Опустошение. Часть 11. Греческое гражданство

Егор Роге
 
       Когда мы остались вдвоем, Артем показал мне цифровую комбинацию нашего сейфа «Sentry».
       - Я выдам всем авансы перед отъездом, так что по этому поводу тебя беспокоить не будут. Плати своевременно Марку в Монреаль, не позже следующего дня после поступления денег от клиентов. Все наличные траты записывай до цента. На себя можешь тратить столько, сколько считаешь нужным, но сохраняй все чеки. А так, больших трат за это время не предвидится. Все понятно? – закончил Артем.
       - Наш новый бухгалтер умеет работать с аккредитивами? – спросил я.
       - Не знаю, наверно может. Но я не уверен, что за эту неделю кто-нибудь решит выставить нам аккредитив.
       - Вообще-то есть такой вариант …
       - Ну, сам и разберешься, - перебил меня Артем, - что у тебя с нашим пресс-секретарем?

Я не ожидал этого вопроса. Объективно, никакихотношений между нами не было за исключением взаимной симпатии, но возможно, кто-то увидев нас вместе передал дорисованную картинку.
 
       - Ничего, - смутившись, ответил я, - ничего особенного.
       - Ну, если ничего, тогда и говорить не о чем, - сказал Артем, - я хочу перед отъездом купить квартиру, и для этого мне понадобятся деньги, примерно семьдесят тысяч. Я могу взять их только у компании. Но если я возьму свою часть, все имеют право вывести свои активы. То есть двести восемьдесят тысяч. Надо прибавить к этому некоторую сумму на греческие документы. Итого – триста тысяч.
       - Мы не сможем безболезненно вывести такую сумму из оборота ….
       - Конечно, не сможем. Поэтому на последнем Совете перед отъездом ты поддержишь меня в том, что будем выводить активы по частям. Я первый, ты второй, потом Иосиф, и Макс.
       - Хорошо, - ответил я и добавил, что бы мне попросить у тебя за поддержку?
       - Ты уже все получил.
       -?
       - Ты официально стал вторым человеком в компании, с сегодняшнего дня.


       Все получилось в точном соответствии с планом Артема. Покупку квартиры он согласовал с легкостью. К тому же, скорее всего с Иосифом также была проведена предварительная беседа.
       Но Иосифу вряд ли что-либо нужно было обещать, он расплачивался за историю с Арменом.
А вот Максим, похоже, не пришел в себя после прошлого Совета. Он не мог даже представить себе, что когда-либо окажется в моем подчинении,

       Перед отъездом Артема и Иосифа в Грецию, наши автомобили пришли в Москву.
На машины были установлены канадские номера серии 003, и впоследствии автоинспекция почти никогда не останавливала наши автомобили.

       Накануне отъезда в Грецию Артем предложил мне посмотреть его будущую квартиру.
Небольшая трехкомнатная квартиру находилась на предпоследнем этаже в старом доме сталинской эпохи.
       Сама квартира была в ужасном состоянии, но Артем планировал заняться ремонтом сразу после возвращения из Греции.
       - К ноябрьским праздникам я должен туда вселиться, - сказал Артем,- уверен, что деньги на ремонт мы заработаем.
       - Ты твердо решил жить в Москве? – спросил я, - и твои мечты о Канаде…
       - Я не решил, - перебил меня он, - но мне нужен свой дом. Но во всем мире всегда и везде недвижимость будет дорожать. Я всегда смогу продать эту квартиру. Но Аринке надо скоро идти в школу, и на ближайшие пять лет я нашел решение.
       - Да, мне тоже предстоит в скором времени решение этого вопроса
       - Не беспокойся, все у тебя будет в порядке, это же наша компания, именно наша с тобой, - сказал Артем
       - А Макс и Иосиф, - спросил я
       - Иосиф, как выработанная шахта, в которой наступит момент, когда дешевле прекратить добычу. С почетом и почестями скоро отправим на пенсию.
       - А Макс?
       - Всё от него зависит, конечно. Но если он не измениться сейчас, то шансов удержаться у него немного.
       - Валдис предупреждал в своё время, - напомнил я.
       - Понимаешь, ведь партнер – это бесплатная рабочая сила пока нечего делить. Но очень дорогое удовольствие, значительно дороже взятых под процент денег, когда бизнес на подъеме.
       - И Макс с Иосифом становятся для тебя обузой? – уточнил я
       - Сейчас значительно выгоднее нанять на их место работников. Просто на зарплату, - немного подумав, ответил Артем, - но это математически, не учитывая морально-этические аспекты.
       - Может быть, и я скоро стану обузой?
       - Конечно, - улыбнулся Артем, - бери пример с Макса. Играй в кораблики, до утра сиди в «Найт флайте» и глазом моргнуть не успеешь, как станешь. А если серьезно, то я только тебя одного и считаю настоящим партнером.

       Утром следующего дня, в Шереметьево Артем давал последние предполетные указания.
       - Проверь правильность написания твоей фамилии в билете, а то будет как тогда, три года назад, - сказал я

       Артем рассмеялся, вспомнив случай, когда работник авиакассы, выписывая ему билет, умудрился сделать три ошибки в написании его фамилии, и Артема отказывались пускать на посадку.
       Мы сидели в баре на третьем этаже аэропорта, когда объявили посадку на рейс Москва - Афины.
       - Пора, - сказал Иосиф, - обедать будем уже греческими си-фудами.

       Артем сказал, что если бы ему пришлось выбирать гражданство по кулинарному принципу, то он бы стал итальянцем.

