В бочке что-то есть

Людмила Канашева
В бочке что такое есть. Потому что и Диоген что-то в бочке делал, и Ньютон, говорят в нее погружался, чтобы сделать свое открытие и Сократ в ней истину искал. Пушкин ее воспел в своих поэмах, помните: В бочку посадили по навету царицу с ребенком, засмолили и бросили в океан-море. И плыли они в бочке по волнам-морям, пока не доплыли до чудесного острова.

В бочках делают вино и пиво, в бочках солят огурцы, капусту и грибы. Делают моченую бруснику и моченые яблоки опять же в бочках. Сама видела, когда в деревне на Севере была. Выйдешь в сени, а там огромные деревянные бочки стоят.
Ох, как я любила в них заглядывать. То огурчик соленый выловишь в огромной бочке. Подойдешь к другой, - а там брусника до краев. Зачерпнешь горсть, хорошо, прохладненько, кисленько, вкусно. Ах, здорово!

В следующей капуста засолена и камушком на кружке деревянном прижата. А вот и грибки соленые, тоже в бочке Вытащишь грибочек, он скользкий, соленый и прохладный. Красота!

Это теперь все в банках да ведрах делают, а раньше - все в бочках. Без бочки никуда. Помню, в детстве всегда перед засолкой отец с матерью над бочкой колдовали,сначала мыли, а потом ошпаривали ее кипятком с можжевельником. А запах, ой, душистый и терпкий. И потом солили огурцы в ней или капусту. Можжевельник из лесу приносили.

А грибов и брусники здесь в Подмосковье в таком количестве не было, как на Севере, и потому грибочки солили уже в баночках или битончиках.Даже, когда нам квартиру дали в городе, бочку с собой взяли и первые годы на балконе ее держали, капусту в ней засаливали для щей и так поесть с картошечкой. Выйдешь зимой на балкон за капустой, холодно, она чуть ли не со льдом, наковыряешь кое-как ложкой в кастрюльку и быстрей в тепло.А потом и от бочки отказались, перестали ее использовать. Да и можжевельник в лесу пропал.Теперь его днем с огнем не отыщешь.

А теперь бочка ушла у большинства семей далеко в историю. Остались только бочки на дачах для дождевой воды, а про другое назначение потихоньку забывают.

У меня тоже есть бочка на даче. И задача у нее очень прозаическая, не то что у Ньютона, Диогена, Сократа и Пушкина. Моя бочка собирает обыкновенную дождевую воду для полива огорода. И она уже не деревянная, как в старину, а металлическая, купила ее в магазине стройматериалов, специально для воды.
 
И я б ничего не знала о бочке и ее необыкновенных свойствах, если бы не случай.
Итак, случилось это поздней осенью, в предзимье, когда при подготовке к зиме надо из бочек вылить воду, иначе при замерзании вода разорвет бочку. Так как вода - это единственный элемент в природе, который расширяется при замерзании, остальные же элементы, как и положено, при охлаждении сжимаются.

Связано, я думаю, это с тем, что при замерзании вода из аморфного состояния превращается в кристаллическое, а кристалы воды, то бишь льда, имеют строгую геометрическую форму, и пузырьки воздуха, попавшие в кристаллы, тем самым увеличивают объем замерзшей воды.

Обо всем этом я и не думала, пока шла по пустынной шоссейной дороге на дачу. Морозец уже был ого-го, да мне не привыкать. Иду себе по дороге, да по сторонам поглядываю. Вдруг собака бродячая иль того хуже, кабан. Во сне сегодня его видела. Я его из зарослей кустов выгоняла,он там прятался и хрюкал. Да. Вот, о чем это я?

Да иду себе, открыла замерзшую калитку, затем дачный домик , чтобы поставить туда свой рюкзак. Хотела сначала костерок для согрева развести, да ветер был. А я помню законы страховки, недаром столько лет в ней проработала, да и отец мне всегда наказывал в ветреную погоду костер на даче не разводить. Потому не стала судьбу искушать, а просто подошла к бочке и заглянула в нее.

И увидела, что она покрыта льдом до краев. Ого-го.
И тут я поступила совершенно необдумано, как дикий человек, и тем самым, наверное, обидела великое предназначение бочки и всю ее историческую сущность. Что делать?
 В вихре перемен, кружащих в обычной жизни, я стала мыслить стандартно-прозаически и одикарилась, и оварварилась.

А именно, я подошла к бочке, к этому величайшему историческому предмету в прошлом, известному еще из архаических времен и не соблюдая иерархию, необуманно замахнулась кулаком и со всему маху треснула им по льду. Тем самым нанеся великий урон историческому наследию бочки и оскорбив и унизив ее таким необдуманным действием.

Бочка ничегоо не ответила, она была выше этого, что взять с маленького человечка, незнакомого с большими историческими и изобретательскими смыслами, подумала она и только молча и корректно ответила ударом на удар. Она оцарапала меня небрежно и, чтобы пробудить во мне мыслительный процесс, удержала лед от разбивания,шепнув ему тихо на ухо:
- Подожди, имей терпение. Мы должны ее разбудить.В этом наше предназначение, не забывай.

Эти мысли бочки и что-то такое неуловимое, похожее на флюиды, наконец-то дошли до моего сознания и я задумалась, то есть мыслительный процесс включился.
Это был первый успех бочки.

“Нда,- подумала я,- лед-то не разбился, а только исцарапал меня своими неровностями до крови и охладил мою агрессию. Ох, этого только не хватало, сейчас тут травмировать руку, у меня столько дел еще на участке, помимо освобождения бочки ото льда.
Надо что-то придумать, чем бы расколошматить этот лед?”

