Кому важны печали, или О поэзии Мерайли

Хельга Лу
       

       "Луна
       уже вся
       обвыта.
       Не надо
       ее мучить.
       Молча
       откиньте копыта,
       когда подопрет случай.
       Когда по живому
       время
       сдирает с души кожу,
       внутри -
       от боли зверея,
       смолчите
       ему
       в рожу.
       Страдайте
       и пропадайте,
       пройдите тысячу бед,
       умрите - но не дайте
       торжествовать судьбе.
       Чтобы когда-нибудь
       из лунных мук
       вызрело
       радостное - и земное.
       И полюбили бы
       дышать
       тишиною,
       все вместе, или по одному,
       не мужчины, не женщины - нет! -
       просто люди.
       И смотрели бы,
       как вносят звездный свет
       на бескрайнейшем черном блюде.
       И чтобы - все равно,
       который век.
       И на всех
       хватило бы
       вечности.
       Чтобы честное имя: "Человек" -
       через память
       разлук и встреч
       нести". *2
       Трудно представить, что эти строки написал человек в реале вряд ли чрезмерно эмоциональный, скорее более сбалансированный, сдержанный. По крайней мере, я воспринимаю Мерайли, как художника, философа, поэта безусловно, не равнодушного к Миру, Природе, но отнюдь не сверх эмоционального, одержимого высокой патетикой чувств и слога, однако, строчки его стихов как раз свидетельствуют именно о последнем.
Действительно поэзия Мерайли - это "порождение фантазии, сгусток мечтаний, фантомная боль" и много Правды. Читаю, размышляю..
       1976 год. Тридцать лет назад. Другой мир, другой век.
       Это была почти завершающая фаза развитого социализма, детям соцреализма было обещано светлое будущее (вот, собственно, оно и наступило). В той фазе была одна форма собственности, одна партия, одна совесть и одна честь на всю большую страну.
 Сегодня - другой «изм», где много партий, и у каждой из них своя совесть. И собственности теперь хватает, но, увы, не всем. Перемены, а что изменилось?
       
       И вот поэт написал три десятилетия назад:
       
       "Я
       терпеть не могу
       тех, кто
       топчет других
       ради карьеры.
       Противно, когда
       государственные
       деятели
       врут,
       забывая про чувство меры.
       Стало законом,
       пока неписаным,
       гнать из официальных дел
       логику, факты, тактичность, искренность...
       Я
       терпеть не могу
       тех, кто
       серость
       считает нормой разума.
       Тщательнейше
       под толпу подделываясь,
       такие
       человека!
       равняют с грязью» *3
       Тридцать лет прошло, другая общественно-экономическая формация, а дерьмо опять наверху плавает!! Чем противнее от этого на душе, тем приятнее узнать, что поодиночке или маленькими группами, но "революция продолжается":
       
       «Может, когда, -
       дожить бы! -
       лучше будет.
       Но пока
       их
       песенка не спета,
       я стихи
       считаю трибуной.
       Гнева лавины взрывом истины
       сбрасывать
       на груды людской скверны!
       Хочется,
       чтобы жизнь хоть немного
       очистилась,
       чтобы ясней была - и уверенней" *3
       
       
       Вот опять же, у каждого своё понятие красоты. В советское время, к примеру, это ассоциировалось с Порядком, с причудливо построенными пирамидами из тел энергичных товарищей на парадах, с бурными овациями хмельных, счастливых от социалистического образа жизни демонстрантов, гайдаровскими подвигами маленьких заводных человечков в красных галстуках. Венцом совковской красоты и гордостью соцфазы, являлся монументальный образ атлетически сложенной парочки пышущей трудовой воинственностью и многостаночным оптимизмом.
       Конечно, сегодня, для большинства, другое понятие красоты, по мне так ещё более уродливое: аляпистые замки- крепости прижатые друг к другу (видимо от страха), "мажоры" в навороченных машинах вывозившие мешки денег (и не только денег) за пределы матушки России, демократические лозунги холёных политиков, поддерживающих тесную дружбу с этими "мажорами" и т.д. и т.п.
       Так о чём это я? Да, конечно - о поэзии Мерайли, он, кстати, тоже замолвил слово о красоте. Хотелось, чтобы вот так..
       