       - Надеюсь, на этот раз обойдется без погромов, переворотов и гражданских беспорядков, - сказал Артем в аэропорту, - помню, что прошлый мой отъезд за границу был связан с такими событиями.
       - За всю страну не отвечу, но в компании будет порядок, - ответил я.
       - Он справится, не волнуйся, - вступил в разговор Иосиф
       - Ну ладно, долгие проводы – долгие слезы, вам пора, - сказал я, - Кали ксекураси.
       - Это еще что такое? – удивился Артем.
       - Это, по-вашему - приятно отдохнуть.
       - Эрудит, - усмехнулся Артем

       Мы обнялись, и они пошли в зону таможенного контроля.
«Не проси в Греции кофе по-турецки», - крикнул я им вслед. Артем поднял руку, не оборачиваясь.
Убедившись, что таможенник бегло посмотрев документы, предложил им пройти дальше, я пошел к машине.


       Отсутствие Артема было едва заметно. Хотя, пожалуй, в офисе стало немного спокойней.
       Разнообразие в нашу размеренную жизнь вносили только клиенты, необычные желания которых иногда ставили нас в замешательство.
       Один из заказчиков, например, передал настоятельную просьбу своего шефа обязательно вмонтировать в трехдюймовую столешницу потайной ящик для хранения оружия.
       А Олег общался с клиентом, который планировал получить в виде взятки сорок процентов суммы контракта. И на убеждения Олега, что на оставшиеся шестьдесят процентов крайне затруднительно осуществить поставку хоть сколько-нибудь приличной мебели, упрямо продолжал настаивать на своем.
       Учитывая, что жадность и глупость являются даже отдельно друг от друга весьма неприятными качествами, Олег был вынужден рассказать о требованиях зарвавшегося сотрудника его боссам.
       Контакт был вскоре подписан, и если пожары и наводнения обошли стороной эту уважаемую организацию, вероятнее всего многие сотрудники и сейчас работают за качественными и надежными столами.
       Особенно удачно продвигалось сотрудничество с Любомиром, и когда нам оплатили очередной контракт, Марк Шульман, как обычно без задержки, выставил счет.
       Я собрался оплатить его, но решил, что надо подойти ответственно и пересчитал себестоимость каждой позиции. Я обнаружил, что цены стали выше на пятнадцать процентов. Я поднял все предыдущие счета и понял, что Марк стал завышать цены с начала прошлого месяца, получив, незаконно свыше сорока тысяч долларов.

       Вечером я позвонил в Монреаль.
       - Бон матан, Марк. У меня вопросы по счетам за последние месяцы, - начал я
       - Ты имеешь в виду пятнадцатипроцентную наценку? – сразу спросил Марк
       - Именно.
       - Вы же сами просили об этом, - произнес Марк, - ты не знал?
       - Нет, Марк, я не знал. А зачем нам это?
       - Артем хотел не класть яйца в одну корзину, есть такая пословица?
       - Есть. Переделай, пожалуйста, счет по старой схеме, я оплачу без этих процентов, ау Артема я сам все узнаю, когда он вернется.


       Артем звонил каждое утро, примерно в одиннадцать часов.
Он рассказал, что дела с оформлением документов движутся очень медленно. Пока проверяют его псевдогреческое происхождение. Потом выдадут на руки документ, который позволит ему свободно въезжать и выезжать из Греции. Вероятно, он задержится в Афинах еще на две-три недели.
       Я спросил, что интересного в Элладе.
       - Тебе бы здесь было очень интересно, - сказал он, - к тому же ты не боишься жары. В музеи я не хожу. Поднимались на Ликавиттос, это гора такая, красивый вид на город, особенно вечером. Еда очень хорошая, особенно в маленьких ресторанах. Водку местную «узо» пить нельзя, она отвратительная, да и жарко очень. На выходных наш адвокат приглашает на свою виллу в Портохелли, говорят чудесное место. Кстати, меня тут осенило несколькими идеями по развитию бизнеса в голову пришло, когда вернусь, обсудим….
       - Идеи по развитию бизнеса в Канаде? – спросил я.
       - Нет, в Москве. А при чем здесь Канада? – удивился Артем.
       - Не знаю. Но думаю, что какими то идеями ты руководствовался, оставляя пятнадцать процентов с каждой сделки в Канаде, на счету «Лассаля».
       - Они не на счету «Лассаля». Они на счету нашей компании в Канаде. Нам выгодно самим проводить отгрузки. И мы решили, что необходимо проводить операции из нашего офиса в Монреале. Его надо реанимировать. Поэтому немного денег положили на счет нашей компании в Монреале.
       - Сорок тысяч – это немного? Может, вы с Иосифом решили, что ему надо в Канаду, на покой? И что еще я могу случайно узнать? – возмутился я.
       - Я все тебе объясню, но не по телефону. Я сброшу факсом из отеля на твой домашний факс, договорились?
       - Будь любезен, объясни

Вечером я получил следующий документ:

«Дорогой мой, недоверчивый заместитель!
Представляю твою реакцию, когда ты узнал от Марка, что я просил часть прибыли оставлять в Канаде.
Однако перед началом повествования позволю себе напомнить мои собственные слова, адресованные тебе ранее, в начале пути: тебе давно нужно было научиться доверять мне.
Поговорим о нашем бизнесе.
Канадская компания с миллионными оборотами работает в Москве, однако сам офис, который открыл представительство в России, закрыт. Компания не платит никаких налогов, ни там, ни здесь.
Любой недоброжелатель может подорвать наш бизнес.
Я принял решение открыть офис в Монреале. Помещение нам выделит Марк. В благодарность нашим сотрудником в Монреале станет его дочь – Ира. Она будет получать официальную зарплату, платить налоги и проводить отгрузки. Мы ничего не потеряем, потому что «Лассаль» сейчас берет с нас по пятьсот долларов за отгрузку каждого контейнера и оформление документов. А в месяц у нас минимум десять контейнеров.
Иосиф никуда не собирается, и, вернувшись со мной в Москву, продолжит выполнение своих обязанностей.
Мы только выиграем от этого.
Теперь, почему я не говорил тебе об этом.
Причиной этого является твоя неадекватность. Ты считаешь, что уже все знаешь, все можешь и имеешь свое мнение по любому вопросу.
И я, зная что, все равно сделаю так, как считаю нужным, решил сэкономить свои силы, и не убеждать тебя в необходимости этого шага.
И Марк, и Иосиф и Макс в курсе этого решения.
Я хочу извиниться перед тобой за игнорирование твоего мнения, но решение принято и пересмотру не подлежит. Кстати пока больше денег в Канаде оставлять не нужно, и Марк будет выставлять счета по старой схеме.
Я хочу похвалить тебя за внимательность и ответственное отношение к финансам компании. Я не думал, что обнаружишь это сам, и хотел рассказать тебе об этом после возвращения.
Обнимаю.
P.S.
Из-за моей вынужденной задержки в Греции, зарплату всем придется выдать тебе.
Следовал список фамилий и суммы.
Твоя зарплата теперь равна моей, поздравляю. Но это только до моего возвращения».



       Понимая что общение вне офиса с Женей мне нужно прекратить, я каждый день засиживался допоздна и уходил только после того как слышал поворот ключа в двери её кабинета.
       Как-то в пятницу вечером в офис приехал Любомир. Он был очень доволен развитием сотрудничества и предложил сходить поужинать в небольшой сербский ресторан.
С Женей мы столкнулись у главного входа, она собиралась вернуться в офис и спокойно поработать.
       - Трудовой энтузиазм? – поинтересовался Люб.
       - Руководство три шкуры дерет, не успеваю хвалебные статьи размещать, знала бы, что я училась ради этого пять лет, сто раз подумала бы, - ответила она.
       - А я, Любомир, не успеваю эти хвалебные заметки оплачивать, чтобы они публиковались, - съязвил я.
       - Не ссорьтесь, ребята. Пойдем лучше с нами ужинать. Балканская еда: чевапчичи и плесковицы. Знаешь, что это?
       - Знаю, я из Венгрии ездила в Белград, правда до войны, - ответила Женя, - я с удовольствием, но не помешаю ли?
       Она вопросительно посмотрела на меня.
       - Конечно, нет, только все разговоры не для прессы, - ответил я.

       Сербский ресторан недалеко от Белорусского вокзала мне понравился.
Любомира там знали, приветливо махнули сразу две компании, сидящие за столиками в глубине зала.
- У нас сегодня праздник, - начал Любомир, - удалось пристроить дочку к бабушке на два дня, теперь гуляем. Не возражаете если моя жена присоединиться к нашей компании?
       Со всех сторон неслась сербская речь.
       Посетители говорили в основном о войне. Ужасная катастрофа, развалившая на части процветающую страну, никого не могла оставить равнодушным. Люди, говорившие на одном языке, в одно мгновение стали врагами. Я был уверен, что в этом сербском ресторане не было не одного хорвата или боснийца.
       Любомир никогда не говорил откровенно на тему войны даже со мной.
«В Белграде всегда все будет спокойно, - утверждал он, - нам не нужна эта война».
Жаль, что он ошибался.

       Сербская кухня, простоватая, на мой взгляд, – мечта любого любителя мяса. Кебабы и мясные лепешки, то, что Любомир называл чевабчичами и плесковицами, действительно были потрясающими. В Сербии не очень любят гарниры, в нашем понимании, поэтому к мясным блюдам предлагались только свежие огурцы, помидоры, и перец.
       - А картофель, рис в Сербии не едят, - спросил я Любомира
       - Нет, почти нет. Ты знаешь, - продолжил Любомир, - ваше правительство в рамках гуманитарной помощи для сербских пострадавших районов в Хорватии поставило гречневую крупу.
       - Гречку? – переспросил я.
       - Да, гречку, в мешках. Так вот наши люди не смогли её есть. Сначала не знали, как готовить, потом научились, но все равно не смогли.

       Вскоре приехала Вера.
       - Ну, какие планы на вечер? – сразу спросила она, - только не говорите, что после ресторана домой. Я – молодая и красивая женщина, которую муж на три года запер дома, хочу танцевать.
       - Я не смогу, ребята, - сказал я, у меня сегодня другие планы.
       - А я с удовольствием присоединюсь, - произнесла Женя, - но тебе, Любомир, придется заниматься двумя женщинами.
       - Нет проблем, - ответил Любомир, - но я не танцую. И, обращаясь ко мне, продолжил: - Старик, пусть танцуют на здоровье, а мы поговорим спокойно.
       - Нет, извини Люб, я не смогу
       - Мне кажется, что кто-то не очень хочет, чтобы ты уехал, - тихо, почти на ухо произнес он.
       - Я тоже не очень хочу уезжать, но уверен, что иначе не получиться.

