Статус женщины в современных обществах

Вечеслав Еленский
Положение женщин в современных обществах
Пронин А.А. Проблемы прав человека.

По данным отдела ООН по народонаселению, 49,7% мирового населения - женщины (3 132 342 000 женщин и 3 169 122 000 мужчин).
Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, дискриминация в отношении женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.
Однако, даже много путешествуя по всему свету, трудно понять истинные нравы и обычаи, прочувствовать, как живет народ в той или иной стране. Более того, еще сложнее представить точную картину положения женщин в разных странах - там, где образ жизни женщины не так заметен, где женщина не участвует в экономической и политической жизни страны, где, как правило, ей отведена роль лишь жены, матери, хозяйки очага. Но иногда те женщины, относительно которых у нас прочно сложились определенные стереотипы, вовсе не живут так, как представляем себе мы, имеют определенные права и положение в обществе.
Любопытна в этой связи публикация в журнале "Девичник"1 .
Как известно, японские женщины живут в обществе, где "властвует и правит мужчина". Доминирующая роль мужчины в этой стране сложилась исторически давно, и, как во всех странах Востока, эта преобладающая роль выражена везде: и в деловой среде, и в области искусства, и в области политики. Но красота и неповторимость японской женщины, ее стремление к согласию, ее великое терпение, чувство гармонии и равновесия во всем, готовность к самопожертвованию славились с далеких времен и несли славу о японской женщине по всему миру.
Жена работающего делового японца мирится с тем, что встречается со своим мужем не больше пары дней в неделю. Все остальное время он проводит в различных ресторанах, барах, кафе. Нередко выпивший муж приходит домой лишь под утро, иногда с провожающими его другими женщинами из злачных заведений. И жена проводит всех в дом, радушно примет гостей, расплатится за мужа и не проявит ни малейшего недовольства или обиды. Женская ревность для японцев - одно из постыдных и аморальных качеств. Тем более что в Японии не считается грехом наличие у мужчины любовниц, и практически каждый из представителей сильного пола не упускает в своей жизни такой возможности и сложившегося традициями права.
Со стороны может показаться, что японская женщина находится под гнетом патриархата и давления со стороны мужчины. Однако это далеко не так. Именно японка имеет больше прав, чем женщины других стран Азии и Востока. Японской женщине доверяется воспитание детей и решение их судеб, ей полностью отдается право распоряжаться заработком мужа и решать, какие расходы и в каком объеме необходимо сделать, японские женщины работают, и некоторые из них материально твердо стоят на ногах.
Японки умеют скрывать свои чувства, дипломатично строить отношения с мужем, добиваясь от него гораздо большего, чем европейские женщины. Но даже имея много прав, под влиянием цивилизации становясь всё более независимой, образованной и уверенной в себе, японская женщина до сих пор провожает мужа до двери, с почтением и покорностью опуская голову вниз, кланяется мужу вслед.
В Иране редко можно встретить женщину без черного, реже - зеленого покрывала, которое скрывает её волосы, фигуру, иногда даже лицо. Со стороны кажется, что женщины в этой традиционной и патриархальной стране не имеют практически никаких прав и полностью зависят от мужчины. На самом же деле именно в Иране женщины живут активной и полноценной жизнью. Активность и энергичность иранок складывались на протяжении многих веков. О дочерях шахов, которые обстригали свои красивые волосы и облачались в воинские доспехи, чтобы наравне с мужчинами поразить врага, до сих пор ходят легенды. Поэтому даже вождь революции в Иране имам Хомейни сказал, что "за революцию стоит благодарить женщин".
К концу 80-х годов ХХ века своей активностью и борьбой иранки добились изменений в образовании, здравоохранении и других сферах жизни иранского общества. Женщинам были предоставлены все права на получение образования наравне с мужчинами, качественное медицинское обслуживание, предоставление рабочих мест не только в традиционных женских сферах, но и в экономической и политической жизни страны, а также различные льготы и многое другое.
Надо отметить, что и в настоящее время иранские женщины стремятся получить самое лучшее образование, занять престижные должности; они талантливы, усидчивы, трудолюбивы. Большинство иранок трудятся и работают наравне с мужчинами, большая часть студентов в высших учебных заведениях страны - женщины, а безработица среди иранских женщин составляет не более 12 - 13%. Правда, в университетах девушки и юноши учатся в разных аудиториях, на работе женщины также трудятся в отдельных комнатах, а в автобусах ездят отдельно от мужчин.
