Следопыт

Елена Ронина
Итак, чтобы успеть к назначенному времени, мне нужно выйти в 16-00. Нет, конечно, я успею, если выйду и в 16-30. А если пробки? А если в последний момент меня что-то задержит? Лучше все-таки не рисковать. 16-00, это оптимальное время. Во всяком случае, именно в 16-00 я должна выключить компьютер и направиться к двери. Всякое может случиться. По дороге меня могут остановить сотрудники и выяснится, что не подписаны какие-то бумаги, или мною не дан какой-нибудь мудрый совет, или нужно что-то срочно решить. По опыту знаю, на это может уйти минут 15, а может, и больше. Что будем говорить мужу, придумаем потом.
Ну почему вот наши сотрудники такие несобранные? Почему спохватываются всегда, когда видят меня в плаще, подходящую к двери.
– Ой, Юлия Павловна…
Ох уж мне эти «ой». Ну почему нельзя спланировать все заранее? Почему не отправить мне вопрос по электронной почте? Что – эта процедура очень много времени займет? Вот зачем мы с мужем всю эту технику нам на работу, умную покупали? Зачем устанавливали компьютерные программы, которые должны были облегчить жизнь офису и нам с мужем лично.
Легкой жизни у нас не хочет никто. Все привыкли к трудностям, привыкли их преодолевать и с ними бороться. Ну как же без них? И вообще кому он нужен этот календарь в компьютере, это совместное планирование?
Вот наш офис-менеджер Денис, допустим. Он все держит в голове. Говорит, так надежнее, так точно ничего не забудется. И он действительно ничего не забывает. Пока… Если его о чем-нибудь спросить, он сначала глубокомысленно задумается, потом внимательно посмотрит на потолок и выдаст ответ. Причем в цифрах, причем точный. Что там на этом потолке написано? Весь офис пытался смотреть в эту самую точку, ничего там нет. А Денису что-то там видно. И перевоспитать его невозможно. Неплохо, конечно, что у молодого человека такая хорошая память, просто можно позавидовать. Но во-первых, память дело наживное, или, наоборот, как раз в нашем случае дело проходящее. Так в один прекрасный день – бах – и ничего не помню. А во-вторых, все мы под богом ходим. С каждым из нас что-нибудь может случиться. И что мы потом на этом потолке искать будем?
Сколько мы с мужем говорили нашим сотрудникам:
– Клиентская база является не вашей личной собственностью, а собственностью компании. Все ваши контакты должны быть занесены в компьютер, все ваши встречи – тоже занесены в компьютер. И мы в любой момент можем этой информацией воспользоваться. Учитесь планировать свой рабочий день с помощью календаря.
Хоть говори, хоть нет.
Ну наверное скрывают эту информацию специально не все. Просто лень, просто неохота. На бумажке оно как-то привычнее. Или например на потолке… Ну живем- то в каком веке?! Ну хочется, чтобы все было цивилизованно. Потом деньги мы какие в это вгрохали!
Опять же конкуренты. К сожалению, сотрудники порядочные не все. И из порядочных некоторая часть рано или поздно становится непорядочными. И тогда действительно информацию не вносят в компьютер. Но и на потолке не держат, а тщательно записывают где-то в им одном известном месте. Чтобы потом ею с конкурентами поделиться.
Грустно это конечно. Но одно и то же, к сожалению, везде, независимо от бизнеса. Не мы одни мучаемся.
Недавно выбирали с мужем часы из стекла. Мы вообще с мужем любим покупать какие-нибудь нестандартные вещи, и в их поиске можем проводить большое количество времени, не замечая, как оно быстро проходит. Нам обоим это доставляет просто фантастическое удовольствие. И тут довольно милая продавщица – она же художник по стеклу - как понесла на своего директора, как понесла:
– Фирму свою буду открывать. Надоело на него работать. Представляете, тут друзей своих привел, похвастаться, какая у него фирма, и как он это тут все классно делает. Я аж прямо вся внутри взорвалась. Ах, это оказывается у тебя? Ах, это все твое? – Можете себе представить?!