       Я сел в такси и поехал домой, по дороге я несколько раз сдерживал себя, чтобы не развернуть машину.
Водитель очень резко набирал скорость после зеленого сигнала, но постоянно останавливался на следующем светофоре. Меня даже начинало занимать это.
«Интересно, - думал я, - через какое время он поймет что, плавно трогаясь и не разгоняя машину свыше шестидесяти километров в час, он проедет весть проспект, не останавливаясь?»

       Я вышел из машины и посмотрел наверх. В спальне горел свет.
Элла конечно еще не ложилась, ведь было что-то около половины одиннадцатого. И я давно не приезжал так рано в пятницу.
       Элла смотрела фильм на видеокассете, но я не сразу узнал какой именно, потому, что она выключила телевизор, как только я вошел.
       - Насчет ужина не спрашиваю, - сказала она, - ты, по-моему, последний раз ужинал дома месяц назад.
       - Хорошее объяснение тому, что ты перестала готовить, - пошутил я, - как всегда путаешь причину со следствием, - поехали куда-нибудь ужинать.
       В Итальянском ресторане выставочного центра было многолюдно, но камерная обстановка и тихая живая музыка позволяли разговаривать не повышая голоса.
Я понимал, что Элла решиться на серьезный разговор, но не знал, что это произойдет в этот вечер.
       - У тебя есть кто-нибудь? – спросила она, - только не спрашивай, в каком смысле, или что я имею в виду.
       - Вопрос мне ясен, ответ отрицательный.
       - Это твой ответ, и я его принимаю, наверно потому что очень хочу его принять. Но я не смогу больше принимать его, если ты еще хоть раз не приедешь домой.

       Вскоре я столкнулся с серьёзной проблемой, которая затрудняла нормальную работу компании.
       Технический отдела Макса перестал успевать за темпами моего отдела. Если со сборкой на объектах ребята почти справлялись, то с подготовкой проектов и чертежей был настоящий кризис.
       Раньше, когда проблема еще не встала так остро, я говорил Максу о том, что скоро мои ребята выстоятся в очередь к его дизайнерам. Макс был уверен, что справится с таким объемом работ.
       Я выразил свою озабоченность Артему, но и он посчитал, что мои волнения преждевременны, и мы всегда сможем расширить отдел Макса в случае резкого увеличения объема заказов.
       Именно это и произошло, количество проектов увеличилось многократно. Два дизайнера были загружены с утра до вечера, но получить готовый проект можно было не раньше чем через десять дней. А для заказа предварительных проектов нужно было лично попросить, кого-либо из дизайнеров еще задержаться на работе, хотя и без этого раньше одиннадцати вечера из офиса никто не уходил.
       Я до этого старательно избегал общения с Максом, но в этот раз мне пришлось его побеспокоить.
       - Заглянешь ко мне, Макс – спросил я его по телефону
       - Ты у себя или у Артема? – спросил он, и я понял, что решение Артема оставить меня боссом, всё еще волнует Максима.
       - Я в кабинете Артема, заходи
Когда Макс зашел, я сидел за столом на месте Артема, он сел напротив.
Я изложил ему суть проблемы, и поинтересовался, как он собирается решать её.

       - Не вижу большой проблемы, - начал Макс, - твои ребята могут предоставить клиенту предложение и контракт, а чертежи мы предоставим с опозданием.
       - Я согласен, Макс, но предлагаю разделить понятия эскизы и чертежи. Чертежи мы итак не просим вас делать. Чертежи являются частью контракта и предоставляются клиенту только после оплаты. Здесь вы еще кое-как успеваете. А вот предварительные эскизы, простая в принципе штука, вы не успеваете их делать, и переговоры просто встают.
       - Я считаю, что важнее чертежи….
       - А я считаю, что важно все. И как ты понимаешь, я недоволен ситуацией, как руководитель бизнеса…
       - Временный.
       - Да временный. И хочу, чтобы за моё время руководства проблем таких не было.
       - У меня всего два дизайнера.
       - Три. Ты – третий. Подключайся к работе. Чертежи ты делать не умеешь, но эскизы сможешь. Я же всегда встречаюсь с заказчиками, когда это необходимо.
       - Как скажешь, босс, - сказал Макс и вышел из кабинета.

       Артем продолжал звонить каждый день.
       Он находился в Греции уже больше двадцати дней, но документы для него еще не были готовы.
       Я мог бы записать свою речь на кассету и включать её сразу после его вопроса - как дела.
       В офисе шла обычная работа, в перипетии проблем взаимоотношений между сейлс и техническим отделом я Артема не посвящал. Да и мне казалось, что шум Ионического или Эгейского морей постоянно слышался в телефонной трубке.
Но меня смущал повторяющийся время от времени вопрос Артема.
«Слушай, а чем занимается наш пресс-секретарь?»
Я отвечал, что штампует статьи про нас, и постоянно с кем-то встречается.
- Мне кажется, - говорил Артем, - что за такую зарплату она могла бы работать чуть активнее.
После окончания разговора с Артемом я пригласил к себе Евгению. Она зашла ко мне в кабинет, спросила разрешения закурить. Я рассказал ей, что Артем постоянно интересуется, чем она занимается.
- Как ты думаешь, почему он интересуется этим? – спросил я.
       - Ты знаешь, чем я занимаюсь. Пишу статейки, общаюсь с людьми.
       - Я понимаю, что ты это делаешь, а почему он так интересуется этим? Кроме тебя в компании есть другие сотрудники.
       - Я не знаю, все равно мы всё выясним, когда он приедет.
       - Может он хочет тебя уволить, чтобы освободить место для Киры?
       - Ну, это вряд ли, Кира Борисовна – дама из высшего общества, она никогда не будет этим заниматься. Скорее беспокоиться надо Иосифу, - ответила Женя.
       - Тогда что он от тебя хочет?
       - Может Макс ведет свою подрывную работу, а возможно кто-нибудь из сотрудников видел нас с тобой вместе.
       - И сообщил об этом Артему в Грецию?
       - Возможно, кто-то держит его постоянно в курсе всех твоих действий. Например, наш секретарь – Лариса. Когда мы несколько дней назад встречались на Арбате, после твоего отъезда я там встретилась с Ларисой.
       - Ты, что всерьез думаешь о том, что она следит за нами?
       - По крайней мере, это у неё наследственное
Как-то мы с Женей обсуждали эту тему. Дед Марины переехал в квартиру на Маяковке в тридцать седьмом году, когда прежние жильцы были репрессированы. Он был из тех людей, для кого годы репрессий не были тяжелым временем.


