Маленькая роль

Софья Мартынкевич
«Даже маленькая мышь имеет право на ярость»
Индейский вождь, живший в середине 19 века


Над землей медленно кружили рваные тучи. Такие поселяются над городом по осени, будто незваные гости соседей сверху. Целый табор тощих хмурых облаков разместился неравномерно, как цыганские дети в плацкартном вагоне, заполонив все пространство своими лохмотьями. Тихий дождик уныло сочился с неба, заливая пожухлую траву с пролысинами и пыльный асфальт.
На остановке стояла очередь из зонтиков, ожидающих маршрутку. Красные, черные, пестрые, в клетку и полоску. Из-под одних временами вырывались клубы сигаретного дыма, другие нетерпеливо вертелись в детских ручках, третьи просто подрагивали на ветру. Последним в очереди был сиреневый зонтик. Вдруг он встрепенулся; девушка, державшая его в руках, обернулась.
-Ой! Илья, привет, ты меня напугал, - Юля приложила ладошку к груди и наиграно выдохнула, - Не ожидала тебя тут встретить.
-Привет, - Илья улыбался, - Я здесь работаю. Вон, там, - он махнул рукой в направлении грузного здания, - Тебе Саша не говорил?
-А, говорил, кажется… Ты с работы?
-Да, сейчас нырну в метро…
Юля поджала губки, сдерживая улыбку, и оглянулась на очередь.
- Ненавижу ждать. Ладно, поехали вместе.
Два зонта медленно двигались рядом; люди, молчавшие под ними, смотрели то себе под ноги, то украдкой друг на друга, чуть улыбались.
- Забирайся ко мне, - Илья приподнял свой зонт повыше.
-Сейчас, - Юля торопливо закрывала свой зонтик, пытаясь замерзшими пальцами нажать на кнопку посильнее, - Сейчас, сейчас, - Кнопка не поддавалась, пальцы не хотели сгибаться, у Юли горели щеки, - Вот, все, - Она неловко улыбнулась Илье и подошла ближе.
Он коснулся ее локтем, приглашая взять его под руку. Поджав губки, Юля повиновалась. Они снова шли молча, под руку, старательно глядя по сторонам.
-Как у тебя дела, как Саша? - Илья старался выглядеть заинтересованным.
-Ничего. У нас, в общем, все по-старому.
-Скоро съедетесь? – Он смотрел прямо перед собой.
-Я еще не решила, - Так же глядя перед собой холодно ответила Юля.
В метро пахло мокрой тканью, пол был скользкий. Кругом все шумело и шлепало, мокрые плечи задевали соседей. Свернутые зонты болтались на запястьях, истекая дождевой водой.
-Ненавижу метро.
-Я тоже, - Он улыбнулся Юле.
Она смотрела на лица людей, едущих навстречу на соседнем эскалаторе, чувствуя его взгляд на своем лице и груди. Казалось, они движутся нестерпимо медленно. Юля мельком поворачивалась к нему, улыбалась, демонстрируя ямочки на щечках, и снова отворачивалась, поджимая губки или покашливая. Он иногда подвигался чуть в сторону, пропуская спускавшихся бегом вниз, пользуясь случаем прижаться к Юле на миг. Тень улыбки не сходила с его сухих губ.
-Тебе на какую станцию?
-Я тебя провожу.
-Ой, Илья, ты с работы, устал…
-Юля?
-Хорошо, - ямочки, поджала губки.
В вагоне метро душно. Рядом сопит старушка, на каждой станции переспрашивая Илью, какую объявили. Юля хихикает в сторону.
-Как на работе? – Юле пришлось привстать на цыпочки и прильнуть почти к самому его уху, чтобы он расслышал ее вопрос сквозь шум лязгающего вагона и соседских чиханий и разговоров.
-Да ничего. Весело, коллектив классный. Недавно ездили на шашлыки всей командой, сезон закрывали.
Остаток пути они проехали не разговаривая, старательно разглядывая рекламные плакаты и лица пассажиров. Встречаясь глазами, они каждый раз улыбались.
Глядя на нее, Илья думал, что же в ней может понравиться. Ну ведь мышка же! Мышка. Даже волосы мышиного цвета. Сама маленькая, манерная, с вечно поджатыми губками…
-Мы выходим. – И голос писклявый какой-то. Илья в ответ только кивнул. Да нет, голос не писклявый. Но ничего особенного.
