Пионерлагерь у синего моря

Виктор Свиридов
 
       Этот набросок сделан со слов моего отца. Рамки, которыми я сам себя ограничил, не позволяют мне подробно описывать, как возник у нас разговор об истории строительства интинского пионерского лагеря на черноморском побережье близ города Сочи. Казалось бы, сам факт подобного строительства для тех времён банален и не заслуживает особого внимания. И это было бы так, если б не обстоятельства, с этим фактом связанные.
       Итак, просто зарисовка на обрывке бумаги, без обобщений и выводов.
       Инта, самый конец пятидесятых годов (естественно, двадцатого века). Мой отец заместитель начальника комбината, а Б.Н., его друг, который недавно был ниже его по должности, только что стал начальником комбината. Папа всегда отдавал должное организаторским и профессиональным способностям Б.Н. Он всегда говорил, что Б.Н – организатор божьей милостью. Назначение Б.Н. мой отец воспринял как должное. Собственно именно с обсуждения этого события (правда, спустя очень много лет) и начался у нас тот разговор с отцом. Вот и в том разговоре, рассказывая о талантах Б.Н., отец сказал, что интинский пионерский лагерь около Сочи возник только благодаря Б.Н. Правда сюжетец был ещё тот…

       …Вызывает Б.Н моего папу и говорит: «Алексей, детям севера летние каникулы нужно проводить не на севере, а на юге, желательно на море, например, около Сочи. Возражения есть? Возражений нет! Поэтому мы просто обязаны построить пионерский лагерь нашим детям именно у моря, рядом с Сочи. В связи с этим тебе задание: поезжай в командировку в славный город Сочи и договорись с сочинской администрацией о строительстве там пионерского лагеря для детей севера. Как это делается, надеюсь, тебе объяснять не надо?»
       И поехал мой папа в Сочи (поди «фигово?») И встретился с сочинской администрацией… И она (администрация) с радостью согласилась с тем фактом, что замерзающие дети севера должны отдыхать на юге. Только вот беда, детей у нас много, а «местов» на юге для лагерей нет. Понимаете? На севере мест для лагерей полно, а в Сочи нет. Правда, можно обсудить этот вопрос с главным архитектором города Сочи, может он что-то и подскажет.
       Главный архитектор города Сочи, видимо, что-то подсказывал моему папе, но, опять же, видимо, папа намёков не понял и уехал в Инту…
       Б.Н., выслушав отчёт о командировке, изумился: «Так ты что, без денег туда поехал?» Отец: «Почему без денег? Я кроме командировочных ещё и весь свой аванс взял! Да я этот аванс в ресторане оставил, когда поил этого архитектора!…»
 «Так ты только его поил, а взятку ему не дал?» - удивился Б.Н.
 «А я в жизни никому взяток не давал и сам взяток не брал!», ответил ему папа.
«О, это ты правильно говоришь, всегда и всем так говори. Правда, я-то тебе не верю. Хотя если ты действительно не берёшь, то ты, братец, дурак,
большущий дурак! Но это твоё собственное дело, а у нас дело ради детей севера.
 Поэтому, будь любезен, обложи данью всех начальников шахт, надо собрать тысяч четыреста. И поедем вместе в Сочи, я научу тебя, что и как надо дела делать»

       О том, как у начальников шахт, и как сами начальники шахт собирали наличные деньги – рассказ отдельный. Читателю достаточно поверить, что разные технологии сбора денег власть имущими давно отработаны и использовались во все времена. И тогда (думаю и теперь) сплошь и рядом. Может быть, чуть ниже, я расскажу о способах превращения безналичных денег - в личные…

       Так вот, папа и Б.Н. едут в Сочи с чемоданом денег, в котором без малого полмиллиона. Является наша парочка прямиком к главному архитектору города Сочи и заводит надоевший ему разговор о лагере для детей севера, и получают от него известный ответ, что лагеря лучше строить на севере, а не на юге. Тогда Б.Н ставит на стол чемодан, открывает его и продолжает убеждать архитектора в необходимости строительства лагеря прямо у моря в Сочи. При этом Б.Н. очень медленно, совсем не торопясь, выкладывает деньги пачку за пачкой на стол.
       Архитектор возмущённо хватается за телефон и кричит, что сейчас же позвонит в милицию. Б.Н. ласково соглашается: «Звони, звони… Только учти, что тебе надо вовремя сказать, когда тебе хватит, т.к. тут не все деньги для тебя, тут ещё и для милиции, и для городской администрации… Так что не жадничай, а то ведь я обижусь и закрою чемодан, и уйду, и тебе вообще ничего не достанется…» Конечно же, главный архитектор города Сочи взял деньги…
       
…Но история не кончилась. Вся штука в том, что архитектор не вынес привалившего ему счастья, и от этого самого счастья через неделю помер! И пришлось нашим героям снова ехать в Сочи, и давать взятку новому главному архитектору. Новый её (взятку) сразу же взял! И на радость детям севера был построен лагерь у синего моря.

       Ох, как хочется рассказать, как доставали деньги на постройку этого лагеря! Вот одна из самых простых схем: начальник шахты выписывает месячную премию всему личному составу шахты. Работники расписываются в получении, но получают только часть премии. Им (работникам) доходчиво объясняют, что деньги идут на благое дело. А если они недовольны, то премии им вообще не будет! (Причины найдутся)

 В Инте десяток шахт плюс другие предприятия… Именно такими методами, например, были построены спортзал и стадион в Инте. Ведь специальной статьи расхода на строительство этих объектов не было.
 Вы спросите, а разве люди не писали жалобы? Конечно, да!!! Писали и в Сыктывкар, и в Москву, даже главному прокурору писали! Эти жалобы возвращались из Москвы в местную прокуратуру: «Разобраться на месте!» … А чего разбираться, если на те же самые деньги встречали и заместителя министра угольной промышленности, и секретаря обкома. Московский вельможа ещё до Инты не доезжал, а к нему в вагон (ещё в Печоре) несли ящик с коньяком, сёмгу, куропаток и рябчиков… Высокому начальству устраивали царские приёмы, одаривали подарками. И ведь они брали, как ещё брали! Уже уезжая, заваленные весьма дорогими подарками, они не стеснялись попросить, чтобы им принесли в вагон ещё парочку ящиков свежих огурцов и помидоров из интинских парников. (И это зимой! Овощи выращивались, якобы для шахтёров… А на деле – в райком, обком…)
Присягаю: это не сплетни. Это информация из первых рук

       Может читатель решит, что я взял на себя роль общественного обвинителя? Ещё чего не хватало! Просто рассказал, откуда в те времена брали деньги на строительство южного лагеря для детей севера, и как приходилось действовать, чтобы это строительство разрешили.
 
       Ведь официально выделяемых средств хватило бы только на строительство типового барачного лагеря где-нибудь около Воркуты.,