Наш разговор был прерван телефонным звонком.
Лариса, сказала, что Лорс хотел переговорить с Артемом, но, узнав, что его нет в Москве, попросил, чтобы его соединили со мной.
       - Привет, это Лорс
       - Привет, Лорс. Что-то случилось?
       - У меня – нет. Где Артем? Я хочу узнать, почему он не звонит…
       Тон разговора который был выбран Лорсом встревожил меня, он не оставлял сомнений что Лорс очень недоволен.

       - Лорс, у нас все в порядке, Артем занимается документами, и некоторое время находится в Афинах, кроме того, не было повода вас беспокоить.
       - Да, но вчера было двадцать пятое.
       - Я знаю, Лорс, а о чём это должно мне сказать?
       - Это не мои проблемы, что Артем не счел нужным рассказать тебе. Это твои проблемы.
       - Может, объясните мне…
       - Приезжай в «Пекин», один. Через час.
       - Я не смогу через час, давайте после трех.
       - Почему сейчас не можешь?
У меня не было никаких планов, но я, во-первых, не хотел выполнять все требования Лорса, а во-вторых, планировал получить всю информацию от Артема до начала встречи.
       - Лорс, извините, но у меня есть дела, которые я при всем желании не смогу отложить.
       - В четыре, - сказал он после некоторой паузы - договорились.

       Артема в Греции я не смог разыскать, телефон в номере отеля не отвечал и я оставил информацию не Ресепшен, с просьбой срочно перезвонить в Москву.
       - Что-то случилось? – спросила Женя
       - Мне кажется, да. Надо встретиться с Лорсом, но пока не знаю по какому вопросу.
       - Не надо тебе ехать, - Женя была испугана, - Ты и так работаешь один за всех. Это не твои проблемы.
       - А кто сейчас их будет решать-то? - ответил я


       Макс, все еще не простивший мне утреннего разговора ответил, что понятия не имеет, зачем нас опять беспокоят, но при этом выразил готовность поехать со мной.
Я поблагодарил его, и передал требование Лорса, о том, чтобы я приехал один.

К четырем часам наш водитель подвез меня к гостинице. Лорс и Адам вышли ко мне в начале пятого.
Мы не стали подниматься в номер, и разместились в небольшом кафе в центральном вестибюле отеля.
Чеченцы заказали кофе и закурили.
Начать разговор они явно не торопились, поинтересовавшись, как идут дела, и какие новости от Артема. Получив дежурные ответы, Лорс уточнил, связывался ли я сегодня с Артемом.
Узнав, что нам не удалось поговорить с ним после звонка Лорса, в разговор включился Адам.
- Перед отъездом Артема, - сказал Адам, - мы пришли к соглашению о долгосрочном сотрудничестве.
- В области безопасности, - дополнил я
       Лорс усмехнулся, но Адам, сделав вид, что не заметил моей иронии, продолжил.
       - Теперь по всем проблемам вы можете обращаться к нам. Мы берем на себя решение всех вопросов, связанных с защитой вашего бизнеса от всех криминальных структур, физическую охрану Артема и, при необходимости, других директоров. Кроме того, мы решим все вопросы, связанные с претензиями к вам со стороны группы, на территории которой вы делаете свой бизнес…
       - Я, к сожалению, не обсудил этот вопрос с Артемом, но уверен, что, опираясь на накопленный опыт, мы в дальнейшем постараемся решать все проблемы сами, - я перебил Адама, - в том числе и с группой, на территории которой мы работаем.

       Лорс что-то сказал Адаму по-чеченски, и тот замолчал.

       - Вы можете обсуждать всё что пожелаете, - произнес Лорс, - это ваше дело. Вы вообще мастера на разговоры. Но то, о чем мы договорились с Артемом, никакому дальнейшему обсуждению не подлежит. Мы вызвали тебя, для того чтобы получить свои деньги. Мы не собираемся играть в игры и верить что ты не в курсе нашего соглашения. И даже если это так – это твоя проблема. Деньги должны быть переданы нам сегодня.

       Лорс посмотрел на меня каким-то волчьим взглядом.
Я понимал, что он является заложником обстоятельств и перед своими людьми должен сохранить лицо, хотя он в свою очередь, понимал, что никаких денег он сегодня не получит.