Они медленно вышли из вагона и пошли в общем потоке к выходу.
-Юль, постой. Я выходить не буду, если ты не против…
-Конечно, конечно.
-…Просто хотел спросить тебя…
-Илья…
-Подожди, так сложнее, - он улыбнулся смущенно.
У Юли зазвонил телефон. Глядя на экран, она:
-Извини, это Саша.
Звонок.
-Ладно, в другой раз, - Илья отвел глаза.
Звонок.
-Подожди, - тонкие бровки домиком.
Звонок.
-Отвечай, я поехал.
Звонок.
-Извини, - Юля смотрела на телефон, который надрывался у нее в руках.
-Пока, - Илья наклонился и поцеловал ее в щеку.
Улыбнувшись, она ответила на звонок.
-Але? – Илья ушел. Юля, глядя ему в след - Привет, Сашенька, - Отвернулась и медленно пошла к выходу. - Да, уже выхожу из метро. Встретишь меня? Ага, целую…

Городом завладел Новый год. Будто оккупантские флаги, на улицах колыхались поздравительные перетяжки, гирлянды; словно памятники новым диктаторам, стояли скульптуры Деда Мороза, Снегурочки и прочей новогодней ереси. Мороз щипал за носы, в сугробах терялись варежки; по улицам семенили и поскальзывались люди. И все пронизано веселой суетой, кругом снежная вата и запах еловых веток.

Долгожданным вечером последнего в году дня по заснеженным дорожкам бегут укутанные человеки. Они торопятся, поскальзываются, сбивают снег с каблуков. Несколько модно одетых личностей спешат в одном направлении, ставя подножки, зарываясь в снег и отряхиваясь. Они ищут маленькую улицу, а там бетонный дом, а в нем седьмой этаж, где есть дверь, над которой еще не установили звонок. За той дверью маленькая квартира.
В кухне и комнате полно нарядных студентов, томящихся в предвкушении праздника. Девушки второпях режут хлеб; юноши бездельничают – но ооочень громко. И кое-где еще стоят нераспакованные коробки с вещами.
-Юлька, помоги завязать галстук!
-Сашенька, если ты будешь называть меня Юлькой, я буду регулярно сыпать тебе в супчик слабительное, договорились? – Юля привычной рукой завязывала узел у Саши на шее.
-Ты не такая, ты меня любишь.
-Ты не видел мои черные туфли?
-Неа.
-Куда засунула… Ладно, иди. Я сейчас, глазки подрисую…
Через минуту Юля выбежала в коридор босиком и принялась активно искать туфли.
-Кто видел мои черные туфли? - Увлекшись поиском, Юля добежала до прихожей и стала переворачивать всю скопившуюся там обувь. Прислонившись к дверному косяку, за ней наблюдал Илья.
-Ой, ну ты прямо луну уже сейчас затмишь своей красотой.
-Пф, тоже мне делов, луну затмить! Солнце меркнет, Илюша, солн-це, - Юля похлопала его по плечу и хотела пройти мимо. Илья, шутя, не пускал ее – Юля хихикала; с трудом прорвалась на кухню, покраснела, украдкой глядя, не заметил ли кто-нибудь. Потом долго поджимала губки, пытаясь согнать с лица улыбку.
Наконец все сели за стол. Бокалы звенели, поднимались, запрокидывались, опускались. Снова и снова. Разговор становился все шумней. Илья поднялся, чтобы произнести тост:
-Предлагаю выпить за хозяйку этого дома. Юлька, мы тебя любим! Спасибо за то, что так все приготовила, всех приняла…
-Так говоришь, будто уходить собрался, - как-то мрачно шутил Саша.
-Подожди, у нас еще торт, - Юля иронично смотрела на Илью. Саша натянуто улыбался, -Спасибо, Илья, - Изображая царственность, Юля подняла свой бокал.
Совсем не по-мышиному.

Таз с салатом оливье постепенно пустел. Люди за столом все шумнее выдыхали и все громче смеялись. Компания медленно перетекала в комнату, где музыка играла все быстрей и громче. Скоро свет в комнате потушили, оставив только пару тусклых лампочек. Топот,хохот, а назавтра сплетни.