Мы можем, причем очень даже хорошо. Действительно это его фирма. Он это все организовал, помещение снял, стекло закупил, машины для обжига приобрел. Налоги платит, бухгалтера содержит. И эта недовольная продавщица тоже, я думаю, не бесплатно работает. И главное, не то ей больше всего обидно, что зарплата ее не устраивает. Хотя это само собой. А то, что хозяин сказал, что это все его. А она, почему-то думала, что это у них с ней все общее. Во всяком случае, уж своим друзьям он точно должен был объявить – фирма, конечно зарегистрирована на меня, но все тут делает Оксана. И без нее мне никак и никуда!
– А вот вам фирму открывать не страшно? Это же и налоги, и бухгалтерия. Столько вопросов нужно будет решать самой. Ночами не спать. Аренда, охрана, да мало ли еще чего?
– Справлюсь. Не дурнее других!
Почему-то у людей – стойкое мнение, что любой человек, если он не совсем дурной, может отрыть свою фирму. Поэтому у нас столько фирм, и такая неразбериха. И люди в итоге и разоряются, и жизнь себе ломают и занимаются не своим делом, и удовлетворения от жизни такой не получают. И все равно лезут в эту кабалу. Но вот взять хотя бы эту художницу. Человек занимается интереснейшим делом, творчеством. При этом ей созданы все условия. Рисуй, создавай новые образы, а потом все это переноси на стекло. Красота неимоверная, полет фантазии любой. Нет, ей этого не надо. Ее сжирает прямо-таки изнутри зависть к хозяину. Ну неужели собственность для людей главное, а не сам рабочий процесс?
Может, мне не понять, потому что я эту собственность имею? Но мне очень нравится слово не «имею», а «обременена». Потому что это действительно бремя. Бремя тяжелое, порою просто неподъемное. А деваться некуда, за тебя никто решений не примет. И твои сотрудники требуют два раза в месяц зарплату. Их твои трудности не волнуют. И бессонные ночи, и бесконечный страх, что не хватит денег, что не по тому пути идем. И в нашей практике случались такие сотрудники, которые уходили и создавали свое. Причем некрасиво уходили, пытаясь все свое построить на нашем. Что ж – это, наверное, жизнь. Сейчас мы относимся к этому спокойнее. Пытаемся себя от этого обезопасить, чтобы из подобных ситуаций в дальнейшем выходить с наименьшими потерями. Мы с мужем уже закалились. Уже все для нас не так страшно. Все-таки опыт. Все-таки 15 лет в бизнесе. У мужа, конечно, ответственности больше и нагрузки больше, хоть и работаем мы вместе. Но важно, что все решения принимаются совместно. Так легче, когда груз ответственности можно поделить. И если что случится, или пойдет не так, как хотелось, друг друга можно поддержать и успокоить.
Вот сейчас я раздумываю, как нам с мужем работается, а Андрей готовит очередную спецификацию. Сидит напротив меня и, не отрываясь, смотрит в компьютер.
Андрей… Он безусловно не сможет не заметить, что я уйду в четыре. Он меня не замечает, когда я рядом. Я должна просто рядом дышать, и это для него самое важное. Но вот если я куда-то исчезаю, он этого перенести не может. Я могу уехать в командировку. Это воспринимается как данность - меня нет в городе. А если я в этом же городе, то должна обязательно находиться подле него. Если меня нет, он начинает меня искать. Такой Следопыт, выращенный собственными руками и в домашних условиях. Я не могу в нашем доме без него подняться на второй этаж, если он в это время на первом.
– Юля, ты куда?
– Телевизор посмотреть.
– Ну давай вместе посмотрим.
– Ну тебе же это неинтересно. Ты же сам такое лицо скорчил, когда я на другой канал переключила, что мне аж жутко стало. Ну, в конце концов, у нас большой дом, и три телевизора. Ну давай, ты будешь смотреть про свое, а я про свое.
