Так нас стало уже трое

Наталия Сидо
       "Направления искусства предпочитают направлять себя сами".

       Станислав Ежи Лец

Этот эпизод произошел лет 10 назад. На выставке художников начала 20 века.
       
…В зал вошла женщина лет сорока. Она быстро направилась к одной картине, на все другие не обращая внимания. Остановилась. Смотрела несколько минут. Потом отошла подальше от нее, через несколько минут подошла совсем близко к полотну, затем отошла  в одну сторону, потом в другую. Долго что-то искала в сумке. Достала очки. И, быстро надев их, стала очень внимательно рассматривать шедевр. Она своим носом буквально пропахивала его. Сантиметр за сантиметром. Сняв очки, отошла от картины. Опять подошла ближе к полотну.
"Я ничего не вижу! Я ничего не понимаю! Почему я ничего не вижу?" - говорила женщина, стоя у картины.
- Помогите мне, пожалуйста, - обратилась она к нам.
- Вам плохо? Вам нужна помощь?
- Да, нет, чувствую я себя хорошо. Просто ничего не вижу.
- У Вас что-то случилось с глазами?
- Нет, у меня что-то случилось с головой.
Мы усадили ее рядом с собой и попросили рассказать, что же с ней такое случилось.
- Я так много читала об этой картине,  специально приехала в Москву, чтобы увидеть ее в подлиннике. Думала, что иллюстрации просто не могут передать то, самое главное, что в ней есть. Но я ничего не увидела. Вы, наверное, очень любите это произведение, если специально сидите напротив него и любуетесь им. Вы видите тот глубокий смысл, о котором пишут уже столько лет? Объясните мне, пожалуйста.
- Мы никак не можем понять, что Вы такое хотите и не можете увидеть?
- Как что? Малевича. Черный квадрат. Это же он? Тот, знаменитый квадрат? Я не ошиблась?
- Нет, Вы не ошиблись. Это Малевич.Тот самый квадрат. Но мы тоже ничего не увидели, кроме черного квадрата в рамке. Но почему-то не расстраиваемся. И сидим здесь только потому, что топчан свободный увидели, а у нас ноги устали. Мы присели отдохнуть.
- И вы не стесняетесь об этом говорить? Вам действительно не нравится?
- Не нравится. А что - надо стесняться?
- Как же хорошо, что я с Вами поговорила. Вы меня успокоили, а то подумала, что только одна я такая глупая.  Мне как-то легче стало, что нас уже трое.


"Некоторые плоды искусства следует потреблять, не очищая, вместе с их легендой".

       Станислав Ежи Лец