 
Юля заметила, как Илья вышел из комнаты и направился в ванную. В общей кутерьме она незаметно последовала за ним. Дверь захлопнулась.
Илья стоял к ней спиной, смотря на нее через зеркало. Юля опиралась на дверь, пряча сжатые руки за спиной, не сводила с него глаз.
-Скажи мне, почему тогда, когда мы познакомились, ты ничего не сделал? Дай договорю. Я не скрывала, что ты мне понравился тогда, а не Саша. Насколько я могу судить, я тогда нравилась вам обоим. Поправь, если я не права.
Илья молчал и стоял неподвижно, глядя на нее через зеркало.
-И что? Ты ничего не сделал. Просто отдал меня ему. Вы ведь меня поделили тогда, верно?.. А теперь я его, понимаешь?.. Что же ты делаешь?
Илья молчал, глядя в раковину.
-И я люблю его.
-Любишь? – Он поднял голову и пристально посмотрел на нее через зеркало.
-Да.
Он обернулся и скрестил руки на груди.
-Хорошо. - Он попытался придать своему лицу равнодушный вид.
Юля сделала шаг навстречу и обхватила его затылок рукой. Вдох. Выдох. Расширенные зрачки. Вдох. Илья медленно наклонился к ее лицу. Выдох. Несмело коснулся ее губ. Зарылся пальцами в ее волосы и прижал Юлино лицо к своему сильнее. Укусила за губу, сделала шаг назад, глядя черными глазами в глаза. Выдох. Мышка. Маленькая. Он обнял Юлю за шею и прижался к ее волосам, стараясь вдохнуть весь аромат, что они хранили. Чуть подняла лицо, на выдохе, теплым шепотом:
-Послезавтра, уже завтра, в шесть часов вечера ты встретишь меня у входа в парк. - Вдох, - Ровно пятнадцать минут я буду принадлежать тебе. Буду твоей девушкой, - В глаза.
-Ты шутишь? Пятнадцать минут?
-Нет, не шучу, - Она отстранилась от него. - За эти пятнадцать минут я успею дать тебе понять, что ты подарил ему, даже не думая, чего это стоит.
Юля развернулась и вышла из ванной, улыбаясь. Снова вернулась в комнату с выключенным светом, переполненную танцующими друзьями. Мгновенно влилась в общую кутерьму и танцевала, закрыв глаза.
-А я тебя уже потерял, - Саша обнял ее и поцеловал в висок.
-Нет пока.
-Что? – Саша наклонился к ней, чтобы лучше слышать.
-Да я чем-то уже заляпала юбку, оттирала в ванной.
-Хрюша моя.
-Да, я такая, - Юля продолжила танцевать с ним.

Второй день Нового года был ясным, в шесть часов вечера над старым парком перемигивались крошечные замерзшие звезды. У чугунных ворот с завитками темный силуэт переминался с ноги на ногу, временами поднимая руки к лицу и выпуская в кулаки потоки теплого воздуха. С фонарей струился несвежий апельсиновый сок, моментально замерзал на ветру. Среди оранжевых луж вдалеке семенила девушка в длинном пальто.
С разбега Юля кинулась на шею Илье. Кружа ее, он чуть не упал, поскользнулся на притоптанном замерзшем снегу. Первые пять минут встречи они не переставая целовались, размазывая Юлину гигиеническую помаду с губ на щеки. Смеялись, терлись холодными носами и снова целовались, оглядывались кругом и вновь целовались.
-Пойдем, - Юля взяла его руку и увлекла за собой вглубь парка, в котором, казалось, кроме них не было никого. Только заиндевелые фонари и замерзший пруд с шершавым белым льдом.
-Знаешь, я мечтала об этом дне. Помнишь, мы как-то дежурили, в школе еще? А ваш класс тогда в соседней рекреации ждал учителя?
-Конечно, помню. Мы с Сашей тогда только-только перешли в вашу школу. Тебя тогда тоже увидели, пожалели вообще, что не в ту параллель попали...
-Я тогда чуть голову не сломала, придумывая, как с тобой познакомиться!
-А подойти слабо было? – Илья засмеялся, Юля пихнула его в бок:
-Да конечно, подойти! А сам? Я ж гордая, ты ж понимаешь. И вообще, кто здесь парень?
