Мексиканский кофе. Хроники начала девяностых

Егор Роге
 Дорогие друзья, этот рассказ - часть романа "Опустошение", слегка обработанная в отдельный рассказ. Но честно говоря, я рекомендовал бы любой из самостоятельных рассказов. Например http://www.proza.ru/2012/10/10/370




Мексиканский кофе
1993 год.

       1.
       Миша приехал в Канаду состоятельным человеком. Он был родом из Сухуми, в советское время занимался классической борьбой, а после завершения спортивной карьеры, - борьбой другого рода.
       В начале времени перемен он перебрался в Москву и занялся продажей автомобилей. Что предшествовало его переезду в Канаду точно неизвестно, но, вряд ли это были политические мотивы.
       В Монреале Миша владел самым крупным магазином по продаже русских продуктов, большая часть которых, почему-то производилась в Израиле и Германии.
       Вместе с партнерами Михаил так же был хозяином, или как он сам себя называл «оунером», ресторана «Сакартвело» в Торонто.
       
       2.
       Именно Миша стал партнером Артёма и Иосифа, в сделке с мексиканским кофе.

       Иосиф часто бывал в Мексике и хорошо знал нескольких мексиканских бизнесменов, один из которых, мистер Суарес, предложил партию кофейных зерен из Мексики, возможно не лучшего качества, но по отличной цене.
       Мексиканский кофе, выращиваемый в штате Веракрус, на самом юге страны никогда не входил список элитных сортов, но зная что Канада - не Европа, и вкус кофе не имеет решающего значения, Иосиф активно продвигал идею сделки.
       Стоимость минимальной партии составляла двести тысяч долларов. По условиям оплаты аванс составлял двадцать пять процентов, следующие пятьдесят процентов по прибытию в порт Монреаля, и последняя четверть в течении в течение сорока пяти дней после поставки.
       Прибыль должна была составить сто процентов, а Иосиф лично поручился за мексиканца, и не сомневался в быстром и успешном завершении сделки.
       Мексиканец приехал в Монреаль, и после переговоров с Артемом и Иосифом, заключил контракт.
       К тому моменту на счету наших героев было только десять тысяч долларов. Тебовалось ещё сорок.
       Иосиф-то и предложил взять Мишу партнером, который внес сорок тысяч на условиях, что половина прибыли по сделке будет принадлежать ему.
       Суарес подтвердил что, что деньги получены, и отгрузка произойдет в течение 30 дней, и через месяц, подтверждая отгрузку выслал документы – коносамент и упаковочный лист.
       Когда в транспортной компании заявили, что коносамента с таким номером не существует, телефоны в Мехико Сити уже не отвечали.
       Миша определил срок три месяца на возврат сорока тысяч, однозначно дав понять Артему и Иосифу , что лучше уложиться указанный интервал.
       
       3.
       Пять месяцев спустя, возвратившись в свою московскую квартиру, Артем прочитал на автоответчике сообщение, которое очень ему не понравилось:
«Артем, здравствуй! Меня зовут Ваха. Ты меня не знаешь. Я от Миши из Канады.
Он просил напомнить тебе о твоем обещании, угостить его кофе. Когда прочитаешь моё сообщение, позвони мне, пожалуйста, по телефону …»

       Сообщение было продиктовано хрипловатым мужским голосом, с кавказским акцентом, и несмотря на то, что оно не содержало никаких прямых угроз, агрессия прослеживалась в каждом слове.

       4.
       Артем никогда не думал долго, он считал, что первое решение – всегда самое правильное.

       - Пойдешь со мной, - сказал он мне, а остальным сообщил, – мы идем на встречу с неким Вахой, судя по имени - чечен. Встреча через тридцать минут в гостинице «Пекин», отсюда – через дорогу. Паники никакой нет, с нами ничего не сделают, это - просто знакомство. Причина знакомства – наш с Иосифом должок грузинскому канадцу Мише. Младшего беру с собой, чтобы не было кривотолков, о чем мы там разговаривали.



       5.
       До «Пекина» мы дошли за пять минут. Артем был молчалив и сосредоточен, но совершенно точно не испуган.

       - Что напрягся-то? – спросил он, - не убьют, не бойся. К таким вещам надо быть всегда готовым, будет тебе школа.
       - Понял, понял, - я всегда дважды повторял слова, когда волновался. Еще в школе мои одноклассники подшучивали над этим моим недостатком.
       Не прошло и трёх минут как к нам подошли три кавказца, доброжелательно поздоровались, предложили кофе.

       Ваха оказался молодым мужчиной, атлетического телосложения, с черными как уголь волосами.
       
       Он сообщил, что выступает от имени Миши из Канады, который сам приехать не смог, но если есть сомнения в его полномочиях, можно прямо сейчас позвонить в Монреаль.
       Артем ответил, что пока подтверждения полномочий не требуется.

       Ваха уточнил, подтверждает ли Артем основной долг в размере сорока тысяч долларов.
       - Что такое основной долг, - поинтересовался Артем, - значит, есть еще и дополнительный?
       - Миша сказал, что ты должен был вернуть до Нового года сорок тысяч. Сейчас просрочка почти два месяца. Мы считаем – по десять тысяч в месяц. Итого на сегодняшний день – шестьдесят тысяч.
       - А Миша говорил, что никаких денег он мне в долг не давал? – спросил Артем.
       - Так ты не подтверждаешь, что брал у Миши деньги? – спокойно спросил Ваха.
       - Я у Миши денег в долг никогда не брал, - ответил Артем.