– Нет, давай ты все-таки спустишься на первый этаж, и мы вместе посмотрим какой-нибудь фильм. Давай тот последний Иоселиани посмотрим?
И я спускаюсь на первый этаж. Ну действительно сдалась мне эта дурацкая передача? А Иоселиани - это всегда правильно. И это прекрасно, что у нас есть с мужем очень много точек соприкосновения. И я практически всегда согласна с его выбором фильмов или музыки.
Хотя мы безусловно разные. И многое не совпадает. Но какая-то зависимость друг от друга есть. Только почему какая то? Зависимость есть иногда просто физическая. Мы должны находиться в одном помещении, так нам комфортнее. Если это разные комнаты, то между ними должны быть хотя бы открыты двери. Иначе у нас у обоих появляется чувство тревоги. Это состояние исчезает, когда мы видим друг друга, или хотя бы ощущаем на расстоянии.
Все это напоминает старый фильм «Солярис», где Хари начинает выламывать железную дверь, когда понимает, что давно не видела своего мужа.
Что же мне ему сказать, зачем мне надо уйти? Говорить ничего не будем. Это вредно и неправильно. Нужно все сделать вскользь и не привлекая к событию внимания. То есть информация должна быть адресована не ему непосредственно, а кому-нибудь из наших сотрудников. Ну как-то так непринужденно:
– Света, ты все бумаги у меня подписала, или что еще есть? А то я сегодня до четырех. Кстати, «Нева» счет оплатила, или нет?
То есть информация должна пройти, Андрей ее должен услышать, но внимание его должно что-то отвлечь. Например последняя фраза про платеж. Мы его давно ждем, «Нева» – зараза все равно не платит, чем портит нам настроение и дает нам пищу для пересудов. Поэтому в голове должно все-таки остаться про платеж, а не про уход.
Затеем разговор со Светой, когда Андрей будет говорить по телефону. Дадим еще дополнительный фон. Хоть он и Следопыт со стажем, но и я Лиса не первый день. И следы свои заметаю профессионально. Итак, телефонный звонок. Он должен быть важным. Ну, например, про тендер, который мы можем выиграть. А можем и не выиграть. Следопыта должен забить Хищник, почуявший крупную добычу. Добыча должна быть крупнее, чем Лиса. Лиса все-таки следы оставит, и опытный Следопыт ее может начать искать и позднее. А крупную добычу, ну например, Волка, мы упустить не можем. Здесь все чутье должно уйти в эту сторону. Ничто не должно отвлекать.
Значит, телефонный звонок. Тендер. Будим Хищника. А сами в это время плетем витиеватые узоры пушистым хвостом.
А можно в Следопыте разбудить Интеллектуала, пусть он разгадывает следы на снегу и думает головой. Для этого подойдет опять же телефонный звонок, но уже от наших иностранцев. Разговор на не родном языке требует особой сосредоточенности. И полного погружения. И Следопыт забудет, что надо отслеживать Лису. Нужно будет не просто не упустить добычу, а найти по следам берлогу. Отслеживать Лису и искать берлогу одновременно не удастся. Вариант стопроцентный.
Я хорошо знаю немецкий язык. Но тем не менее меня ужасно раздражает, что беседуя с одним немцем, я не понимаю, о чем два других немца говорят у меня за спиной. Это очень неприятно, и я пытаюсь оттачивать свои знания, чтобы понимать и ушами и глазами и спиной. Пока знаний не хватает. Или навыков. У Андрея думаю та же история, только с английским. Так что разговаривая по телефону по-английски, он вряд ли до конца вникнет в то, что буду я рядом говорить по-русски.
Итак будим в Следопыте Хищника или Интеллектуала. Это будет зависеть от того, кто первый позвонит. Хотя торопиться не будем, перенесем мероприятие на после обеда. Потому что в обеденный перерыв может проснуться сознание. Все-таки есть конкретное свободное время. И оно может работать против меня.
– Я краем уха услышал, ты куда-то собиралась уйти?
