Манеж и торговля, как это противно 2008

Валентин Чайковский
Что такое Манеж для коренного москвича? Это прежде всего выставочный зал. В "поруганное и осквернённое" советское время в Манеже ежегодно проводилось по нескольку художественных выставок от персональных до всесоюзных. Теперь, по прошествии многих лет, я понимаю, что в мир прекрасного я стал погружаться именно на выставках в Манеже. Сначала, пока я ещё был зелёным юнцом, меня на художественные выставки водили (нет, правильнее сказать - таскали) мои родители. И настолько я в детстве пропитался этой атмосферой, что когда подрос, начиная примерно с класса шестого-седьмого, уже сам без родителей не пропускал ни одной выставки в Манеже. Всё-таки, Советский Союз был не только огромным государством, но и огромным культурным многонациональным миром. Можно, конечно, изучать историю своей страны по учебникам, но когда в Манеже проводилась Всесоюзная выставка изобразительного искусства, то лучшего способа открытия и изучения Родины невозможно было и представить. Вспоминаю, что творилось, когда в Манеже проходила персональная выставка Ильи Глазунова. Очередь из желающих попасть на эту выставку почти полностью опоясывала Манеж по периметру. Москва жила такими событиями. И не побывать на выставке В Манеже было просто неприлично. Теперь возвращаюсь к настоящему времени. Когда случился пожар и здание Манежа выгорело полностью, это была, конечно, катастрофа общегородского масштаба, но скорее всего по размеру пожара, а не потому что сгорело. Дело в том, что прошло уже около десяти лет с момента распада Союза и за эти десять лет ничего особо значительного в Манеже не проводилось. И как-то постепенно он стал просто архитектурным памятником, а не общегосударственным центром культуры. Но сам факт пожара разбудил память москвичей и это не в последнюю очередь настроило московские власти на быстрое его восстановление. Действительно восстановили Манеж из ничего, из пепла довольно быстро, но что было дальше. После открытия в нём одно за другим стали проводить мероприятия ярмарочного типа: меха, мёд и т.п. А о культуре и не вспоминают. Да, и зачем? Выставочные метры должны приносить прямой доход, а с культурных мероприятий что возьмёшь. Такова идеология нового государства. И в этой ситуации у меня возникла и укрепилась мысль, крамольная конечно, а нужно ли было восстанавливать Манеж, и если нужно, то кому и для чего.