       Чеченцы удивленно переглянулись, но, вероятно, они были готовы к такому развитию событий. Я же, зная от самого Артёма, что он взял у Миши Ионишвили именно сорок тысяч долларов, стал нервничать еще больше.

       - Хорошо, - продолжил Ваха, - ты эти деньги Мише все равно отдашь, потому что ты их должен. Если у тебя нет сейчас, продай что-нибудь, отдай половину, потом будешь потихоньку основной долг и проценты по нему.
       - Вы меня не дослушали, - как ни в чем не бывало, продолжил Артем, - мы с Мишей были партнерами в сделке с мексиканским кофе,равными партнерами, но Миша заплатил свою долю, сорок тысяч, а я свою – десять тысяч долларов. Рассчитаться мы должны были после реализации кофе. Мексиканцы, получив наши деньги, пропали. Мы потеряли пятьдесят тысяч. Деньги прошли по счету компании, контракт на поставку и перевод от Мишиной компании были совершенно официальными.

       6.
       Чеченцы слушали внимательно, не перебивая. Один из них, самый старший по возрасту, что-то записывал в блокнот.
       - К моему удивлению, - продолжал Артем, - когда сделка провалилась, Миша потребовал все деньги назад. Я же думаю, что раз мы равные партнеры то должны возместить половину потерь друг друга – мы возвращаем Мише двадцать тысяч, а он нам пять. Таким образом, наш долг Мише составляет пятнадцать тысяч. Учитывая, что мы потеряли в Мексике свои десять тысяч, наши потери составили двадцать пять тысяч – десять в Мексике и пятнадцать Мише, соответственно Миша потерял те же двадцать пять тысяч. И это справедливо.
       
       Артем замолчал. Ваха и его окружение тоже молчали.
       - Тебе Миша дал деньги под твою ответственность, - сказал Ваха, - ты их не сохранил. Теперь ты должен их вернуть. Это наше решение.
       - Сколько? – спросил Артем.
       - Шестьдесят тысяч.
       - А почему не сто? Я готов позвонить Мише.


       7.
       Мы поднялись в номер, через оператора соединились с Монреалем. У чеченцев в номере стоял телефон, оборудованный функцией «громкая связь», и я отчетливо слышал каждое произнесенное слово.

       - Миша, привет! Это Артем. Твои люди рядом со мной, мы говорим по спикерфону. Они требуют от меня шестьдесят тысяч, почему? – начал разговор Артем.
       - Потому что Иосиф, старый дурак и твой компаньон, своей головой отвечал за сохранность моих денег, - ответил Миша, - деньги потерял и сбежал в Россию.
       - А почему шестьдесят, Миша, если ты давал сорок?
       - Потому что я так сказал. Я вам дал срок три месяца, вы не уложились.
       - У меня другие соображения, - сказал Артем и еще раз рассказал о своей «математике», по которой Мише причиталось только пятнадцать тысяч.

       На другом конце трубки послышалось тяжелое дыхание, Миша сказал, что его еще никто так не пытался унизить. И вот тут наступила развязка.


       8.
       Артем очень уважительно отметил, что он просто хотел, чтобы партнеры разделили потери по справедливости. Но обижать такого уважаемого человека, как Михаил, он и в мыслях не собирался.
       - Войди в мое положение Михаил, - продолжал Артем, - вернув тебе даже сорок тысяч, я сам потеряю пятьдесят. Ведь в Мексике накрылись и мои десять тысяч.
       - Я здесь ни при чем, - ответил Миша, - мне нужны мои деньги назад.
       - Я знаю тебя как справедливого человека, Миша. Я считаю, что если я верну тебе сорок тысяч, это положит конец всем противоречиям.
       - Когда?
       - Я попрошу Иосифа связаться с нашим банком, завтра ты всё получишь. Договорились?
       - Договорились.
       - И никаких шестидесяти тысяч? Ровно сорок?
       - Сорок.
       

       9.
       Через полчаса мы вышли на улицу. Никогда еще загазованный воздух в районе Садового кольца не казался мне таким приятным.
       Мы медленно возвращались назад.
       - Что скажешь? – после некоторого молчания спросил Артем.
       - Гениальная находка была по поводу возврата пятнадцати тысяч. Я бы не смог так перевернуть факты. Почему ты потом отступил?
       - Миша – очень опасный человек. У меня и шанса не было не вернуть ему сорок тысяч. Когда чечены заговорили про шестьдесят, я знал, что надо говорить о пятнадцати, самое главное – это был разговор с Мишей. Надо было сделать так, чтобы он, говоря по-японски, «сохранил лицо». И, как видишь, это удалось. Хороший урок, студент?
       - Спасибо учитель, - я остановился, и, сложив по-японски руки, поклонился.
       Артем улыбнулся.

       На следующий день Иосиф перевел деньги на счет Миши.






       З.Ы.
       Это лишь незначительный эпизод.
       История жизни Артёма легла в основу романа "Опустошение"