Этого допускать нельзя. Всю операцию нужно будет провернуть после обеда.

Первыми позвонили иркутяне. Назревает крупная поставка. Ну что ж, операция началась. В Следопыте начал просыпаться Хищник. Волк оказался не просто Волком, а целой волчьей статей. Отлично – расправляю свой хвост и звоню в бухгалтерию. Так, сначала про природу, про погоду, потом про подпись. Потом идет главная фраза про уход, она должна быть четкой и короткой. И после нее никакой паузы, сразу про платеж, сразу. А про платеж можно и подольше. И повозмущаться, повозмущаться. И с эмоциями. По-моему все прошло идеально. Хотя на фразе про четыре часа какой-то холод со стороны Следопыта почувствовался. Во всяком случае хвост на какой-то момент потерял свою обычную пушистость. Но это была доля секунды. Или Лисе это показалось? Или она начала терять квалификацию? Или она недооценивает Следопыта? Ну, ну. Охота еще даже не началась. Еще только самое начало. Посмотрим кто кого.
– Андрюш, давай рассказывай, что они предлагают? Это по какой продукции? Деньги уже выделены? – главное задать много вопросов, и потом постоянно их повторять, и все заинтересованно выслушивать, и охать и ахать.
– А тебе вроде Света звонила?
Не даем закончить фразу, и про платеж, про платеж. Нет, Лисе не показалось. Следопыт услышал то, что слышать ему не полагалось. Но пока он еще в это не вник. Но он спрятал эту информацию, и как только будет свободное время, он тут же ее достанет и будет с нею разбираться. И с этим уже ничего не сделаешь. Такие ситуации уже случались, и Следопыт их доводил до конца. И порою уже тогда, когда Лиса думала, что все хорошо, и никто ничего не понял и не догадался. Поэтому главное, это быть готовой к любому исходу ситуации, главное придумать легенду. И быть уверенной в себе и в легенде. Лиса это делать умеет.
Но охота уже началась, и отступать мы не будем. Теперь нужно правильно уйти. Как это сделать? Все просто, главное, чтобы мы в кабинете были не одни.
Выхожу из кабинета:
– Денис, зайди к нам, надо обсудить подготовку к выставке.
– Да, у меня как раз вопросы к Андрею Петровичу.
Вот, вот, это именно то, что сейчас нужно. То есть Денис идет как будто бы сам, а не я его привела. Ситуация абсолютно предсказуемая. Наши работники патологически любят советоваться с шефом. И больше всего на свете они ненавидят принимать собственные решения. Дело даже не в ответственности, а в лености ума. А зачем напрягаться, а зачем шевелить мозгами? Когда Денис только начинал у нас работать, он постоянно стоял у нас в кабинете, беря нас измором – Ну дайте совет, ну как тут поступить?
В один прекрасный день, Андрей сказал:
– Денис, уйди, и не смей больше здесь стоять. Думай сам. У тебя и у самого все прекрасно получается.
Было тяжело и Денису привыкать к новой роли не исполнителя, а человека, принимающего решения, и нам, видя его растерянный взгляд. Но в итоге имеем то, что имеем. Кое-какие вопросы начали решаться без нашего с Андреем участия. Тем не менее возможность прорваться в кабинет и под предлогом разговора о выставке вытянуть какой-нибудь совет настроение Денису явно улучшила.
– Ты, Денис, иди, я сейчас тоже подойду.
Нужно зайти чуть попозже, когда разговор уже будет в разгаре и оба будут увлечены. Компьютер я выключила, телефон в сумку положила. Теперь самое главное, войдя, сразу включиться в разговор, дать пару советов, задать пару вопросов, которые на данный момент особо актуальны, и медленно отступить с фразой приблизительно следующей:
– Так, все я уехала. Андрюш, я тебе позвоню. Да, не забудь, Павлик дома один, не задерживайся. Я постараюсь побыстрее.
И это все на ходу. Эта фраза должна длиться по времени ровно столько чтобы дойти мне от моего рабочего кресла до двери.
