Она устала...

Александр Валерьевич Ефремов
В реанимации душно, монотонно шумят мониторы, дыхательная аппаратура...
Боль не отпускает даже во сне, она в каждой клеточке, мешает говорить , двигаться, думать. За стеклянной перегородкой стонет, иногда кричит старуха. Ей ампутировали ногу. Володе жаль старуху и себя жаль, но старуху жаль больше.
Он изредка спрашивает сестёр о старухе. Володя знает, что у старухи есть единственный сын, который каждый день приходит к ней, приносит еду, умывает её. И плачет. Он не может простить ему слёз. Маме надо улыбаться.
К Володе маму пускают редко, только вечером, когда нет врачей. Это хорошо, он знает, что больше 15 минут он улыбаться не может. Боль разрывает тело.
Володя в реанимации уже трое суток, сегодня ночью он впервые заснул, проснулся от тишины, за стеклянной перегородкой была тишина. Он постучал тихонько ложкой по спинке кровати. Так он звал сестру, когда не было сил терпеть. Сестра положила руку на грудь и спросила : - «Болит?»
Володя шёпотом ответил : - «Где бабушка?» Умерла , услышал он в ответ. «Понимаешь? Ей уже 84 года , она отжила своё, да и мучилась сильно… Она должна была умереть... А ты должен жить, ты молодой, сильный...»- шептала сестра.
Володя повернул голову к стене. Слёзы мешали говорить, мешали видеть.Сестра не уходила, он проглотил горький комок и спокойным голосом сказал :- « Нет. Она устала бороться, поэтому умерла.»
* * *
Потом были ещё долгих 14 суток реанимации, клиническая смерть, месяцы в хирургии, терапии. Врачи, сёстры, мучительные процедуры. Володя учился ходить, учился жить с болезнью . Он ни кому не говорил о старухе. Но Володя точно знал, что нельзя уставать. Он терпел. Когда выписывался из больницы, зашёл в реанимацию и подарил сёстрам конфеты. Дежурила та же сестра. Она шепнула ему на ухо ему : -« Ты не устал?»
Опять стало щипать в горле, Володя понял, что надо быстрее уходить. Он уходил, зная, что не вернётся сюда ни когда...