Мысли о правде и истине

Владимир Павлинов
                Размышления

     Очень часто, в подавляющем числе случаев, каждый из нас, говоря и думая о "Правде", утверждая, что то или иное есть "Правда", подсознательно подразумевает -  что это "Истинно". То есть нечто абсолютно достоверное, реально существующее или существовавшее, не подверженное чьему-либо субъективному искажению или ошибочному восприятию.
     Для каждого человека правдой является то, во что он поверил. Любая ложь, в которую поверил человек, для него является правдой.

     1
     Правда и истина, не одно и то же. Иначе не понадобилось бы для каждого явления дать свое определение. Чаще всего, правда сливается с истиной, отражает ее.   
     А бывает, определяя одно и то же, они говорят противоположное.
     Истина – всегда объективна, реальна, независима от восприятия и сознания, ни отдельного человека, ни от восприятия и сознания всех народов.
     Правда – всегда субъективна и определяется степенью  совокупности, достоверности и не искаженности информации, доступной человеку и человечеству.

     2
     Приходилось слышать от руководящих людей – бахвалисто-горделивое: «я своих убеждений или решений не меняю».
     Достойная на первый взгляд позиция, при ближайшем рассмотрении, проявляет косность и гордыню таких – не побоюсь сказать, опасных для общества руководителей.
     В способности человека стремиться к духовным и нравственным высотам, быть открытым новым достоверным знаниям, новым реальным фактам, даже если они в корне меняют устоявшиеся, но ошибочные взгляды, мнения и убеждения, заключается мера  глубины и разумности его личности.
     Ибо, именно в этом проявляется способность или не способность развития личности человека. В этом реальность его совести, чести и долга. И еще глубже...
     Здесь ответ на готовность и способность, либо их отсутствие, наступить на свою гордыню и отказаться от прежней собственной позиции и убеждений, если вновь вскрывшиеся неопровержимые факты открывают иную картину, истину, перечеркивающую твои многолетние заблуждения, сформировавшиеся на ложных установках.
      
     3
     Очень часто, из двух спорящих, даже, до вражды – правы оба, оба говорят правду, даже если они делают противоположные выводы.
     Это объясняется тем, что у каждого из них своя часть от общей истины, но не полная. У одного более полная, у другого менее полная.
     Или у одного один фрагмент истины, а у другого иной фрагмент все той же истины.   
     Скажем один дает оценку человеку, видев его только в подвиге или милосердии, а другой оценивает его же, свидетельствуя его минуты слабости и безжалостности. Они оба скажут правду, оба будут правы, но их правда будет взаимоисключающа и не будет соответствовать полноте истины.
     Вот, исходя из имеющихся у них фрагментов истины, спорящие пытаются отстоять, каждый, свою правду и охарактеризовать обсуждаемого человека: один спорящий -  как положительного, другой - как отрицательного.
     Ближе к истине всегда тот из добросовестных честных оппонентов, кто знает большую часть истины, и, исходя из этого, делает более верные выводы.
     Бывает и иначе. Оба уверены в своей правоте и честно отстаивают, то, что считают правдой.
     Однако один действительно отстаивает правду, как часть или всю полноту истины, а другой отстаивает то, что он искренне считает правдой, но, таковой не являющейся, ибо он был кем то или как то обманут и ему внушена ложь под видом правды.
     Поверив лжи, человек считает ее правдой и отстаивает ее.

