Впрочем, это аристократично -
Смотреть на бесполезные
Действа.

- Ты победил - крикнул я
Первому рабу, повалившему
Своего сотоварища. -
Ты победил. Подайте ему венок.

Рабу на голову водрузили венок.
Он был счастлив.

Я был счастлив. Я смеялся -
Над заляпанными песком двумя людьми,
Над кровью, пролитой в бесполезной
Битве, над глупым счастьем борца,
Над своей властью:

- Я объявляю тебя лучшим
Из своих рабов! - крикнул я,
Разразившись еще более громким
Смехом.

Раб поправил осанку. Он был горд.

Ко мне подошел сын:

- Зачем ты подвигаешь их на эти битвы?
К чему эти венки, прославления?

- Все это заключено в их природе,
Природе рабов - я им помогаю
Жить в соответствии с самими собою.
Неужели мои дела нельзя назвать
Добрыми?

- Но это - зло!

- Смотри на него - я указал на раба -
Он - счастлив!

Сын молчал, видимо, размышляя,
Глядя на раба, гордившегося своей
Победой.