       - Вы должны понять меня правильно, - начал я, - во-первых если я не получил от Артема такую важную информацию, значит он имел какие-то основания не говорить мне об этом. О таких вещах ведь не забывают…
       - Нормальные люди – не забывают, - согласился Адам.
       - Одним словом я бы хотел от него получить подтверждение того, что вы одинаково поняли друг друга. Это, во-первых. Во-вторых, о какой сумме вы договорились?
       - Тридцать тысяч….
       - Тридцать тысяч? – воскликнул я, как Артем мог договориться о такой сумме? Это совершенно нереально, мы же не наркотики продаем….

       Лорс попросил меня говорить тише, и спокойно произнес, что сумма не обсуждается, что сроки выплаты – так же. Каждый день задержки наказывается штрафом в тысячу долларов.

       Я был просто взбешен.
       Когда я вернулся в офис, мне передали, что Артем ждет моего звонка.
       Пригласив Макса, я рассказал ему о нашей встрече. В отличие от меня, Максим знал, что Артем хотел договориться с Лорсом о постоянном сотрудничестве, но был уверен, что решение этого вопроса ожидает возвращения Артема.

       Я попросил секретаря соединить меня с номером гостиницы, в которой он остановился.
Артем был озабочен тем, что дело продвигалось крайне медленно, и, пожаловавшись, в очередной раз на греческую бюрократию, задал дежурный вопрос как дела в Москве.
       - Меня сегодня вызвал Лорс, - начал я, - по вопросу нашего долга, ведь сегодня двадцать пятое число.
       - Какого долга? – удился Артем
       - Тридцатитысячного! Или, ты думал, что они просто забудут о вашем разговоре?
А может, ты надеялся приехать к этому моменту и сам всё уладить. Но почему ты не предупредил меня? О чем ты вообще думал?
- Я забыл, - произнес Артем, - не понимаю, как я мог забыть об этом
- А как ты мог, не согласовав с нами договориться об этом?

       Артем был смущен. Он был вынужден оправдываться, чего не случалось ранее никогда.
По словам Артема, причиной, по которой Лорс стал нашей постоянной защитой, явилось предъявление претензий к нам со стороны местной территориальной группировки, которую «навел» на нас один журналист.
Незадолго до его отъезда о нашей компании была написана довольно странная статья в одном из уважаемых изданий.
       Автор утверждал, что на перспективный рынок России западные поставщики поставляют неликвидный товар, который давно не пользуется спросом в странах, его производящих.
В основном речь шла о продуктах питания длительного хранения, но автор, каким то образом попал на открытие одного нашего объекта и обнаружил на коробках информацию о том, что некоторые изделия были выпущены более пяти лет назад.
       Он решил добавить в статью, что под видом дорогого и эксклюзивного продукта в лучшие салоны и банки поставлены снятые с производства модели.

       Безусловно, доля правды в статье была.
       Когда я комплектовал заказ, Марк предложил мне выкупить по очень низкой цене старые модели, которые пролежали на складах уже несколько лет.
       Сначала я отказался, модели были неразборными и занимали слишком много места в контейнерах.
       Однако когда выяснилось, что резерв свободного пространства довольно значителен, и мы выкупили для технических служб нашего заказчика некоторую часть устаревших моделей.
       Устаревшими моделями должны были быть оборудованы помещения охраны, программисты и прочие помещения, в которые не должны были заходить клиенты.

       После публикации мы через Евгению связались с ним и пригласили на встречу.
Мы встретились с автором, молодым московским журналистом и попросили его написать опровержение, так как в целом получилась необъективной и роняющий тень на имидж нашей компании.
       Парень ответил, что на всё сейчас есть расценки. И на статьи и на опровержения.
Артем потребовал срочного бесплатного опровержения, но получил очень резкий отказ. Для оказания давления на несговорчивого журналиста Артем пригласил Лорса и его команду.
       Через некоторое время после разговора Лорса с журналистом оказалось, что газета не сможет дать официального опровержения. Однако они напечатали про нас хвалебную статью, и как казалось, инцендент был исчерпан.

       Неожиданно, примерно за неделю до отъезда Артема, к нам в офис пришли очередные гости. Они утверждали, что мы работаем на их территории, и к переговорам снова подключали Лорса.
       Стоит отметить, что журналист вел еще и полосу криминальных новостей, поэтому знакомства в этом мире ему были необходимы. Вероятно на этот раз «сдавая» информацию о нашей компании он испытывал еще и моральное удовлетворение.
       Я знал, что как минимум дважды они встречались, и перед отъездом Артем убеждал, что вопрос полностью решен. Оказалось что цена решения слишком высока.

       - У тебя же есть деньги? – спросил Артем
       - У нашей компании деньги есть, - ответил я, - но они на счету. Наличных денег у нас нет.
       - Бухгалтер спокойно сможет снять деньги завтра, если сегодня закажите.
       - Неужели ты был готов им платить триста шестьдесят тысяч в год? – возмущался я, - Заплатив один раз, потом уже не сможем отказаться!
       - Нам просто никто не даст работать в Москве, - отвечал Артем, - никто. Такие сейчас у вас правила….
       - Может быть, но как, не зная наших оборотов, они могут называть такие цифры? Логично было бы остановиться на трех-пяти тысячах, как взносу за спокойствие и никогда больше ни о чем их не просить! Сколько мы можем наступать на одни и те же грабли?
       - Ты сам-то, что мне предлагаешь? Платить или нет? Если можешь не платить – не плати!
       - Я, конечно, не хочу платить, но не знаю, насколько отказ их разозлит…
       - Разозлит, - сказал Артем - и очень сильно разозлит. Задумался? А задумался ты, потому что тебе сейчас решать все проблемы! Ты сейчас почувствовал себя на моём месте? Критиковать и осуждать, не неся за это никакой ответственности – значительно легче, правда?
Я промолчал.
       - Я и Иосиф считаем, что сейчас тебе нужно договориться о том, что деньги ты отдашь им послезавтра без процентов. А я по приезду, уже попробую договориться на новых условиях.
Мы с Максом согласились.