     4,
     Правда – это только часть Истины, открывшейся человеку. Истина же – это всеобъемлющая совокупность всех проявлений конкретного факта-процесса во времени, пространстве и во взаимосвязи, взаимовлиянии со всем окружающим миром. Но и это мое определение, не является всеохватывающим и абсолютно полным в поиске ответа на вопрос, что же такое истина.
     С истиной манипулировать нельзя, ибо она выше влияния и воздействия человека и всегда, раньше или позже, сама защищает себя от любых искажений, извращений и замалчиваний. Люди рождаются и умирают, а истина остается неизменной.
     Истину можно только скрывать, но изменить и отменить ее невозможно.
     Подобно тому, как нельзя отменить солнце, закрыв его тучами, туманом или дымовой завесой. Его не будет видно, но оно каким было таким и остается, его до поры, просто не видно, но придет время, морок рассеется и солнц вновь явит себя.
     С правдой, манипулировать можно, именно это и делают лукавые адвокаты, добиваясь, порой, отрицания совершенно очевидной, документально подтвержденной правды.
     Правда живет только в данное, ограниченное, отведенное ей время. Она может трансформироваться в неправду. В другие исторические и политические времена, она может даже предстать ложью.
     Правда может противостоять истине и даже, бороться с ней!  Так общепринятая правда времен Джордано Бруно и Галилея,  утверждавшая, что Земля является центром мироздания и все планеты, звезды и Солнце вращаются вокруг нее - боролась с истиной, говорящей, что это не так.

     5
     Истина – живет вечно и не зависит от совести, воли, знаний и убеждений человека.

     6
     И Истина, и Правда, существуют только там, где есть мыслящий разум, хотя очень часто, по разным объективным или субъективным причинам, не осознающий  или не воспринимающий  их адекватно.

     7
     Никто из людей, не знает истины в последней инстанции, в полном ее объеме, то есть полной картины, составляющей истину.  Исключением  являются элементарные истины.

     8
     Любой человек, в каких-то, из бесчисленных, отдельно взятых вопросов относящихся к конкретной истине, ближе к ней, чем любой ученый.

     9
     Гласное мнение об истине, отдельно взятого человека, целиком определяется его совестью, интересами, приоритетами и только в последнюю очередь - знаниями.

     8
     Говоря о практической истине, каждый человек, в той или иной степени, искажает ее  восприятие, своими интересами,  своим уровнем образования и мышления, своим мировоззрением, что выражено известной поговоркой:  «Каждый человек понимает истину по-своему.»

     9
     Истина, нужна только тогда и только тому,  кому она в подходящий момент полезна и (или) согласуется с его мировоззрением и совестью.

     10
     Наиболее точно и полно,  пытаются   рассуждать  о конкретной, известной им истине, люди, не имеющие к ее постулатам никакого отношения и, ни как не зависящие от нее.

     11
     Истина всегда объективна, неизменна и не зависит от чьей-либо субъективной воли и оценок.

     12
     Истина – это то, что существует или существовало и будет существовать независимо от воли человека

     13
     Истина – это процесс.
     Правда – это один или несколько фактов  из этого процесса.

    14
     Для каждого из нас, правдой - является то, что мы, используя доступную нам информацию  (верную или ложную), воспринимаем как действительно существующую или существовавшую реальность. Веря полученной нами информации и источнику этой информации: о явлении, событии, процессе, действии, явлении, мы решаем, что случившееся или происшедшее,  это - правда.
     На самом деле, правда ли для нас то, о чем идет речь или неправда, зависит только от того, насколько верна полученная нами информация, и насколько мы психологически готовы воспринять реальность таковой, какова она есть. То есть, согласны мы с ней, или отвергаем ее, невзирая на факты.

     15
     Ложь – это сознательное извращение, отвержение, подтасовка фактов и аргументов. Она направлена на создание у тех, кому сообщается, восприятия ее, как правды.
     Субъективная, личная правда – это честное суждение и оценка человеком, имеющейся у него информации по какому-либо вопросу. Эта личная правда, очень часто является неправдой по сути, и даже прямой ложью, если человек делает суждения на основе сообщенных ему, неверных, извращенных, сфальсифицированных кем-либо доводов и резонов. А так же в тех случаях, когда человек по тем или иным причинам, сам того не желая, неверно интерпретирует имеющиеся в его распоряжении факты.