       "Споров нет -
       красота есть!
       Пусть мало,
       пусть редко,
       но есть!
       А значит
       в силах
       человечьих
       мир -
       переиначить.
       Поэт,
       строй батальоны строк!
       Грохотом штурма
       раздери рот свой!
       Пусть
       каждый
       исписанный тобою листок
       в штыки
       атакует
       земное уродство.
       Сломаем, сомнем -
       вот тогда перекур.
       А над землей, от боя стынущей, -
       как взгляд, - полетят
       от цветка к цветку
       люди - потрясающей красотищи». *4
       
       
       Я всегда была и буду в числе бунтарей, возмутителей спокойствия, белой вороной то удивляющей, то пугающей, то отталкивающей от себя публику. Поэтому мне по душе поэзия Мерайли, его поэтический кураж, его революционный дух. Особенно задевают рваные и грубые строчки стихов по форме, плотности и стилю очень схожие с воинствующей поэзией Маяковского.
       Мерайли - поэт-революционер, поэт-патриот, борец. Он презирает богатство и чревоугодие - "Всемогуществом и властью упиваются буржуи. Все доступно, все продажно: Люди, мысли, поцелуи". *5
 Грубо, жестко, нецензурно обвиняет равнодушное, зажравшееся общество, обличает похотливых и продажных людишек, тех, кто живёт сиюминутным удовольствием, и кому глубоко "параллельно" что происходит с заплёванным шариком.
       «Будьте, граждане,
       подлецами.
       Плюйте
       на родины и отечества,
       торгуйте
       матерями и отцами!
       Совесть - рудимент нашего века.
       Что нам до ее нытья?
       Все
       у нас
       для блага
       человека.
       А этот человек -
       я!
       Смелее,
       решительнее,
       наглей!
       Дави ближних,
       дальних бей,
       поворачивайся молотом!
       И ты все, что надо,
       возьмешь
       от людей -
       живи свободно
       и молодо!
       От этой гадости отвернешь глаз,
       а там -
       не легче.
       Мразь у мрази заимствует грязь -
       и все валится
       на человечество:
       Вон, в том отделе
       люди
       продаются.
       Имей сто рублей -
       а друзья
       всегда найдутся!
       Можно купить
       любовь даже..
       Небо чернеет день за днем,
       копоть кругом разбрасывая, -
       мы
       по своей земле
       идем,
       человечья раса.
       Купите,
       купите, люди!
       Природу
       по дешевке
       загоним вам.
       Смотрите,
       потом не будет!
       А мы
       продаем!
       тишину лесов,
       зверей, птиц, рыб...» *6

       
       Мы сидим в кафе. Мерайли рассказывает о себе, о Франции, о друзьях и их заветах. На лице блуждает трогательная детская улыбка. Удивительно, в переписке совсем другой, иногда очень резкий. Разный.
       Разговариваем.
- Нужно ещё много сделать, лишь бы хватило сил и здоровья.
- Например?
- Например, выполнить завещание друга. Это связано с музыкой.
- Это связано с музыкой?! Вот как?!
- С иной, с новой музыкой!
- Возможно это революция в музыке?
- Да, возможно и так, это новая музыка, новый музыкальный ряд.
- А как же физика?
- Почти нет, так некоторые научные статьи, чуть-чуть.
- О чём статьи?
Я внимательно слушаю. Говорит, что это связано с атомом (с физикой мне тяжеловато, кажется, в физиках я разбираюсь легче).
- А поэзия?
- Конечно! Но работы – «море», много работы, и это необходимость, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
       Весь в планах, заботах, проблемах. Всё расписано почти до минуты. Время на счётчике, он сам себе не принадлежит. В ответ на мою просьбу подписать подаренные им книги, тут же быстро, кривым почерком пишет: "Хотелось бы своей, да весь в чужих..". Смотрю, вглядываюсь, вслушиваюсь, спрашиваю..
       Да он разный - бунтарь, нигилист, безбожник. Смеётся, глумится над верой и почти в глаза обрывисто и холодно бросает: - " Ни в бога, ни в чёрта". Однако, отрицая бога, всё же с ним разговаривает, обращается к нему и даже просит:
       
