Прогулка в прошлое Инты

Виктор Свиридов
       Представьте, что мы в Инте. Давайте пройдёмся по улице Полярной осенью 1956 года. Эта воображаемая и, тем не менее, очень реальная прогулка позволит нам дойти до продмага (где бывают хлеб и водка), а по дороге встретить некоторых людей, чьи лица и судьбы, типичные для Инты того времени, почему-то застряли не только в моей памяти, но и в сердце.
 
       Наш путь начинается от главной достопримечательности и символа Инты – водонапорной башни. По виду она напоминает кремлёвскую башню – это высокое стройное сооружение из красного кирпича, увенчанное шпилем с пятиконечной звездой. Кстати, её проектировали и строили зэки. Но в журнале «Вокруг света» (№3 за 1961 год) с фото этой башни на обложке, была статья, где беспардонно врали, что башню строили комсомольцы-добровольцы в свободное от работы время (!)

       БЕЛЫЙ ОФИЦЕР

       Итак, водонапорная башня осталась за спиной, и мы идём вдоль тихой улицы по дощатому тротуару… Нам навстречу идёт старик с седой «старорежимной» бородкой клинышком. Выправка у старика отменная, офицерская. Голова высоко поднята, спина прямая, шаг практически строевой. Одет он вызывающе не по интинским стандартам и даже не по-советски. На голове берет. Светлые брюки заправлены в высокие ботинки. Светлая демисезонная куртка с четырьмя накладными карманами подпоясана ремнём и очень напоминает английский военный френч. (Только сейчас подумал: и откуда у него такая нестандартная одежда была? Наверно ему кто-то шил, ведь в Инте умельцев хватало!) Зимой его форма почти не меняется, только у куртки появляется меховой воротник, вместо берета – шапка, а ботинки сменяются меховыми сапогами. Я часто встречаю этого старика на нашей улице, видимо он живёт где-то рядом.
       Известно, что он в прошлом белый офицер, живя во Франции дружил с Деникиным. Говорят, что в тридцатых годах его буквально украла советская разведка и в сундуке с дипломатической почтой переправила в Союз, где его долго и безуспешно пытались заставить сотрудничать с НКВД. В конце-концов бывшего офицера почему-то не расстреляли, а посадили, и он провёл в лагерях более двадцати лет.
       Встречные прохожие здороваются с ним с подчёркнутым уважением, он воспринимает это, как должное…

       СОВЕТСКИЙ ВОЕННОПЛЕННЫЙ

 …Мы проходим мимо человека, угрюмо долбящего стену кирпичного дома. Зовут человека – Боб. Он, в числе «счастливцев», захватил угол в подвале этого дома и сейчас пробивает вентиляционную дырку-окно.
       С Бобом я ближе познакомлюсь позже, когда поступлю работать на РМЗ и там лично услышу, как Боб рассказывает свою, в общем-то, абсолютно типичную историю советского солдата, попавшего в плен. В сорок пятом он из немецкого лагеря прямиком загремел в интинские лагеря, и лишь в пятьдесят шестом его выпустили…
       Его очень короткий разговор на тему пленения я случайно услышал в курилке… Говорил Боб отрывисто, с невыносимой обидой о том, как летом сорок первого их дивизию окружили в белорусских болотах, как не осталось ни боеприпасов, ни еды, как потом от болотной воды началась повальная дизентерия и люди умирали пачками. А немцы даже бомбить перестали, мол сами передохнете… И тогда командир их дивизии приказал выходить из болота и сдаваться. Ну а потом немецкие лагеря, а после них – наши и ярлык изменника. За что?.. (По-детски обиженное, недоумевающее лицо Боба вижу и сейчас…)
       
       ВЪЯГ НАЙЁДА
 …А вот поликлиника, располагающаяся в бывшем лагерном бараке. У входа стоит древняя старуха и бормочет, что опять огромная очередь и к врачу не попасть… Эта старуха довольно известная в Инте личность. Условно назову её – Элеонора. Сейчас она работает в клубе: ведёт детский музыкальный кружок. Элеонора вовсе нестарая. На самом деле ей ещё далеко до пятидесяти, однако десять лет наших лагерей состарят любую женщину. Люди за глаза в шутку называют её «Врагом народа». Позже, от людей, которые сидели с ней в одном лагере, я узнал, как к ней приклеилось это прозвище. Дело обстояло так. Во время немецкой оккупации Элеонора жила в г. Львове и зарабатывала на хлеб тем, что играла на рояле в ресторанчике. Тогда же у неё случился роман с каким-то немецким офицером. Естественно, за эти грехи ей в 1944 -м припаяли 58-ю статью и дали стандартные десять лет. Когда её этап пригнали в лагерь и выстроили на плацу для переклички, начальник почему-то обратил внимание на Элеонору и спросил её: за что она осуждёна. Она же своим писклявым грассирующим голосом ответила: «Я вьяг найёда, я спала с немцем…» При всей общей драматичности ситуации этап не смог удержаться от смеха, да и начальник лагеря заржал, как конь. Эта история быстро стала достоянием лагеря, а позже и всей Инты.
И хоть с тех пор прошло уже много лет, но в разговоре людей нет-нет, а можно было услышать что-то типа: «А моя дочь занимается в музыкалке у вьяга найёда»…

