К читателям...

Михаил Чижов
«За морем житьё не худо, в свете ж вот какое чудо», - сказал А.С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане, его сыне Гвидоне и …», словно имея ввиду заокеанскую страну Америку.
Долгие, долгие годы в двадцатом столетии Соединенные Штаты Америки преподносились всему миру, как некое чудо, как результат Божьего просветления, благодаря которому в мире родилась и расцвела демократия, стремительно возносились вверх дома, развивалась промышленность, накатывались валами, одна за одной, научно-технические революции, давшие процветание всему мировому сообществу и вогнавшие его в эру глобализации.
И теперь глобализм можно считать новой общественно-политической формацией. Были рабовладельческий строй, феодализм, ныне капитализм, империализм и его высшая стадия – глобализм, если немного перефразировать дедушку Ленина в свете сегодняшних путей мирового развития.
Как живется человеку в условиях очередного «изма»? Можно, конечно, для красного словца украсить человека эпитетом «простой», но простых людей давно не стало. Да и что понимать под термином простой народ? Бедных? Или тех, кто не ставит уже перед собой никаких целей? Или тех, кто еще не разорился, но барахтается, словно муха в молоке, где-то на фермерских просторах Среднего Запада США или в таежных лесах Сибири, не в силах получить образования из-за отсутствия глобальных средств, без которых не вырваться в разряд средних. Я имею ввиду средний класс, с каждым годом утончающийся и сжимающийся, как шагреневая кожа, под напором опускающихся вниз.
Я знаю американского солдата, воюющего в Ираке, чтобы рассчитаться с долгами и заработать деньги на продолжение образования. Я видел людей, которые неожиданно бледнеют и хватаются за сердце при словах увольнение и сокращение. Мои записки отнюдь не претендуют на широкий охват американской жизни, да и не ставил я перед собой такой цели, прожив в Америке три месяца, хотя бывал там и ранее.
Скорее всего, их нужно рассматривать, как квартальный отчет о командировке, в котором наряду с производственными вопросами могут прозвучать и личные оценки. К тому же, подумалось мне, было бы не лишним сопоставить, если представилась такая возможность, впечатления людей, пробывших в Америке разное количество времени. Уверен, что разница во взглядах открылась бы поистине фантастическая. И, тем не менее, несмотря на великую значимость времени для обзора тех или иных событий, главное – люди и их субъективные мнения, которые, складываясь, превращаются, пусть не в абсолютную, но истину, позволяющую понять суть обстоятельств и времени.
При написании этих заметок я постоянно помнил известное наблюдение, суть которого состоит в том, что с одним человеком можно общаться всю жизнь, и эти встречи каждый раз приносят радость и удовлетворение, а другого едва выдержишь десяток минут, хотя в полной мере пытаешься применять весьма распространенные советы Дейла Карнеги об успешном ведении разговора.
Так и с путешествиями, а точнее со странами, которые посещаешь: какие-то нравятся, другие – нет. Тем не менее, в любом случае нельзя настаивать на своей «правде», нельзя приходить в чужой огород со своим уставом, а надо каждый раз в «зудящем» случае вспомнить, что непонравившееся есть иное, а не ложное, хотя оно и вызывает усмешку или раздражение. Последнему надо учиться, но и эта наука дается не всем.
Возможно, кто-то из читателей сочтет эти заметки неполными, а где-то, может быть, неверными или неточными. Мне доставит истинную радость желание читателя расширить свои знания по сомнительному для него вопросу, а порой и сообщить мне об этом. И в тоже время я просил бы не забывать совета Козьмы Пруткова: «Объять необъятное невозможно».
Современная очерковая литература об Америки содержит десятки, а то и сотни наименований. Я преднамеренно не обращался к ней, чтобы не раздувать в себе костер другого мнения, и ограничил себя собственными впечатлениями, дополненными данными из свежих американских газет, и… классикой 50 – 100 летней давности, освежив в памяти произведения И. Бунина, С. Есенина, М. Горького, И. Ильфа и Е. Петрова, Грэм Грина и др.
Америке я говорю спасибо за то, что она укрепила во мне материально-диалектический подход при разрешении непонятной ситуации или впервые встреченного явления. Как бы сложны и непривычны они были на первый взгляд, но только стоило вспомнить «Зри в корень» и найти экономический росток, то открывались Сезамовы врата истинных причин и взаимосвязей. Здесь я привык задавать себе первый вопрос: «Кому это выгодно?», как сыщик, начиная распутывать дело, автоматически и привычно задает свои первые вопросы: «Что? Где? Когда? Почему? Зачем?».
Итак, приступим.


"Испытание Америкой" философско-путевые заметки 2008 год.