Практически все иранки прекрасно водят машину, занимаются спортом (альпинизмом, греблей и даже легкой атлетикой), ведут активный образ жизни, великолепно рисуют, увлекаются музыкой и живописью.
По Корану, мусульманин может иметь четыре жены, но практически все мужчины Ирана создают семью и живут только с одной женщиной. Семья в Иране священна, разводы случаются крайне редко, а женщины не находятся под патриархальным гнетом, как это зачастую представляется на Западе. Напротив, правит домом женщина, все денежные расходы, ведение хозяйства, воспитание детей лежат полностью на ней, но уважение и почтение к мужу прослеживаются в иранской семье в каждой мелочи.
Как и в других странах Востока, семья в Египте занимает главную часть жизни каждого египтянина. Египетская семья - это большая группа, состоящая не только из мужа, жены и детей, но и других родственников по мужской линии. Главой семьи является пожилой мужчина и его жена. Эту семейную группу связывают не только родственные узы, но и чувства социальной зависимости, долга и обязанностей по отношению друг к другу.
Выбор невесты или жениха-традиционно дело родителей. Но в последнее время всё чаще считаются и с мнением молодых. Предпочтение отдается девушке стройной, с белой кожей, с правильными чертами лица и тонкой талией. Однако красота девушки ставится лишь на второе место после характера, умения вести себя, происхождения невесты и её моральных достоинств.
Власть мужа беспрекословна. Египетская семья-это система патриархальных отношений, где муж-глава, а жена обязана во всём слушать мужа и подчиняться ему. Большинство женщин в Египте не работают и материально полностью зависят от мужа, видя свой смысл жизни в семье и детях. Но практически все семьи в Египте моногамны, и жестокое обращение с женщиной встречается крайне редко. Патриархальная модель уклада семьи сохраняется на территории практически всего Египта. Однако Каир - "город контрастов" - живет своей, иной жизнью, где на протяжении уже многих лет женщина борется за свои права и успешно реализует их.
В последние годы под влиянием европейской цивилизации в Каире молодые женщины стали более раскрепощены, образованны, уверены в себе. Они занимаются карьерой, своим образованием, увлекаются спортом, интересуются современной жизнью, очень часто одевают европейскую одежду. Современные египтянки стремятся получить хорошее образование в лучших университетах и институтах страны, многие из них нередко выезжают в Европу или США, по возвращении занимают престижные должности и прекрасно могут обеспечить себя самостоятельно. В итоге многие египтянки становятся более избирательными в выборе спутника жизни, к которому также предъявляются высокие требования, не спешат выйти замуж и завести семью.
Но даже сейчас не каждая смелая и современная девушка решается выйти замуж за иностранца. Брак с иностранцем практически во всех случаях означает уход от семьи, а иногда и выезд в другую страну навсегда. Родители, воспитанные в традициях ислама и Востока, редко прощают такой поступок.
Как гласит древняя индийская мудрость, "все мужчины в Индии одновременно являются преданными сыновьями, обожествляющими своих матерей, и женоненавистниками".
Главное предназначение в жизни женщины этой страны - стать матерью. Но вместе с этим индийцы считают, что быть женщиной - это расплата за грехи в прошлой жизни. Считается, что женщина носит в себе активные силы природы, творческую энергию, она дает силу и приносит удачу мужчине. Поэтому здоровье и процветание мужа полностью зависит от жены. Остаться вдовой для индианки означает быть похороненной заживо. Именно поэтому до сих пор индийские женщины сжигают себя после похорон мужа. Обряд самосожжения был официально отменен лишь в 1978 году, но до сих пор в стране происходят обряды "сати" - вдовьего самосожжения на костре.
Традиции говорят, что остаться вдовой - это расплачиваться за все женские грехи, поэтому, даже не сжигая себя, индианка, оставшаяся без мужа, отказывается от всех удовольствий: ест очень скромную пищу, спит на голом полу, обрезает волосы, каждый день проводит в молитвах и до конца жизни не заводит новую семью. Хотя в настоящее время и существует официальное право выйти второй раз замуж вдове, но этим правом практически никто не пользуется. Вдову обходят стороной, избегают даже соседи и родственники.
Поэтому чтобы не остаться вдовой, все индийские жены берегут своих мужей и охраняют их: обращаются к ним на "вы", никогда не произносят их имени вслух (считается, что это укорачивает жизнь мужа), омывают им ноги, отдают самую лучшую пищу, никогда не садятся в транспорте, если стоит муж.
