Личная масленница

Людмила Канашева
Расскажу, как мы отмечали масленницу в прошлом году, по своему, по семейному.

С утра принялись мастерить свою семейную обрядовую куклу Масленицу. Нет, мы знали, конечно, что на площади нашего города уже стоит и дожидается огня красавица-баба из сена в красивом, пестром ситцевом сарафане и платочке на соломенной голове. И обрядовое сожжение произойдет в 15-00.

Но решили все же сделать свою личную, своими руками. По древнему русскому обычаю её еще вчера надо было сделать. Но, чем мы и сильны, это задним умом. Как на охоту идти, так собак кормить. И втемяшилось мне в голову, что вот надо и всё.
 
"Основным символом Масленницы была приготовленная из соломы кукла. Солома символизировала мертвую часть, оставшуюся от обмолоченного колоса, а зерно - вечно живую, дающую жизнь! Делание куклы - женский обряд.Старшие обучали младших....Обряд приготовления куклы соотносился с обрядом родин...В обряде творения происходит рождение Масленницы в самом расцвете сил и с подчеркнуто выраженными женскими формами....Одевалии ее во всё старое, негодное, что являлось символом уходящего, старого времени.Также костер сооружали из старых вещей, но огонь вытирали новый. Сжигая Масленницу, крестьяне уничтожали и прогоняли зиму и смерть" .А.Г. Буенок "Русские обряды и праздники". Издательство "Тригон".2007г.

Стали мы думать, из чего же сделать эту куклу, когда совершенно не из чего. Если б заранее мысли бы работали, то я заранее и купила бы какой-нибудь красивой бумаги гофрированной. Но так как мысль возникла только сейчас, пришлось делать из чего придется, причем учесть ее последующую историю, т.е. обряд сожжения. А значит она должна хорошо и быстро гореть. Значит из газеты.

Решено. Притащили ворох старых газет. (Спасибо современной родной партии и власти, что нас не забывает и регулярно ими бесплатно снабжает, в почтовые ящики запихивает). Вот и пригодились. Дальше пошло все очень быстро. Раз-раз, тяп -ляп и голова из комков газеты готова. Потом мы с ребятенком нарисовали на белой бумаге лицо, раскрасили его, пришили нитками к газетной голове. Потом - колпак, и волосы из газеты, чтобы развевались на ветру.

Моему ребенку особенно понравились газетные волосы.Еще догадались скрутить из газеты руки, сделали также пальчики и туловище. И, наконец, платье. Ой, для платья красивой бумаги нет. Что же делать?
 
"А вот пакет"- воскликнул ребенок. Живо напялили и пришили аляповатый желтый пакет с нарисованными яблоками.

Все, обрядовая кукла готова. Можно и на улицу выходить. Так, берем санки и торжественно выходим с этой бумажной куклой на улицу. Навстречу такие же пока нам не попадаются. Значит мы первые. Идем, ее торжественно несем впереди себя, как флаг. Ребенок радуется и веселится. Ему интересно.

Пришли к маме на работу, она ахнула и удивилась. Потом взяла фотоапарат и начала куклу фотографировать в разных ракурсах.Затем мы с ребенком торжественно вышли из маминого офиса и пошли на наше самое любимое место, которое между собой называем "Подкова", так это место и все зовут в городе.
Потому что оно, действительно, напоминает по своим очертаниям подкову, особенно если смотреть сверху, приблизительно с облака.

"Подкова" состоит из низины огромных размеров, в центре которой в виде гигантской подковы находится то-ли стоячая речка, то-ли озерко с большим островом внутри него. Как будто гигантская лощадь нечаянно наступила на этот луг и оставила свой застывший во времени след на сотни лет.
Эта "Подкова" с одной стороны обрамлена высокой полукруглой горой, а с другой - протекающей мимо в виде гигантского полукруга рекой.

Вот на это красивейшее место в нашей местности мы и прищли со своей куклой. Встали на самом верху горы.Здесь была окраина города и за нашими спинами стояли высокие дома, а впереди до самого горизонта раскрывался огромный котлован с "Подковой" в центре него.На горизонте мы видели соседний город и железнодорожную станцию слева, а справа над далекой серой линией лесов высились золотые купола нашего древнего монастыря с белой стеной вокруг него и сторожевыми остороверхими зелеными башенками. Когда в монастыре звучит колокольный звон, то отсюда, несмотря на дальнее растояние, его слышно.Это необыкновенно низкий, раскатистый и красивый звук.

На этой горе мы гуляли почти ежедневно, любовались отсюда красотами пейзажа, извилистой речкой, монастырем и лесистой линией горизонта.

Вот и сегодня пришли сюда со своей Масленницей. Тут же кучковались местные ребятишки. Они катались с этой огромной горы, кто на санках, кто на картонках и ледянках.Спуски здесь очень крутые.И зимой здесь постоянно ребятня.Полюбовавшись пейзажем, мы сели на санки, держа в руках свою куклу. "Пусть и Масленница покатается"- решили мы,- "Пусть покажет свою красоту и великолепные, развивающиеся на ветру газетные волосы".

Ура!!!Поехали! Ух!!Тра-та-та, тру-ту-ту. Крутой спуск, ветер и снег в лицо.

Санки наши остановились почти у самых кустов. Дальше их заросли шли до самой воды "Подковы". Там где ветра поменьше, устанавливаем Масленницу на снег и поджигаем.

Ребятишки, что катались тут же на горке, с любопытством к нам присоединяются. Мы прыгаем, хохочем, кувыркаемся вокруг нее и кричим:
 -Уходи, Зима, уходи.
Кукла, поникнув головой, нехотя загорелась. Видно было, что не хотелось ей уходить, и она попыталась сопротивляться, отклонялась от огня, попыталась даже завалиться в снег и, как бы, спрятаться.

Но, мы, такие жестокие, согласно обычаю предков, поставили ее прямо и продолжили свой хоровод. Наконец, она откинулась на спину и дотлела. Тут ребятишки потеряли к ней интерес и побежали опять кататься.А мне было почему-то ее ужасно жалко, чуть не кинулась ее спасать.И мне даже показалось на какое-то мгновение, что Масленница посмотрела на меня, как живая, своим нарисованным личиком, словно просила о помощи.
Но. Надо. Надо прогнать зиму и смерть. Обычай предков.

Было все равно холодно ужасно и дул такой ветер в спину, как ураган. Казалось, вот-вот рухнет от этого ветра прямо на нас огромная каменная девятиэтажная глыба, построенная на высокой горе.

С другой стороны окраины города доносились раздельные звуки музыки, приносимые ветром. Там, на главной площади города, еще только готовились к сожжению Масленницы, и, наверняка, шло представление местного театра на открытом воздухе.
И мы, забыв про нашу сожженую куклу, побежали, подгоняемые ветром на площадь. Может еще успеем посмотреть костер там.

Успели. Еще посмотрели представление театра с русскими песнями и танцами, хоровое зазывание весны и, наконец, сожжение этой огромадной куклы, наверное, высотой в 5 метров. И даже приплясывали вокруг нее и смотрели на огромный костер,и горящую Масленницу, которая мгновенно вспыхнула и обдала всех, толпившихся вокруг нее детей, взрослых, и даже милиционеров,стоявших в оцеплении и наблюдавших за порядком, жаром. И мы грелись у этого большого, пылающего костра. Потому что в этот день был ужасный холод.

Вечером я спросила своего дитенка:
 -Какая кукла-Масленница понравилась тебе больше, наша или та, на площади. Ребенок сказал, что наша ему понравилась больше, потому что было интересно.