-У тебя есть сомнения на этот счет?
Она засмеялась и поджала губку. Мышка.
-Так вот, - она прислонила ладошку к его груди, - а когда мы готовили этот КВН, помнишь? Ты тогда зашел в зал, когда я танцевала…Дурацкий был танец. Ты посмотрел на сцену, а мне тогда надо было с нее спрыгнуть как раз. И я такая крутая, разбегаюсь, прыгаю, приземляюсь, поскальзываюсь на дурацком паркете и так красиво растягиваюсь на полу. Думала, помру со стыда.
-Я тогда ринулся к тебе, а тебя уже Саша отскребал.
-Да, в ту минуту я его ненавидела, - Юля усмехнулась и посмотрела на Илью. – Впрочем, нет. По-настоящему я ненавидела тебя. Всего один раз. Знаешь когда?
-Нннет…
-Ты подвозил меня домой однажды, помнишь?
-Еще бы не помнить! Полтора часа в пробке, с тобой.
-Да. И я смеялась, как дура, краснела, когда ты подолгу молча смотрел на меня и иногда щурил глаза, а потом нервным движением тер свои губы и быстро оборачивался на дорогу. - Илья засмеялся. – Я сильно нервничала, потому что знала: окажись ты змием, я не смогла бы тебе сопротивляться. Даже недолго. Даже для эффекта не смогла бы! – Илья снова расплылся в блаженной улыбке. – А потому я старалась все время говорить. Несла всякую чушь, но говорила, говорила. Наконец, дошла до того, что спросила тебя, не знаешь ли ты, как относится ко мне Андрей, потому что меня мучило подозрение, что на самом деле он меня терпеть не может.
-Да, это я все помню. А меня-то ты за что возненавидела тогда?
-Дальше разговор был примерно таким, - Юля гримасничала, разыгрывая диалог по ролям:
«-Не знаю, мне кажется, он меня не любит. Вечно смотрит на меня букой, грубит.
-Да брось ты. Разве ты можешь не нравиться?
-Ну, видимо…
-Да ты посмотри на свои глазки, бровки, носик, какие у тебя руки, фигура… Ты такая милая - ты всем нравишься. А вот кто нравится тебе, - продолжал ты, - вот это ты должна решить сама».
И тут замок автомобиля щелкнул, возвещая о том, что никто и ничто больше не удерживает меня внутри. Ты смотрел на меня молча. Я улыбнулась, «спасибо что подвез, хорошего дня». Открыла дверь и ушла. Топала домой и думала про тебя гадости.
Илья шел рядом с Юлей молча и смотрел себе под ноги, держа руки в карманах. Юля внимательно наблюдала за ним, в ее черных глазках блестело что-то недоброе.
-…Что мы будем делать? – спросил Илья, глядя прямо перед собой.
-Гулять, - спокойно ответила она.
-Юууль?
-У нас осталось, - Юля взглянула на часы, - еще пять последних минут. А потом мы пойдем каждый своей дорогой. Все как договаривались.
-Для тебя это игрушки, я не пойму?
-Не тебе говорить это, Илья.
-Почему, можно узнать?
-Потому что слишком поздно все менять
-Интересный оборот. Что ты тогда делаешь здесь?
-Илья, это ты сделал так, что я полюбила его спустя столько лет!
-Полюбила, - его губы вытянулись в нитку, - Хорошо. Какого черта мы здесь?
-Знаешь, иногда мне кажется, что моногамия - это не для людей, - изображая задумчивость, произнесла Юля.
-Ты к чему?
-Мне, например, всегда было принципиально важно нравиться не только тому мальчику, в которого я влюблена, но и его друзьям, - продолжала Юля, не глядя на него. - И дело было не только в том, что мне хотелось внимания. Хотя не без этого. Просто мне было важно всегда осознавать, что человек, который сейчас рядом, - это мой свободный выбор. И мне было важно, чтоб он понимал: я не просто так с ним, это дорогого стоит.
-Неплохо ты себя оценила, - он усмехнулся. - А может, ты просто не хотела брать на себя ответственности за свой выбор?
-И что, ты теперь скажешь про меня, как про Вику свою говорил, что «она истинная дочь Евы»?