       Договориться о том, что мы заплатим тридцать тысяч через два дня без каких-либо санкций, не составило ровным счетом никакого труда. Лорс только отметил, что он надеется на то, что в дальнейшем никаких задержек происходить не будет.

       Вечером этого дня, сидя в офисе, я думал над тем, в чем же кроется секрет того, как Артем с легкостью расстаётся с деньгами.
Конечно, отчасти это можно было объяснить авантюризмом, свойственным его характеру.
Но авантюризм скорее мог бы объяснить непродуманные инвестиции, несвоевременные приобретения, но в случае с Лорсом и его командой или с Арменом причина была в ином.
Причина в том, - продолжал рассуждать я, - что Артем не считает полученные деньги результатом своих заслуг, он считает их призом, выигрышем.
И английское – easy come-easy go- полностью соответствует его образу мысли….


       - Я зайду, - неожиданно дверь приоткрылась и в кабинет зашла Женя.
       - Конечно. Не спится? – спросил я, - много работы?
       - Я очень переживала за тебя все эти дни, боялась, что может произойти что-нибудь очень плохое…
       - Да все в порядке, Артем нашел решение проблемы…
       - Проблемы, которую, сам же и создал, - продолжила она, - Я не знаю в курсе ли ты, но я много знаю про его старые дела.
       - Я тоже знаю про его старые дела, почти всё проходило у меня на глазах.
       - Наверно все же не всё. Например, ты в курсе что, против него открыто уголовное дело?
       - Конечно, я даже знаю, что он не виновен. На него хотят повесить невозвращенный кредит. Но он жертва, ему не досталось ни цента из этих денег, а из него хотят сделать стрелочника.
       - Нет, стрелочника сделали из его брата, который остался в стране и в полной мере ощутил на себе действие тезиса о неотвратимости наказания.
       - Это не так. А даже если и так, то настоящие преступники остались на свободе, причем далеко за пределами действия полномочий ваших карательных органов. К тому же ты знаешь об этом от Макса, а я из многих источников.
       - Я знаю об этом не от Макса! Следователь, который ведет его дело – муж моей лучшей подруги.
       - Ну, надо же! А Артем знает об этом? – спросил я
       - Нет, не знает! Это моя козырная карта на случай неприятностей, - ответила Женя
       - Не совсем понимаю, как ты сможешь её использовать?
       - Если мне будет что-либо угрожать. Или тебе….
       - А что нам может угрожать? – спросил я
       - Как ты думаешь, Артем будет доволен тем, что дела в компании идут очень хорошо?
       - Конечно, будет, это ведь его компания, - ответил я
       - Хорошо, попробую по-другому. Будет ли Артем доволен тем фактом, что дела без него пошли значительно лучше, чем при его гениальном руководстве? – и, не дождавшись моего ответа, Женя продолжила, - и я уверена, что после его возвращения у тебя будут сложности и неприятности.
       - Думаю, ты ошибаешься
       - Хотелось бы. Ты хочешь возвращения Артема?
       - Я даже не думал на тему невозвращения Артема, - задумавшись, ответил я
       - Переедешь в свою кабинку, в ту, которую ты кабинетом называешь, и все вернется на свои места. Кроме твоей психологии лидера.

Уже давно стемнело, и я предложил проводить Женю домой. По дороге она рассказа мне, что нашла квартиру на Химкинском бульваре, очень светлую, недалеко от Москвы-реки, рядом с метро и намерена переехать туда уже на следующей неделе.
Я не стал выходить из машины и, убедившись, что Женя вошла в подъезд, поехал домой.


