Невезучая Полтава. Отрывок из повести

Игорь Заводовский
       Предисловие от Автора

       Никто и никогда не может знать заранее, как события далёких-далёких лет отразятся в нашей жизни.
       Примерно 100 лет назад наша несчастная Россия жила в таком же хаосе, как и сейчас, в 2008 году. Очень далеко от идеала. Отгремела и унеслась прочь русско-японская война 1905 года, принёсшая столько горя народу, и столько проблем для экономики и престижа России. Был практически утерян основной состав военного корабельного флота, стальные громадины ушли на дно вместе с обученными экипажами. Как и сейчас, политики никак не могли договориться с министрами, министры с царём Николаем. Опять подняла голову всякая революционная либеральная гниль, щедро подкормленная заграничными денежками. Но промышленность страны была вопреки всему ещё достаточно крепкой и конкурентной.
       На протяжении всей истории своего развития русский флот представлял собой объект неустанного внимания и забот государства. В 1907 году была принята, хотя и с трудом «малая» 5-летняя программа финансирования и постройки новейших боевых кораблей, опережающих по своим характеристикам все заграничные проекты и новинки.
       В числе прочих в том же 1907 году была заложена серия из четырёх линкоров типа «Севастополь». Строились они, чтобы служить защите веры, царя и государства в составе Балтийского Флота. Ибо война с Германией, по всем расчетам, была уже не за горами.
По представлению морского министра Николай II собственноручно в апреле 1907 года подписал ассигнования и согласовал названия линкоров: Севастополь, Петропавловск, Гангут, и Полтава.
       Вот о постройке и службе Полтавы я и хочу подробно рассказать.
       Подвигло меня к этому 3 фактора:
1. Мне, наверное, повезло, много лет назад, я слышал и видел, как стреляет 2-я и 3-я башни Полтавы, касался руками снарядов и механизмов изготовленных на Петроградском заводе. Мне разрешили на 5 минут занять место командира 2-й башни линкора. Закрывшись в бронированной башне, я, через нарезной канал ствола левого орудия видел круглый кусочек голубого приморского неба.
2. Хочу разобраться с карандашом в руках, используя хронологическую цепочку фактов в некоторых странных обстоятельствах и загадках, которыми сопровождалось и строительство, и недолгая служба, и консервация и смерть Полтавы.
3. Мне довелось побывать и на Галерном острове в устье Невы, где когда-то стояли верфи, цеха и сухие доки Адмиралтейского завода. Именно там родилась и медленно умирала «Полтава». Ведь корабли как люди, у каждого своя судьба, свой тяжелый путь.

Тяжелый путь

…Тяжелый путь по жизни нас ведет,
Закон суровый нашим миром правит,
Удачный до конца свой путь пройдет,
А невезучие в дороге погибают.

Когда душа устанет от невзгод,
И сердце как стальной пружиной стянет,
Смотрю с тоскою я на синий горизонт,
Названия кораблей погибших вспоминаю.

Когда в ночи от горьких дум не спиться,
Я часто с грустью и тревогой размышляю,
Что корабли, как две стальные птицы,
От жизни к вечности поход свой совершают...

(на слова архидиакона РПЦ Романа Тамберга)

       В мире не так много осталось военных кораблей, которые прослужили своей стране, людям которые их создали 100 или хотя бы 50 лет. По последнему каталогу ЮНЕСКО их более ста. Сейчас они являются кораблями – музеями. Сюда отнесём, конечно, нашу Аврору (участницу русско-японской войны), легковооружённый Красный вымпел (бывшую дореволюционную яхту губернатора Камчатки), подлодку второй мировой войны С-56, крейсер «Михаил Кутузов» (поставили на вечную стоянку у морского вокзала Новороссийска), американские линкоры типа «Айова», ряд кораблей в Европе, Японии, даже Южной Америке. Несомненно, к их числу мы бы с гордость причислили бы и наши балтийские линкоры типа «Севастополь», если бы люди сами, раньше времени, не разрушили все эти стальные монстры.
       
       Вместо вступления.
       Почему ?