-Ну, как тебе сказать, чтоб не обидеть…
-Терпеть не могу, когда «сыновья Адама», - в ее голосе слышалось презрение, - говорят про девушек что-то вроде этого. Меня всегда раздражало, что мальчики сначала позволяют себе идти за девушкой, – вместо того, чтоб быть мужчиной и вести ее самому – а потом пеняют ей на то, что она привела его не туда.
-…
-Ладно, пятнадцать минут уже истекли, - Она повернулась к нему и встала на месте. - Я была уверена, что все будет именно так. Видишь, Илья, - продолжала она, - обычно отношения делятся на три примерно равных части: сначала люди упиваются друг другом, потом упиваются общими воспоминаниями, а потом начинают раздражать друг друга. Так вот, мы с Сашей эти уровни прошли – и остались вместе. И я не хочу потерять его из-за своей – или твоей – или нашей общей - прихоти, понимаешь?
-Юль, а ты не боишься, что я просто возьму и расскажу ему все?
-Попробуй. – Она пожала плечами, - Этим ты только докажешь мою правоту. Хотя, честно говоря, я уверена, что ты ничего подобного не сделаешь. А вообще, меня не в чем заподозрить: я всегда слежу за тем, что говорю в компании, - она усмехнулась, - а ты вот не всегда. Прости, Илья. Но когда по-настоящему кем-то дорожишь, ты всегда в тонусе. Даже эту встречу я смогу обернуть против тебя. Вчера я сказала при всех, что сегодня до половины шестого буду у Майи, значит, примерно в шесть я буду идти на остановку через этот парк... И как думаешь, если я заплачу, у кого Саша попросит прощения – у тебя или у меня за свои подозрения?
-…
-Если ты раньше допускал мысль, что я не такая уж и хорошая, то ты был прав. Доволен? Я редко говорю что-либо просто так. Вся моя жизнь – игра, и здесь я устанавливаю правила. Ты один никогда не плясал под мою дудку, чем здорово меня цеплял. Пока не подумал «а почему бы и нет, раз она сама хочет?». Не знаю, ты сам заметил, когда вляпался в мои прихоти по уши? Тогда ты перестал быть мне интересен. Это был мой спектакль под названием «Юлина блажь». Финальный монолог - мой. Мое последнее слово: Прощай.
-…
Илья смотрел на нее широко раскрытыми глазами. Юлино серьезное лицо вдруг расплылось в улыбке, и совершенно другим – звонким игривым голосом она обратилась к нему вновь.
-Ну что, ты меня уже сильно ненавидишь? Это даже забавно. Хм, странно, что ты меня еще не стукнул.
-Ты знаешь, пожалуй мне пора.
-Илья, послушай... Меня тянет к тебе – очень сильно. Ничего не могу с собой поделать, когда ты меня касаешься, даже случайно, – по всему телу аж мурашки пробегают. И вообще - ты мне нравишься. Но твоего лучшего друга я люблю.
-…Я должен извиниться?
-Нет. Это ты прости меня. Но если бы не эти пятнадцать минут, кто знает, чем бы все кончилось. Надо же было как-то снять напряжение... Проще всего было бы подраться, конечно. Но я слышала, что это больно, - Юля улыбнулась. Илья тоже, - Прости меня, Илюш.
-Ну… Типа, ты меня тоже. Но ты ненормальная.
-Сам такой, - Она улыбнулась. - И все равно я тебе нравлюсь.
-Ты над Саней так же издевалась?
-Никогда. Ладно, пойдем по домам. Пока, друг, - она встала на цыпочки и быстро поцеловала его в лоб.
-Юлька?..
-Чего?
-Ты действительно любишь его?
-Да, - она кивнула, - я же говорила. Ты не поймешь, наверное, ты ведь никогда не был девушкой.
Они посмотрели в разные стороны, изображая задумчивость. Несколько секунд стояли неловко молча. Юля на миг опустила глаза и заговорила первой:
-Ладно, теперь мне точно пора. Надеюсь, ты не в обиде?
-Нет… Просто в шоке немного.
Юля улыбнулась:
-Либо в шоке, либо немного. Ладно. Ты не первый. Так даже веселее. Ну, я побежала. Пока-пока!
-Пока.
Юля подмигнула ему, ушла не оглядываясь.

А через три года Юлиана окончила театральное училище с отличием.