– А ты собственно куда?
– А ты забыл? Ну я тебе же говорила! Все, я позвоню.
Поворачиваю ручку двери и открываю ее. Мой муж открывает рот в немом вопросе. Я улыбаюсь, глядя прямо ему в глаза, пытаясь сконцентрировать во взгляде всю свою нежность. Я перебила разговор Андрея с Денисом на полуслове. Андрей думает над вопросом Дениса, Денис ждет ответа. Я закрываю за собой дверь. Все. Время выбрано практически идеально. Мой муж, конечно, находится в легком недоумении. Но, может, и действительно, я что-то ему говорила? Может, просто он не помнит, или у него не отложилось? Следопыт еще не вышел на тропу. И у Лисы есть время убежать и запутать следы.
16 часов 5 минут. Отлично. Все прошло, как и было запланировано. Все-таки у меня уже есть опыт.
Последнее дело вылетать с работы в последнюю минуту. Или когда последняя минута прошла 15 минут назад. Садишься в машину, тут же ногу на газ. И дальше все на ходу. На ходу пристегиваешься, на ходу ищешь в сумке одной рукой телефон, пытаясь не отрывать взгляд от дороги. Все нервно. Все впопыхах. Сегодня все удается, и даже есть 10 минут свободных. Можно по дороге заскочить в музыкальную школу, где учится наш сын, и посмотреть новое расписание. Это все равно надо будет сделать. И сейчас эти лишние 10 минут просто для меня идеальны.
Главное, там никого не встретить и не дать втянуть себя в беседу. Тогда я все успеваю. Заскакиваю в школу. Расписания нет, зря неслась. Но встречаю мамашу по общеобразовательной школе. Меня уже заметили. Это значит нужно подойти поздороваться и обменяться парой ничего не значащих фраз. Не нужно, чтобы меня считали надменной. Хотя все равно считают. Наших школьных мамаш раздражают наши машины, и то, что я бегу все время мимо них, а не к ним, когда они толпятся у школы. Для меня - главное забрать побыстрее своего сына. А для них главное - это поговорить друг с другом. Правда, и на тему школы тоже. Например, какой чертой правильнее подчеркивать суффиксы. Лично я про них все в свое время выучила, и больше учить не желаю. Я абсолютно уверена, что уж это-то мой сын должен выучить самостоятельно. Если я еще и про это помнить буду, то вообще с ума сойду. И уж точно не хватит мне времени ни на что. Ни в том числе вот на эту сегодняшнюю встречу, на которую я уже почти опаздываю.
У меня время – это то, чего всегда не хватает, то чего всегда дефицит. Ну как мне общаться с этими мамашами, когда мне нужно схватить своего сына и бегом в музыкалку? Потом обратно на работу. Забрать из музыкалки, если не сможет муж или шофер, нужно тоже самой и отвезти домой, или в спортклуб на тренировку. И потом опять на работу. Какие суффиксы?! А родительницы считают меня высокомерной. Пусть считают, хотя это неприятно. Неприятно, когда смотрят вслед со снисходительной улыбкой. Представляю, что они там обо мне говорят после моего побега. Уж наверное не про суффиксы. Но с мамой девчушки Беатрисс в музыкалке я здороваюсь. Мне хочется сказать ей несколько слов. Она мне симпатична. Ее тоже не очень жалуют, потому что она не как все. У нее муж индус. И две девочки Беатрисс и Николь очень смуглые. Как сказал наш Павлик, первый раз увидев своих одноклассников:
– Мама, мне посадили с одной девочкой. Она очень красивая, но немножко негр.
У нас не любят индивидуальностей. Выбиваться из массы нельзя. Если выбился, значит, ты против нас. Значит, мы тебя любить не будем. Вот и общайся со своими родственниками индусами, или с соседями по котеджному поселку (это в нашем случае). Вот зачем дочку Беатрисс назвали? Мы будем общаться с себе равными. Я пытаюсь сказать маме Беатрисс какие-то добрые слова, она мне приятна:
– Как ваша Николь выросла, сколько ей уже?
