Малая Родина 2008

Валентин Чайковский
У понятия "Родина" можно выделить несколько понятийных оболочек, все они имеют право на существование и все употребляются, но в различных жизненных ситуациях. Самое общее определение Родины это планета Земля. Действительно, Земля - Родина для всего человечества. Затем - государство, для нас это Россия. Ещё ближе к конкретному человеку - город. Наверное, именно с города (посёлка, деревни) и начинается ощущение Родины не как политического термина, а как чего-то живого, конкретного. Я москвич и для меня Москва, её улицы, площади, памятники, музеи, Москва-река, станции метро и т.д. это не просто город, в котором я родился и живу, нет, это уже частица меня самого, моя плоть и кровь. Но есть и ещё более конкретное понятие Родины, его иногда называют "малая Родина". Так вот, для меня это Таганская площадь и близлежащие улицы и переулки. Я появился на свет в роддоме на Ульяновской улице, первый мой дом был на Ульяновской улице, пошёл в школу в Тетеринском переулке. И всё это в непосредственной близости от Таганской площади. Кстати, если вспоминают о семи холмах, на которых построена Москва, то один из холмов - Таганская площадь. Город, как живой организм, непрерывно развивается, что-то отмирает, что-то рождается вновь. Не обошёл этот процесс и мою любимую Таганку. В начале пятидесятых годов
район Таганки был застроен в основной своей части двух- трёхэтажными домами. Да и самой площади, как таковой, не существовало. На этом месте был квартал старых и старинных малоэтажных домов, которые огибала трамвайная линия. Здесь как раз завершался трамвайный маршрут №49. А в этих домах по первому этажу были сплошь магазины. Помню: "Рыба", "Мебель", "Продовольственные товары" "Пивная", "Ювелирный". Теснотища была страшная, непрерывно трезвонил трамвай, пешеходы шли как хотели и куда хотели. Реконструкция Таганской площади началась со строительством станции метро. Это был, кажется, 53-год. Стройка была обнесена высоким деревянным забором, скрывавшим от нас всё, а так любопытно было посмотреть, что и как там строят. Открыли станцию к празднику 1-го Мая. После окончания войны и праздника Победы событие было, пожалуй, для нас, местных жителей, самое значительное. А потом пошло, поехало: убрали трамвайную линию и начали сносить дома на площади, расчищать её, от такой колоритной старины. А что получилось, можно наблюдать и сейчас. По-моему ничего значительного в архитектурно-градостроительном плане. Но это моё субъективное мнение, не больше.