Литература и её воплощение в кино 2008

Валентин Чайковский
Киноверсии известных литературных произведений оказывают на меня огромное влияние. И здесь очень важно с чем я познакомился в первую очередь. Если я сначала читал, так было с романом "Война и мир" Л.Толстого, а потом увидел экранизацию Бондарчука, то мне приходилось внутренне постепенно привыкать к восприятию этого романа Бондарчуком. Но в этом примере талант режисёра несомненен и поэтому мой личный взгляд (или моё восприятие романа после прочтения) практически не претерпел никакой ломки. Потом через несколько лет на наш киноэкран вышла американская версия "Войны и мира". И что же? Совершенно не понравилась. Сейчас, по прошествии многих лет, я уже, честно говоря, ничего не могу вспомнить из этой ленты. А фильм Бондарчука и сейчас в моей памяти "как живой". Возьмём другую историческую эпоху: становление советской власти. Роман Н.Островского "Как закалялась сталь". Вспоминаю, что чтение этого романа не вызвало у меня особого восторга, может быть потому, что пришлось читать его из под палки - он входил в обязательную программу средней школы. Потом родился фильм с Лановым в главной роли и всё переменилось. Я настолько воспринял Павку Корчагина в исполнении В.Ланового, что потом с огромным удовольствием снова перечитал роман. А вот с повестью В.Пановой "Спутники" у меня получилась обратная последовательность. Сначала я посмотрел многосерийный телефильм. Очень понравился. И подбор артистов, и темп фильма - очень спокойный внешне, но с такой внутренней энергетикой, что каждый вечер так планировал свою жизнь, чтобы не пропустить очередную серию. Но всё имеет своё начало и свой конец. Фильм закончился, а мне так не хотелось расставаться с героями фильма, что нашёл книжку и взахлёб, за одну ночь прочёл её. Да, таких пар: книга-кино за мою жизнь накопилось немало. Иногда, ни книга, ни её экранизация не дают такого результата, когда можно сказать "окунулся с головой". Так у меня получилось с "Анной Карениной" Л.Толстого. Не нравится мне этот роман, а поэтому и фильм смотрел с прохладцей. Но зато здесь явилось чудо. Я имею ввиду Гриценко в роли Каренина. Моё восприятие: ничего более сильного ни в советском, ни в постсоветском кинематографе я не встречал. Вообще, затронутая мною сегодня тема: книга и её киноверсия, настолько огромна, что можно говорить и говорить, но приближается полночь и режим ведения дневника заставляет меня поставить точку. А ещё хотел высказаться по Остапу Бендеру. Виденные мною три киноверсии откровенно слабы (нет, даже четыре), ну, не совсем слабы, нет, скорее всего просто не дотягивают до гениального замысла Ильфа и Петрова. Но, об этом как-нибудь позже.