1. Почему новейшему линкору дали имя двух ранее погибших и потопленных кораблей?
2. Почему был выбран проект петербургского инженера Бубнова и академика Крылова?
3. Почему при постройке наш линкор получил ряд конструктивных недостатков, не подлежащих уже какой либо корректировке?
4. Почему при ходовых испытаниях, при ясной погоде, в условиях отличной видимости в Полтаву на полном ходу врезался её собрат Гангут?
5. Почему другой собрат Полтавы врезался в крейсер 1 ранга, знаменитую Аврору?
6. Почему немецкий диверсант избрал мишенью Императрицу Марию и Полтаву?
7. Почему агенты большевиков и эсеров усилено агитировали и разлагали экипажи Полтавы и её собратьев?
8. Почему произошел сильный пожар в 1919 году на борту охраняемой Полтавы?
9. Почему ровно через 20 лет после постройки корабля, его орудия и башни совершили транссибирское путешествие и очутились на другом конце света, на берегу Японского моря, в моём родном Владивостоке?
10. Почему пушки 2-й и 3-й башни, изготовленные для главного калибра балтийского линкора стали защищать морской порт Владивосток, а другие башни увезли на Чёрное море, для вооружения геройской севастопольской батареи?
11. Почему большевики не решились провести капремонт и модернизацию Полтавы?
12. Почему окончательно похоронили несчастную Полтаву только в 1945 году?


       Глава 1.Как корабль назовёшь, так он и поплывёт!

       Не я заметил, что название как бы определяет судьбу корабля. Мысли – материальны! Но, тем не менее названия кораблей дают по старым морским традициям.
       Первая «Полтава» была заложена вскоре после Полтавской битвы - 5 декабря 1709 года. Парусный линкор стал «первенцем» Адмиралтейской верфи в Петербурге, и первым русским кораблем на Балтийском море. Его проектировщиками и строителями официально были зарегистрированы Федор Скляров и Петр Михайлов (то есть сам царь Пётр Великий). Уникальность двухпалубного судна состояла в его технических характеристиках (длина — 34,6 м, ширина — 11,7 м, глубина трюма — 4,6 м, вооружена 54 бронзовыми пушками, размещенными в нескольких уровнях), но и в шикарном оформлении. Например, корма и некоторые другие части корабля были украшены ручной деревянной резьбой с изображением аллегорических картин битвы под Полтавой. В июне 1712 года первая «Полтава» была спущена на воду, и в течение 20 лет парусник находился в составе флота. Это рекордный срок службы для кораблей такого класса: лишь в 1732 году «Полтаву» наконец отправили в «отставку», разобрав буквально «на дрова».
       Вторая «Полтава» появилась в составе Российского флота через...185 лет: 25 октября 1894 года спустили на воду названный в честь города эскадренный броненосец. В то время по своим техническим характеристикам (длина — 114,3 м, ширина — 21,3 м, скорость — 16 узлов, дальность плавания — 3750 миль), степени защиты и вооружению судно было одним из самых современных боевых кораблей мира. Его экипаж состоял из... 630 человек! Однако на «доводку» броненосца ушло ешё шесть лет, и лишь в 1900 году «Полтава» пополнила императорский флот. Драматичной оказалась сама судьба корабля. Свое боевое крещение он принял в Желтом море — во время первых стычек с японским флотом. А уже 20 декабря 1904 года, в разгар русско-японской войны, накануне сдачи Порт-Артура корабль затопили в местной бухте. Но он все же достался врагу: хитрые и бережливые японцы подняли «Полтаву», умело реконструировали её и уже через 2 месяца под названием - учебный корабль «Танго» зачислили в состав императорского флота Японии.
       Во время Первой мировой войны, в 1916 году, когда Япония и Россия на некоторое время опять стали союзниками, нам с трудом удалось выкупить обратно «Танго-Полтаву» (вместе с «Пересветом» и «Варягом»). Дали ей уже третье имя - «Чесма».Опять традиции! Но в итоге сами и утопили её при натурных испытаниях новых броневых плит и 305-мм морских снарядов. Но зато точно узнали, что 305-мм морские снаряды в дребезги разбивают бронеплиты уже установленные на третьей Полтаве и других новых дредноутах Балтийского флота.
       Страшную тайну долго скрывали от вездесущей немецкой разведки и саму Полтаву близко не подпусками к немецким линкорам. Но погиб наш корабль совсем по другой причине.
       Увы, традиция не спасла, скорее подвела!