Индианки изящны, нежны и красивы, Хотя тот образ женщины, который сложился по индийским фильмам, не всегда соответствует действительности. Портрет индийской женщины разнообразен на территории всей страны. Индианки из низших слоев работают с мужчинами наравне: опускаются в шахты, пашут землю и вместе с этим содержат домашнее хозяйство и смотрят за детьми. Возможно, поэтому в низших кастах женщина имеет большее влияние на мужчин, чем богатые индианки.
Женщины высшего сословия, как правило, очень зависимы от своих родителей, потом- от мужей. Они страдают от традиций и устоев, выходят замуж очень рано, не по любви, носят паранджу, именно среди таких слоев распространен обряд вдовьего самосожжения.
Также различны север и юг Индий. На севере, где долгое время господствовала мусульманская религия, в семье существуют патриархат и беспрекословное подчинение мужу. На юге, где бытует культ матери богини, женщины и мужчины практически равны. В крупных городах юга страны женщины занимают хорошие должности, прекрасно образованны и достаточно независимы. Они нанимают слуг, выполняющих всю домашнюю работу, и строят свою карьеру в деловой среде крупных городов.
И все же. Благодаря усилиям по освещению реального положения женщин в мире были получены вызывающие тревогу статистические данные об экономическом и социальном неравенстве мужчин и женщин. Среди неимущих подавляющее большинство составляют женщины, и доля женщин, относящихся к числу сельской бедноты, с 1975 г. за 20 лет увеличилась на 50 процентов. Женщины составляют наибольшее число неграмотных; в период 1970 - 1985 гг. их количество возросло с 543 до 597 млн. В Азии и Африке женщины работают на 13 часов в неделю больше, чем мужчины, и в большинстве случаев их труд не оплачивается. В мировом масштабе заработная плата женщин на 30 - 40 процентов меньше, чем у мужчин, выполняющих ту же работу. Женщины занимают 10 - 20 процентов управленческих и административных постов во всем мире и менее 20 процентов рабочих мест на производстве. Среди глав государств женщины составляют менее 5 процентов. Если бы в системе национальных учетов неоплачиваемая работа женщин по дому и в семье рассматривалась в качестве одного из видов производственной деятельности, то общий объем производства увеличился бы на 25 - 30 процентов.
Западные социологи бьют тревогу - непрекращающаяся дискриминация женщин на производстве может обернуться застоем в экономике. Большая часть женской полонимы Земли, как и его лет назад, живет на положении второсортных граждан. К такому нерадостному для прекрасной половины человечества выводу пришли авторы обнародованного осенью 2000 г. доклада ООН о народонаселении2. Откровенное угнетение женщин не только влечет за собой рост преступности и разрушительные последствия для здравоохранения. Сегодня речь приходится вести об опасном неравноправии женщин даже в тех странах, где борцы за права женщин добились, казалось бы, впечатляющих успехов.
Чего стоит хотя бы пример Кэтлин Макгрэт. Ей впервые и истории американских ВМС поручили командование ракетным фрегатом с экипажем в 262 человека. Но в тех же США, где возглавляемые женщинами предприятия - это самый быстрорастущий сектор экономики, весьма распространен скрытый "половой" расизм. Даже в тех фирмах, где реализуют специальные программы содействия выдвижению женщин. Дамы владеют в Штатах уже более чем третью фирм, и на них заняты более 27 миллионов трудящихся. Правда, большинство из этих фирм - небольшие, и работают они, как правило, в сфере услуг.
Но проблема выходит далеко за рамки прав человека. Социологи указывают, что даже в ближайшие голы обеспечение равномерного расовою и полового состава рабочей силы для многих предприятий может стать буквально вопросом жизни и смерти. Во всем виновата демография - к 2006 году женщины будут составлять 47 процентов всей рабочей силы США, увеличится и доля "цветных" работников, а вот белые мужчины будут составлять уже только 44 процента занятых. Так что руководителям предприятий пора подумать о том, как помочь успешной карьере слабого пола.
Если так обстоит дела в "благополучных" Штатах, что же в таком случае говорить о странах менее продвинутых по части эмансипации. Например, Болгария, по свидетельству тамошнего заместителя председателя парламента Пети (имя женское!) Шоповой, не имеет механизмов защиты равноправия. А лидер Демократического союза женщин Болгарии Эмилия Масларова вообще выступает за установление 30 процентной квоты на участие представительниц прекрасной половины человечества во всех эшелонах власти.