       УЧИТЕЛЬ
Проходим мимо школы №1. У дверей как всегда эмоционально беседует с кем-то наш учитель математики Александр Фёдорович Ременев. До тридцать седьмого он был профессором казанского университета. Потом арест, Воркута, Инта… Добрые люди, которые попадались даже в лагерной администрации, определили немолодого профессора счетоводом и этим спасли ему жизнь. Ещё недавно он был затюканным зэком и крутил арифмометр в конторе какой-то шахты. Таким его запомнила моя мама. Теперь он преподает в нашем классе математику, причем не по школьной, а по университетской методике (заставляет писать лекции), что не нравится ни детям, ни их родителям. Они без конца жалуются на него в ГорРОНО и очень скоро Ременева из дневной школы переведут в вечернюю, куда и я потом перейду учиться. И там у него научусь настоящей математике. Убеждён, что только благодаря его методике обучения я сдал экзамены по математике в МВТУ и сравнительно легко учился там.
 
       ШПИОН

 …А вот и совсем неожиданная встреча.. Это Джон Иванович, бывший английский шпион, а ныне трудящийся советского севера. Где он работает и чем живёт мне не ведомо. Знаю только, что живёт он в подвале нашего дома и подрабатывает обучением детей английскому языку. Вот и моего друга Алёшу Мазурина, и его брата Сашу пытается приобщить к языку «Вильяма нашего Шекспира» .Но не очень успешно это у нашего шпиона получается, т.к. Алёша и Саша (как и все дети) больше любят активные игры на свежем воздухе…
       Вообще-то «шпионов» в Инте пруд пруди, но, в основном, все они наши, советские люди. А Джон истинный англичанин, работал в английской миссии в Мурманске, там влюбился в русскую девушку, просил её руки и склонял уехать с ним в Англию. Вот тут-то и влип наш союзник Джон. Девушка-то оказалась сотрудницей нашей контрразведки. И Джона взяли. А пусть не зарится на наших девушек!…
       …Представьте чудо: совсем недавно по телевизору была передача об иностранцах, сидевших в наших лагерях ни за что… И вдруг стали говорить о Джоне, сидевшем в Инте, и показали его фото! И я сразу его вспомнил! И снова увидел невзрачную фигурку Джона Ивановича, с виноватой улыбкой входящего в квартиру моего соседа и друга Лёши. Видимо, Джону было очень неудобно отрывать нас от наших детских игр…
Признаюсь, про этого человека я совсем забыл, и лишь телепередача воскресила его из моей памяти.
       Вообще удивляюсь человеческой памяти: порой события прошлой недели стираются начисто, а картины полувековой давности всплывают, как будто это было вчера,
       
       ПРОДМАГ

       В конце улицы Полярной стоит длинный трёхэтажный дом. Это один из первых капитальных кирпичных домов в Инте. В этом живёт моё друг Володя Горев, надо бы зайти к нему... Через десяток лет Володя, отработав на шахте, закончит МОСКОВСКИЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ, будет работать на стройках Коммунизма в разных концах страны, вернётся в шахтёрскую Инту, а позже станет первым Мэром Инты... А пока этот мальчик - ученик Интинской школы№1 - проживает в указанном доме, прямо над очень важным заведением – продмагом,(который назывался: магазин №2).
       Итак, прогулка по моей улице, т.е. прогулка в прошлое пришла к концу. Вы случайно встретили лишь нескольких знакомых мне людей и кое-что о них узнали. Если Вам вдруг захочется узнать побольше о тех или иных жителях Инты, то нет проблем! Достаточно зайти в указанный продмаг-магазин№2, который является пресс-центром городка. Тут, стоя в очереди, вы получите все сведения об обитателях Инты, ибо тут все и про всех всё знают…
       
       Ибо в том далёком пятьдесят шестом году Инта, по менталитету, всё ещё оставалась одним большим лагерем.

P,S.
Киноиллюстрация:
http://video.mail.ru/mail/viktsviridov/84/371.html