 Мыслительный процесс в моей голове пошел. И это был второй успех бочки.

Недолго думая, я взяла в сарае железный лом и со всего размаху шандарахнула этим ломом по льду. Догадалась поставить лом вертикально. И это был третий успех бочки.

Так бочка показала мне, что не все так просто в этой жизни и что всему предшествует мыслительный процесс.
Тогда я наклонилась над ней, с еще почти полупустой головой,и стала расматривать дырку, образовавшуюся от лома во льду и вдруг ощутила, что голова моя наполняется неким содержанием.

Я начала мыслить. Так вот оно что. Из бочки выходит какая-то информация, невидимая мне, способствующая мышлению. Она даже насильно заставляет меня думать. Недаром все великие древние проводили время около бочки или в ней. От нее они получали откровения.
 
Получила и я. Сначала небольшое. В том плане, что надо же все же как-то разбить этот лед. Мыслительный процесс включился, и я стала думать, как же это сделать, как лед разбить.

 Интересно откуда это у нее, может от бочкообразной формы?

Внимательно и тщательно я осматривала дыру, пробитую льдом и обнаружила, что лёд очень толстый, сантиметров семь.
“Ого, наверное, столько же было мороза. О, вот оно и мое открытие,- подумала я.- Сколько градусов мороза - столько же сантиметров льда.”

 То, что это мое открытие, я уже не сомневалась. Осталось только написать диссертацию на эту тему, собрав еще кое-какие цифры и сведения. А там недалеко и до вывода своей математической формулы.

Оппа! Мысль движется. И это меня поражает. Буквально вчера, да и всё прошедшее лето такое мне в голову даже и не приходило. Вот это да! Это все от бочки!. Она мне помогает, думала я.
Да, тольщина льда зависит от температуры, медленно рассуждала я, и чем она минусовее , тем и толще лед. Черт возьми, как все-таки приятно такое изобрести. И вообще, чувствовать себя первоткрывателем, это здорово!

Какое-то вдохновение пришло вдруг. И не важно что, кто-то давно это уже изобрел и нашел, об этом я не думаю, я просто восхищаюсь, что такая мысль пришла мне сейчас в голову.
Я мыслю - значит я существую.

И самое главное свое открытие я сделала не в своем изобретательском кабинете в коттедже на втором этаже с кучей новомодной аппаратуры, мучительно думая, чтобы такого еще интересненького мне изобрести до сотни. (99 уже есть, а я хочу сто)а на свежем воздухе далеко от цивилизации и около самой простой и обыкновеной железной бочки.

Да, это будет моим сотым изобретением, так я хочу. И точка.
Несомненно , когда общаешься с природой, дышишь свежим воздухом, кровь моя и других насыщается кислородом, и мозги начинают лучше думать.Так вот ...
О чем это я?

Да, лед, значит, обнаружила в бочке толстенный, разглядела его толщину через дыру, померила линейкой, которую нашла на столике в доме, действительно семь сантиметров. Вот оно доказательство. Изобретение пофиксено. Глаз-алмаз, конструктор по жизни.

 Да уж и долбать мне этот толстенный лед долго-долго. Что же придумать-то?
Ну, делать нечего, взяла тогда топорик. А как-же? Сообразила.
 Взяла топорик, закрыла глаза, и давай лед рубать. А сама себя представляю, как будто я иду по склону ледяной горы, огромной, выше неба и под песню Высоцкого в этом льду между жизнью и смертью нещадно и умело вырубаю ступени.

И иду, иду, иду прямо вверх по крутому ледяному склону к той самой вершине, на которой увижу Солнце. Солнце и вправду вдруг на небе появилось, ну, прям, как в песне Я дошла до него все-таки.

А где же моя страховка?Я ж так в пропасть могу свалиться. Ну, для страховки к бочке себя веревкой привязала. Это чтоб я в своих мечтах не свалилась в пропасть.

 Ну и вырубила. Посмотрела вниз в свою бездонную бочку, чего же я там вырубила. Вижу вырубила ровный круг, по-рыбацки, наверное, лунку. Красивая, ровная такая, как в сказке. Можно теперь хоть щуку ловить ведром.

Где же ведро? А вот оно, зелененькое. Сейчас его сюда и в лунку.
Плюх, и оно полетело далеко-далеко вниз, как в колодец.
Дальше, стала ведром вычерпывать воду и выливать ее на мерзлую землю. Снег под водой стал сразу таять.
 Из интереса я сунула руку прямо под лунку и была приятно удивлена. Там подо льдом было тепло. Прям теплом оттуда так и повеяло. Вон оно что. Лед-то, оказывается, не просто так, а сберегает тепло. Ведь он прочным ледяным панцирем сковывает воду и туда холод снаружи не поступает. Значит полезно замерзание наших рек. Вода остается теплой, что позволяет и сберечь воду и обеспечить нормальное существование рыбам. Они плавают подо льдом, живут там, и там им тепло.

От этой удивительной мысли, пришедшей ко мне прямо из бочки, мне стало жарко и светло. Ощутила вновь себя изобретателем. А это неплохо.

Наконец, вычерпала всю воду из бочки. Ух, устала. Зато мне удалось освободить бочку от воды на зимний период, чтобы ее не разорвало ото льда. Заодно и несколько открытий сделать для себя. Отметилась и я около бочки, как великие древние. Пора бочке памятник ставить за подсказку и восстановление мыслительного процесса.

Наверное в бочке, действительно, что-то такое есть. Энергия какая-то загадочная, что-ли?

7.11.2007г