     16
     Истина – это существующая или существовавшая объективная реальность.
     Правда –  это то, что мы воспринимаем как верное или искаженное, близкое к полному или фрагментарное  отражение истины.

     17
     Истина существует независимо от правды и не подвержена ее влиянию.
Скажем, закон всемирного тяготения, подчиняясь тем законам, которые его породили и сохраняют,  существует и это истина. А вот правда о нем появилась только тогда, когда Ньютон открыл и доказал этот закон.
     Правда с  истиной связана неразрывно, как тень с порождающим  ее объектам. Правда, как и тень, никогда не обладает полнотой отбрасывающего ее объекта. Она, как и тень, может преломляться, искажаться, в зависимости от того, через что она проходит и на чем или в ком, отражается.
     Именно поэтому, подавляющее число судей, прокуроров, следователей, добиваются не истины, а, в лучшем случае,  только правды.
     Именно поэтому, множество людей, осужденных по правде, по истине, абсолютно невиновны.

     18
     Мы все дорожим правдой и естественно стремимся к ней и, только так, и должно быть!
Однако, каждый человек, должен осознавать возможность условности и даже лживости той или иной конкретной  правды, которую он отстаивает или которую предъявляет ему, и, критически относиться к ней.
     Каждый из нас, по жизни, не раз сталкивался с разоблачением какой-то правды, снятию с нее личины и обнаружением под ней лжи. Нужно быть готовым к этому.
     Нужно иметь мужество не отбрасывать неопровержимые факты, изобличающие нечто, воспринимаемое нами, как правда.
     Это необходимо в науке, при опровержении устоявшихся  представлений и утверждении вновь открытых законов или закономерностей, показывающих   несостоятельность прежних конкретных убеждений и знаний.
     Это необходимо в политике, в осмыслении истории и роли личностей в ней. Это необходимо в экономике и образовании. То есть везде и во всем.
     Если же мы слепо держимся, за однажды приобретенное или внушенное нам представление о чем-либо, как за правду, сознательно отвергаем вновь открывающиеся ее объективные опровержения, то, это означает наше согласие быть обманываемыми и обманутыми в угоду сеющим ложь. То есть действуем во вред себе и обществу.

     19
Истина, обогащает человека и делает его жизнеспособней, несет удовлетворение и духовный рост отстаивающим ее.

     20
     Любая ложь, воспринимаемая человеком как истина, либо правда, делает его слабее и уязвимее.

     21
     Человек, может быть прав перед собой и не прав перед истиной, даже перед правдой.  Это случается, когда он делает совершенно правильные и честные выводы из доступной для него информации.
     При этом, он, может, совершенно искренне, считать ее правдивой, соответствующей истине, но, не подозревать, что это дезинформация или заблуждение глашатаев этой информации. А значит и его выводы, сделанные на основе неправды - ложны.
      Вот пример: предмет белого цвета. Правда говорит о том - предмет белый.
      Но, это не Истина. Ибо, он белый, только при естественном освещении, без освещения, или при освещении светом иного спектра, или иной части спектра, он не будет белым, а будет иметь другой цвет.
      Если  двое, рассматривающих белый камень, знают о том, что на них очки, пропускающие у одного только зеленый а у другого, только синий цвет, то, утверждая, что они видят предмет синий или зеленый, они будут сознательно лишать себя возможности дать верный, в данных обстоятельствах, ответ.
      Ибо, желая знать правду, а уж тем более истину, нужно стремиться получать информацию из нейтральных источников или не искажающих картину, приборов.
      В данном, конкретном случае, говоря о том, что они реально видят через свои зеленые или синие очки, каждый из них скажет правду, но каждый будет не прав по истине. 
     Один говорит зеленый, а другой синий, это правда, а истинна в том, что камень при данном освещении, белый, но, способ восприятия изменил исказил информацию о цвете камня.