– Да три года ей. Видимо, в меня пошла, будет такая же высокая.
– Главное, чтобы была такая же красивая.
В моей сумке предательски начинает названивать телефон. Судя по звонку очнулся мой муж. Сколько прошло времени, как я уехала с работы? Не более получаса. Трубку брать не буду, неудобно. Мама высоких Николь и Беатрисс разговорилась не на шутку. А у меня на самом деле времени не так много. До встречи остается 10 минут. Я все успеваю, но на выслушивание мамы остается две минуты. Поэтому надо подвести базу, мило попрощаться и лететь дальше.
Что же мой муж? Так быстро после нашего расставания он звонит мне в следующих случаях: есть какой-то вопрос, на который ответ знаю только я; нужен мой совет, он не хочет принимать решение самостоятельно, или нужно его проговорить вслух, послушать себя со стороны и вместе придумать, как быть; что-то случилось непредвиденное, и хочется рассказать о неудаче, услышать сочувствие и поддержку.
Или все-таки уже проснулся Следопыт? Неужели уже, неужели так рано? Вроде бы я рассчитала все верно. Странно…
Я сажусь в машину и отъезжаю от музыкальной школы. Я везде успеваю. Правда, по этому адресу я еще ни разу не была, но теоретически все понятно, должна успеть. Опять звонит муж. Не отвечать уже неприлично.
– Да, Андрюш?
– Юля, почему ты не берешь трубку?
– Извини, я не слышала, заезжала в музыкалку.
– А ты вообще куда поехала-то?
– Я к косметологу! – бодро говорю я.
– Юля, я звонил в «Мишель», мне сказали, ты сегодня не записывалась.
Значит, все-таки на тропу вышел Следопыт, и сейчас он верно идет по моему следу.
– А я и не иду в «Мишель». Ну что в Москве один салон? Андрей, очень трудное движение. Я не долго, как освобожусь, сразу перезвоню. Целую.
Нет, Следопыт не удовлетворен. Он не будет сейчас ничего предпринимать. Теперь он будет ждать моих объяснений, чтобы понимать, в каком виде продолжать расследование. От Лисы теперь требуется легенда, очень близкая к жизни. Или… правда.
Я продираюсь вперед между машинами. Времени остается почти ничего. С трудом я нахожу нужный мне дом. Припарковаться во дворе теперь равносильно подвигу. Мне это тем не менее удается. Удастся ли выехать так же легко? Вопрос. Но времени на раздумье нет. Я пунктуальна. И я успеваю.

Вечером дома мне задается сначала немой, а потом и прямой вопрос. Оставим легенды и скажем правду.
– Андрюш, ну что ты ей-богу? Ну, я действительно нашла новый косметический салон. «Вероника» называется, у нас в Отрадном. Ну надоело мне в «Мишель» ходить. Ну что ты разволновался? Ну так нельзя! С ума, что ли, сошел?
– Ну а почему не сказала то?
– Ну просто так. Сама не знаю. Может мне захотелось, чтобы ты немного поволновался. Или нет, не так. Мне было приятно, что ты начал волноваться. Это важно, что тебе не все равно, куда я пошла. И вообще, что ты это видишь. Видишь, что меня нет рядом и волнуешься. Наверное захотелось это проверить. Глупо? –
– Юлька, я тебя люблю, и не заставляй меня так волноваться.


Наверное, это замечательно, когда и после пятнадцати лет брака люди волнуются друг за друга. Я за доверие и свободу действия. Но эта свобода не должна мешать семье. Поэтому время от времени в семье должен просыпаться Следопыт. Был момент, когда он проснулся во мне. И это было своевременно.
Мы с мужем очень чувствуем друг друга.
И не умеем друг без друга.
И пусть наша зависимость друг от друга остается всегда, потому что в нашем случае имя ей - любовь. А Следопыт пусть в нас живет, и чувство это охраняет.
Сентябрь 2007