       "Ты уж прости, боже, что я так
       влез,
       вломился к тебе -
       с моей-то грешной рожей!
       Дело, понимаешь, такое: надо позарез.
       Ты уж отнесись по-божески.
       В сущности прошу-то
       всего ничего,
       взглядом шевельнешь - и станется.
       Ты ведь в небе и поставлен для того,
       самая высокая
       инстанция...
       Злись на меня:
       груб и нахален,
       комкаю хоры светил;
       хочешь - карай за то, что своими стихами
       жизнь тебе
       вконец отравил;
       только уж сделай все, как положено, -
       я ведь все равно
       не отстану,
       пока не добьюсь.
       Трудно и скорбно? - Пусть!
       Только надо,
       чтобы выдержали
       смех и грусть
       двое
       моих друзей.
       И одна
       моя любимая
       тоже.
       Ибо только так может уцелеть Вечность». *7

 Мерайли верует и его Бог - Вечность.
       
 Поздним вечером, не справившись с захлестнувшим меня потоком эмоций от воздействия многозвучной, мощной по смысловой нагрузке, разнообразной по стилю и тематике, но всегда яркой и выпуклой поэзии Мерайли, я не выдержала и позвонила ему. В ответ услышала короткое и раздраженное,
       - Да?!
       - Добрый вечер, извините что поздно, ваши стихи замечательные, - я пыталась одной фразой и поприветствовать и сказать о своих впечатлениях, и пожелать дальнейших творческих удач поэту. Но ответ был ещё более раздраженным и холодным,
       - Я очень занят. Извините у меня сейчас срочная работа. Звоните утром или днём.
       Конфуз?! Да нет же! Это он - Мерайли, вот такой, разный. Я не удивилась, и не расстроилась, я улыбнулась. Как женщина, обладающая значительной долей стервизма была удовлетворена уже тем, что вывела из равновесия мужчину. И уж совсем простила резкий тон Мерайли, вспомнив его любовную лирику, так контрастирующую с философско-революционной тематикой стихов: - "Хотите - буду от мяса бешеный и, как небо, меняя тона - хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!". Это Маяковский. А вот эти строки, трогательно-нежные, это - Мерайли:
       
       "Мне был жребий служить Вам - и всюду Вы были со мною.
       В сарацинских степях паладины спят гибельным сном...
       Но настала весна - посмотрите! - и этой весною
       Я цветущей сиренью проснулся у Вас под окном". *8
       
Не всегда приветливый, не слишком разговорчивый, колючий, вредный, он продолжает писать нежные, с грустинкой, или псевдогрубые стихи, о себе, о любви, о жизни.
       Замечательный поэт К. Ваншенкин сказал, что "в восприимчивости поэзии должна быть свобода и раскованность", но иногда случается, что именно поэзия дарит эту свободу и раскованность. К примеру - поэзия Мерайли.

       "Товарищи!
       Прошу внимания.
       Дело серьезное.
       Разговор не о цветочках на лугу.
       Скажите, зачем некоторые
       взрослые
       лгут?
       ...Эй,
       много ли вас,
       кто шепнул
       хоть раз
       то,
       о чем надо
       орать
       изо всей мочи!
       Что же на смену? Березки и кустики?
       Куцые ямбы окаменелой
       истории?
       Кто
       будет писать
       по законам акустики
       миллионных
       аудиторий?
       Товарищи!
       Поэзия - это не шуточки.
       Нечего тут стесняться и жаться!
       Протрите ваши глаза - или очки,
       видите? – «Революция
       продолжается" *9


       Мерайли - поэт, философ, публицист, критик - http://unism.narod.ru/mer/index.htm


*1. Театр (кому важны печали)
*2. Альбинос (микропоэма-сюита)
*3. Программное
*4. За красоту (микропоэма)
*5. *** (Всемогуществом и властью упиваются буржуи)
*6. Еще раз о…( микропоэма
*7. Молитва
*8. Вы знатны и невинны..).
 *9. Революция продолжается (Вступление).