      22
      Правда – это большая или меньшая часть истины. При определенных обстоятельствах, искажающая, и, даже, посягающая на опровержение ее.  Точно так же, как, часть правды, неполная правда, выдаваемая за всю правду, является ложью. 
      Это часто используется клеветниками,  при сознательном использовании ими вырванного из контекста факта или фразы, или отдельного события, для характеристики его автора.
      Есть единая, всеобъемлющая Истина – это Господь Бог!
      Есть малые и большие частные истины. Одни из них элементарны, и ясны и совпадают с правдой. К познанию других, человечество стремится всю свою историю.
      Истина существует в Боге, ее невозможно придумать.  Она, открывается человеку, по мере его духовного роста.

     23
     Истина существует именно как Истина, только тогда, когда есть те, кто способен ее осознать, даже, если до поры, ее не осознает и не знает о ней вообще никто, ни один человек на свете. Истина существовала до появления человеческого рода, до Адама и Евы, но тогда, она была не Истиной, а Объективностью
     Однако, обязательно должны быть люди, которым она однажды откроется полностью или частично. Если исчезнет человечество, исчезнет и истина, вновь ставшей непознаваемой никем, кроме Бога и невидимого мира, объективностью.
     Правда существует только там, где есть мыслящие существа. Там, где их нет, нет правды ни в каком виде.

     24   
     Истина - это процесс во всем его проявлении и всей его совокупности.
     Правда - это больший или меньший фрагмент этого процесса, а порой, лишь фантазия или ложное представление об этом процессе, то есть, об истине.
     Фантазии и ложные представления принимаемые за правду, но противоречащие истине,  наиболее ярко демонстрировались в научных представлениях об устройстве мироздания.

     25
     Правдой  для любого  человека является то,  во что или чему он верит.  Большая часть людей принимает получаемую информацию за правду не по осмыслению и размышлению над полученными сведениями, а по доверию источнику, сообщившему их.
     Ложь, какой бы чудовищной она не была – в которую поверил человек, становится для него правдой. Только поэтому многие люди сопротивляются осмыслению новых сведений и фактов, опровергающих то, что они однажды восприняли как правду. Гордыня многих людей не позволяет им признаться себе и людям в допущенной ошибке, видя в этом некое унижение для себя. От этого возникает страх нового знания и уклонение от него, укрепляется желание держаться ранее усвоенного отношения к тому, что они считали правдой.

     26
     Что движет человеком, отстаивающим ложь?
     Тут одно из двух.
     Либо этот человек заинтересован в сокрытии правды и подмены ее ложью ради своих корыстных или иных интересов.
     Либо он, являясь сторонником правды, желая правды, стремясь к правде  оперирует навязанной некими авторитетами -  ложью -  представленной ему, именно, как настоящая правда.  В числе навязавших ложь, могут быть СМИ, интернет, друзья, слухи, сотрудники, политики, администрация и т.д. которым он доверяет.
     Но, нередко, человек и сам добросовестно заблуждается и приходит к ложным выводами и последующим действиями или политической, общественной позиции неверно интерпретируя реальные факты и события.
     Убеждать в том, что человек отстаивает или насаждает ложь, того, кто  делает это сознательно, бесполезно, если только не представить ему в кругу других добросовестных людей факты  и доводы, опровергающие, разоблачающие его сознательную ложь.
     А вот тех, кто ошибается невольно, по совести стремится быть на стороне правды, убеждать в их невольном служении лжи – очень важно и нужно.

     27
     И истина и правда, в конечном счете бессмысленны, если нет Бога! Ибо тогда нет и вечности для души, и всего воспринятого и сделанного ею. Кому дорога и нужна истина и правда тех, кто жил когда-то и ныне не известен уже никому?! Но, если есть Бог, и правда их, и не правда, никуда не пропали, они открыты Богу и открылись им и окружающим их душам, в Вечности

     28
     Субьектвная правда - это наше убеждение, верное или искаженное.

     29   
     Правда для нас - это то, в чем мы убедились или нас убедили.

     10.03.10Г.