Литература и ЕГЭ, конец иллюзий

Алексей Богословский
Литература и ЕГЭ, конец иллюзий

Отмена обязательного экзамена по литературе для сдачи ЕГЭ весьма симптоматично. Не секрет, что школа переводит из класса в класс учеников, фактически закрывая глаза на низкий уровень знаний учащихся. Учащиеся отбывают время в школе, учителя пытаются что-то объяснить, но низкий уровень мотивации учащихся способен свести на нет любые усилия преподавателя. Желание разгрузить неуспевающих учеников от части нагрузки естественно, но тогда возникает вопрос приоритетов. Что выбросить? Математику? Географию? Историю? Физику? Химию? Информатику? Было бы желание, можно выбросить всё и вернуться к славному Средневековью. Правда, последствия были бы крайне печальны. На это всегда дается логичный ответ – если не сокращать программу, страна лишится рабочих рук, расходы на дополнительное обучение погубят бюджет, короче, принимай страна новых недорослей. Информатику резать нельзя, значит, урежем Толстого, выбросим Булгакова, вдарим по Блоку. А по способности людей к коммуникации не хотите вдарить?
Невозможно нормально преподавать русский язык и поддерживать нормальный уровень грамотности без классической литературы. Правила грамматики без чтения превращаются в бессмысленный набор знаний. Любой пользователь знает, как бессмысленны компьютерные курсы без реальной работы на компьютере. А правила грамматики без чтения высокохудожественных текстов? С помощью комиксов приобрести способность грамотно говорить и грамотно мыслить невозможно. Посмотрите на рекламу, почитайте газеты – там сплошь и рядом обыгрываются нарушающие связность речи ассоциации. На телевидение торжествует разговорный стиль. Более того, низкохудожественные сериалы омерзительны постоянными нарушениями логики в речи «героев». Схожими нарушениями логики страдает речь всевозможных политобозревателей. Антилитературна и убога речь политических деятелей, более того, она и должна часто быть убога в силу необходимого для политической речи сочетания однозначности и неопределенности (вот здесь легкость стиля – высмеют, там будешь четок – начнут требовать выполнения обязательства). Об особенностях стиля инструкций к бытовой технике мы все знаем – творчество инженеров, позабывших уроки русского языка и литературы, часто заставляет мучительно корпеть над каждой фразой инструкции, недоумевать и пытаться освоить бытовую технику методом тыка.
Язык и культура лежит в основе коммуникации. Без способности к коммуникации формирование личности практически невозможно. Язык и культура взаимосвязаны. В этом смысле без русской культуры нормальное использование русского языка невозможно. Слишком далеко мы ушли от Средневековья. Точно так же убого знание английского без знания английской культуры и литературы. Иллюзорно представление, будто выпускники спецшкол или даже языковых институтов способны выражать свои мысли на иностранном языке. Они способны выражать только очень примитивные мысли, а сложные мысли и чувства выразить не в состоянии. Причем заметить это явление можно только со стороны – человек, не овладевший всем богатством языка, инстинктивно блокирует у себя в голове возникновение мыслей и образов, которые он выразить не в состоянии. Мы все зависим от уровня знания русского языка. Можно сколько угодно объявлять Пушкина несовременным, Грибоедова или Гоголя лишними, мол, Скалозубов в армии не осталось, а взяточники-чиновники из «Ревизора» сведены под корень, но результат предсказуем – примитивное мышление, примитивные личности и примитивное общение неизбежно отразятся на способности общества к развитию.