Социалистический реализм или... 2008

Валентин Чайковский
Большую часть своей жизни я прожил в стране под названием СССР и естественно впитал в себя все общепринятые каноны того периода, в том числе и главный методологический метод в искусстве - метод социалистического реализма. Правда, говоря откровенно, я довольно часто слышал это словосочетание - "метод социалистического реализма", но никогда не задумывался, а что это такое. Впрочем, как и абсолютное большинство граждан нашей страны. Да и зачем. У каждого нормального человека, живущего в определенную эпоху, вырабатывается определённый набор критериев прекрасного и именно по нему индивид и оценивает произведения искусства, будь то картина, проза, поэзия, кинофильм, и т.д. А какому методу соответствует данное произведение искусства это, скорее всего, вопрос искусствоведов, но не читателей или зрителей. И так прожил бы я свою жизнь спокойненько, опираясь только на собственное ощущение прекрасного, да вот незадача, сам увлёкся писательским творчеством. Дальше - больше, стал почитывать и критическую литературу (от Белинского и до наших дней), а там, как правило, всё крутится вокруг метода. Мне представляется, что если отбросить массу методических ответвлений от главных направлений, то можно выделить два основных направления или течения: реализм и романтизм. И здесь мои симпатии целиком отданы романтизму. Но это глубоко личностная оценка, ни в коей мере не отвергающая правомерность и других взглядов на сущность нашего писательского увлечения, которое стало, для меня по крайне мере, делом всей жизни.