Незадолго до возвращения Артема отличился Макс.
После конфликта по поводу задержек в производстве чертежей и эскизов, Макс стал следить за графиком выполнения работ, иногда сам рисовал простые эскизы.
       Однако Макс так и не смог смириться с тем, что не он остался руководить компанией и самоустранился от решения всех текущих вопросов.
История с Лорсом сблизила наши позиции, но после её разрешения Макс снова закрывался в своем кабинете, а после восьми часов вечера он отправлялся в ночной клуб. В «Арлекино» он был желанным гостем казино и стрип-бара.
Однажды он даже пригласил к нам в офис Варвару- танцовщицу стрип-бара, с которой Макс, как оказалось, уже встречался некоторое время.
Макс попросил выдать ему пятьсот долларов в счет будущей зарплаты.
Учитывая, его оклад втрое превышал запрошенную сумму, я выдал ему пять сотенных купюр и пожелал везения и удачи.
Однако три дня спустя Макс попросил еще пятьсот долларов.
- Слушай, Макс с такой скоростью в день зарплаты тебе придется в кассу вносить деньги, а не получать. Лучше бы ты по вечерам как раньше летал на истребителе, не отходя от монитора.
- Просто ни разу не выиграл за неделю ни в рулетку, ни в Блэк Джек, - ответил Макс, - хотя больших ставок и не делаю.
Когда за неделю до возвращения Артема, Макс попросил еще тысячу долларов я был вынужден ему отказать.
Максим сказал, что взял эти деньги в долг у нашего поставщика модной одежды и должен вернуть Саше деньги не позже чем через три дня.
Саша отличался веселым характером, и вне зависимости от времени суток всегда приветствовал своих собеседников словами «доброе утро».
Саша «Доброе утро» был модистом, он привозил из Италии и Франции модную мужскую одежду и распространял через своих друзей и знакомых. Иногда, когда партия товара была достаточно велика, он арендовал секции в небольших магазинах.
Обычно мы покупали у Саши плащи, пальто, костюмы и галстуки.
Эти расходы мы списывали с бизнеса, и я, вспомнив об этом, предложил Максу выдать тысячу долларов в счет будущих покупок.
Саша был игроком, и к моменту знакомства с нами, уже проиграв свою квартиру, жил в гостинице «Будапешт» на Петровских линиях в центре Москвы.
Однажды утром Макс не вышел на работу. Дома его не было, и я не знал где его искать.
Приехав к обеду, Макс зашел ко мне в кабинет.
- Что на этот раз произошло? – спросил я.
- У меня неприятности, - начал Максим, - со здоровьем. Не хочу вдаваться в подробности, но по латыни название я не помню, а по-русски звучит неприлично.
- В офисе карантин объявлять не нужно? – уточнил я – я, например ничем не рискую?
- Если не будешь вступать со мной в интимную близость, - пошутил Макс, - неделю на процедуры буду ездить.
Ежедневное посещение казино явно не пошло на пользу ни его бюджету, ни его здоровью.

Наконец наступил день, когда мы с Максом встречали в аэропорту Артема и Иосифа.
Артем с большим черным чемоданом «Самсонайт» на коротком ремне и огромной спортивной сумкой через плечо вышел из зоны таможенного контроля Шереметьево.

       - Я думал уже никогда сюда не вернусь, - на выдохе произнес Артем, - как же мне там надоело. Мы обнялись.

       - А где Иосиф-то?- спросил Макс, - нашел молодую гречанку и решил остаться.

       Запыхавшийся Иосиф, миновав таможню, подошел к нам.
       - Ну что, подарки сразу вручать или до офиса потерпите? – спросил Иосиф
       - Если это «Метакса», то хорошо бы сразу, - сказал я

Иосиф воспринял мои слова совершенно серьезно, и бутылка знаменитого греческого напитка была выпита за два тоста, «за встречу» и «за дружбу».

Когда мы подошли к нашему «Форду», я пригласил Артема сесть рядом с водителем, на что он вежливо отказался, сказав, что я остаюсь боссом, пока не передам дела.

- О делах сейчас или попозже? – спросил я, когда машина тронулась с места
- Конечно, до офиса подождут, полтора месяца ждали, - улыбнулся Артем
- Ну, как Греция? – спросил я.
- Поначалу интересно, - начал Артем, - но потом я осознал, что великого Байрона, влюбившегося в Грецию, мне никогда не понять.

       Артем рассказал, что когда ему сказали, что Греция традиционно принимает греков из стран бывшего СССР, которые сразу по приезду получают греческие паспорта и могут, в принципе, ехать жить и работать хоть в Канаду, хоть в Россию, он был уверен, что решение всех вопросов займет не больше двух-трех недель.
На деле все оказалось значительно сложнее.
И все усилия адвоката, не позволили быстро преодолеть сопротивление греческой бюрократической машины.

       По дороге Иосиф и Артем рассказывали о Греции.
Но если Иосиф, похоже, проникся глубокой симпатией к стране и её народу, то Артем, наоборот, делал акцент в своем рассказе на пыльные улицы, невыносимую жару и некрасивых женщин.

       - Русских много встретили? – спросил Макс
       - Полно! Ты знаешь, туда перебрались некоторые рижские авторитеты. Например, Мирон. Он там купил огромный дом в Портохели.
       - Серьезно? – удивился Макс, - он, кстати, учился в одном классе с моей бывшей женой. Отошел от дел? За ним в Латвии столько числиться…
       - Наверно, - ответил Артем, - вся греческая полиция считает, что из Союза туда едут одни бандиты, русская мафия

       Четыре года спустя все газеты сообщили, что в Греции расстрелян Мирон, один из самых известных криминальных авторитетов, переехавший в страну в начале девяностых и живший со своей женой затворником в большом, хорошо охраняемом, доме.

       - Да, и этот футболист, из казахского «Кайрата», грек по национальности, как его? – спросил Артем, обращаясь ко мне.
       - Евстафий Пехлеваниди
       - Точно. Он тоже туда перебрался….

       - Да, совершенно забыл представиться, - сказал Артем с серьезным видом, - Артемий Папалидис.
       - Поздравляю, вам, бывшим латышам к букве «с» в конце фамилии лишний раз привыкать не надо, - ответил я.

       Приехав в офис, я показал Артему авансовый отчет, и текущий отчет о прибылях и убытках.
       - Прекрасно, - сказал Артем, - не ожидал, что там много поднимем. Жаль только, что с Любомиром мало заработали.
       - Мало? – удивился я, - подписаны два договора, но мы много работали и наверно до конца месяца подпишем еще.
       Артем кивнул, но мне показалось, что он чем-то озабочен.
«Партнер – это очень дорогое удовольствие, значительно дороже взятых под процент денег, когда бизнес на подъеме», - вспомнил я слова Артема, сказанные мне вечером перед отлетом в Грецию.
Некоторое время спустя ничего не напоминало о том, что Артем вообще, куда либо уезжал.