А вот на Востоке женщинам о трудовом равенстве пока приходится только мечтать. Даже во вполне "рыночных" Китае и странах Юго-Восточной Азии женщинам безработица грозит куда больше, чем представителям сильного пола. Впрочем, это еще цветочки. В Азии 60 миллионов девочек числятся пропавшими без вести, но эксперты ООН утверждают, что они были убиты родителями, не пожелавшими иметь дочерей, так как рождение девочек в ряде стран считается божией карой.
Но и там, где такие истории любой посчитает дикостью, женщинам нередко приходится довольствоваться малым. В "цивилизованной" Канаде на каждый полученный мужчиной доллар приходятся 72 скромных цента, заработанных женщиной. Но и это может быть связано не с достатком равноправия, а с его избытком. Потому что частенько, когда женщина становится товарищем, ей могут "по-товарищески" указать дверь.
По-прежнему большинство женщин работают и тех сферах, которые традиционно считаются женскими. Они и медсестры, и продавцы, и секретарши, и воспитательницы детских садов. Достаточно неожиданный прогресс в борьбе за равные условия труда зафиксирован в Дании. Здесь комиссия по налоговым спорам фактически приравняла в правах девиц с желтым билетом и ремесленника, купившего новый станок. Жрицы любви в Дании отныне получат право списать с налогов стоимость операции по увеличению размеров груди. Эксперты посчитали, что грудь является рабочим инструментом, а расходы по уходу за таковыми по датским законам списываются с налогов.
Ответная реакция на победный марш эмансипации по Европе не заставила ждать. В Финляндии пресса уже во всеуслышание говорит о недостаточной социальной защищенности сильного пола. Мужчины по статистике чаще оказываются вне общества, умирают не по естественным причинам, теряют связь с детьми после развода. Как видим, снова во многом виновата демография.
Почему же особую озабоченность экспертов ООН вызнало недостаточное присутствие женщин именно в верхних эшелонах бизнеса и власти? Очевидно, не в последнюю очередь дело в том, что, получая образование, представительницы слабого пола, как правило, ни в чем не уступают полу сильному. А вот через несколько лет, когда дело доходит до справедливой оценки первых трудовых успехов, все меняется. В дело снова вмешивается демография. Женщинам приходит время рожать, а их начальники не очень спешат чем-то поддержать прекрасную половину коллектива.
Такая дискриминация по половому признаку накапливается во многих фирмах уже годами и десятилетиями, а в результате профессиональный уровень руководящих кадров отнюдь не повышается. Скорее, наоборот. Негативный эффект от этого, по мнению социологов, уже сказывается, но количественной оценке он вряд ли поддается.
Последние несколько десятилетий в истории человечества прошли под знаком небывалого доселе интереса к проблемам женщин. Особенно этот интерес заметен на Западе, и это вполне понятно: именно европейские страны можно назвать "колыбелью" феминизма, и именно это движение стало своего рода "катализатором" рефлексии общества по поводу социальной роли женщины.
В самом деле, "декларации независимости", которые то и дело приходится слышать из уст представительниц слабого пола, заставляют задуматься не только отдельно взятых мужчин - мужей, друзей, отцов, - но и целые "мужские сообщества": правительства, международные организации, церковь. Речь идет не столько о лирической задумчивости, сколько о понятной обеспокоенности действительным изменением роли женщины в современном мире, которое требует какой-то реакции, осмысления.
Женщины, покинув веками принадлежавшее им место у семейного очага, вышли на арену общественной жизни и заявили о себе как о самостоятельной силе современной цивилизации. С этим трудно спорить, потому что их профессиональные качества во многих случаях не уступают, а чем то и превосходят профессиональные качества мужчин - в частности, в интеллектуальной области.
Считается, что политика - арена мужчин. Но иногда сюда вторгаются женщины волевые и умные. Старомодный удел женщины, очерченный тремя К (Кinder, Кueche, Kirche - дети, кухня, церковь), понемногу уходит в прошлое. Голда Меир, Индира Ганди, Маргарет Тэтчер - ограничимся этими именами. Раиса Горбачева или Хиллари Клинтон были известны как "сильные жены". В свое время о супружеской паре Клинтонов ходил такой анекдот. "Подъезжают Хиллари и Билл к бензозаправке и встречают там одноклассника Хиллари. Клинтон говорит жене: "Ты могла бы быть женой заправщика". Она отвечает: "Нет, это он мог бы стать президентом".

http://www.hro.org/editions/pronin_6/index_2.php