Мое тело

Мария Пожилова
       МОЕ ТЕЛО

       -1-


Начну без вступления.
Мне пришлось пройти довольно долгий и сложный путь, чтобы наладить контакт с собственным телом, чтобы это понятие вообще появилось в моей жизни.
Мы говорили о том, что у некоторых людей размыты границы собственного тела, а я начало с того, что у меня вообще не было собственного тела. В школьном возрасте 13-14 лет, ловя случайно свое отражение в зеркале, я очень удивлялась, увидев там изображение. Я воспринимала себя как некое бестелесное существо, некий сгусток энергии, который испытывает чувства и ощущения, впитывает разнообразную информацию, выдает ее. Образ тела, как таковой, отсутствовал полностью. Я была «эльфоподобным» существом без пола и возраста. Хотя, с другой стороны, это давало ощущение отсутствия ограничений. Были и побочные эффекты – склонность к сауциду (это не был вызов обществу, просто желание исчезнуть, не существовать, не быть, почти как у Гамлета), я жила отдельно, некая физическая оболочка тоже жила отдельно, над ней можно было проводить разные эксперименты.
 
Первым толчком взглянуть на свое тело по-другому стала любовь (скорее влюбленность). Мне захотелось быть привлекательной, желанной. Я начала работать над своей внешностью, это дало определенный результат, чисто внешне. Отсутствие личностной целостности не могло не отразится на отношениях, которые так и не состоялись. Душевные переживания выливались в то, что я проводила разные трансформации собственного тела, это давало временное облегчение, ощущение уверенности в себе. В конечном итоге пришлось дойти до некой крайней точки потери себя. Поскольку не осталось ни желаний, ни стремлений, ни намерений, ни целей (собственно их и не было никогда, поскольку, все они были привнесены извне и потому быстро теряли всякий смысл).
С тех пор многое изменилось. Я нашла двери, которые помогли мне помириться со своим телом. Я начала с ним сотрудничать. У нас появилось сотворчество. Я имею в виду физические упражнения. Я выбрала для него щадящий режим – умеренное потребление пищи. И оно откликнулось на мои действия. Мы стали дружить.

Точка, к которой я двигаюсь (скажем, в глобальном смысле) – достижение гармонии (слаженная работа всех частей моего Я), развитие, познание и реализация.
Существует множество учений о теле, все они имеют место быть, так что перспектива познания и проверки всего на практике впереди. Собственно, тело теперь не ограничивает меня, а наоборот – дает новые возможности.

Чувствую ли я его границы? Трудно ответить на этот вопрос. Мне нравиться допускать людей достаточно близко к себе. Я не теряю при этом ощущение собственной целостности, наоборот – это наполняет меня новой энергией, мне нравиться отдавать свою. Это момент сотворчества с другим человеком. Но это появилось совсем недавно, вместе с уверенностью в себе, ощущением внутренней независимости (стремлюсь к этому). Мое тело заканчивается там, где оно заканчивается, я более комфортно чувствую себя на небольшом по объему пространстве. (Ну, фламенко действительно мой танец). Думаю, освоение более широкого пространства впереди. Мне необходимо утвердиться на малой территории, найти в этом гармонию и равновесие, тогда и можно будет двигаться дальше. По природе я путешественник, но без ощущения тела и заземления, смогу быть только бродягой.
Принимаю ли я свое тело? Мне нравится формулировка, которую применяют к детям с аутизмом – «принятие без смирения». В этом секрет развития. Ощущение гармонии, Нирваны, созерцания – это передышка. Развитие предполагает потерю комфорта, во всех смыслах этого слова. Все как в школе – я учусь, сдаю экзамен, и если его хорошо сдаю, получаю награду, ту самую гармонию. Самосовершенствование – одна из форм любви к собственному телу.

Еще один важный для меня аспект в обретении собственного тела – преодоление страха, связанного с тем, что тело может дать: желания, чувственные переживания, наслаждения. Это принять было довольно сложно. Я поняла, только не помню когда, что все они не плохие и не хорошие. Они просто есть. Трудно сказать, когда давать им волю, а когда сдерживать, темперамент ведь не выбирают, он дается нам от природы. Это социальный аспект сексуальности, и я его еще не изучила. Но все-таки, думаю мне нужно позволять своему телу выражать этот его аспект через прикосновения с близкими людьми.

       -2-
В принятии собственного тела для меня стало очень важным найти «образ собственного тела». Его, конечно, можно придумать, это один из вариантов. Но можно пойти и другим путем – «идти за собственным телом», через познание себя.
 
Отвечая на вопросы «кто я?», «какая я?», «что я хочу?», «что для меня важно?». Мне захотелось познать собственную природу следуя именно за телом, а не за сознанием. Мой путь был «от противного» -- кем я не являюсь. Нам (и мне в том числе) навязывали с детства стереотипы «какой должна быть девочка, какой должна быть женщина». И почему-то это всегда резонировало во мне, вызывало чувство протеста. Сейчас я поняла, что это не было подростковым упрямством, это было бунтом моей собственной природы. Женщин призывают украшать себя, чтобы подчеркнуть собственную красоту. И возможности для этого безграничны. Томный, статичный образ женщины-королевы никогда не привлекал меня. Мне всегда были интересны движения, борьба, нежности и игривость. Все как в природе. И это не мальчишество, просто Я – ДИТЯ ПРИРОДЫ. Осознав это сейчас, я обрела себя такой, какая есть. Мне это нравится, это моя точка опоры, это моя точка отсчета.

В моем сознании появилось триединство: мое тело – моя территория – моя жизнь. Мне очень хочется прожить именно собственную жизнь, а не ту, которую мне помогают придумать, диктуют извне. Я не отбрасываю сознание, которое может управлять телом, но мне хочется, что бы они позитивно сотрудничали, дополняли друг друга, помогали взаимному росту. Реальность всегда лучше, чем то, что я себе о ней придумываю.
Мое тело – это моя главная территория. Я хочу относится к нему доброжелательно, с любовью. Что касается территории вне моего тела, это, как было уже сказано – предмет дальнейшего исследования.

 Осознание понятия «моя территория» даст, и уже дает, мне возможность понять, что для других есть это понятие. Что бы можно было искать точки сотрудничества, соприкосновения. Ведь общий танец бывает двух видов – разрушительный и созидательный. Созидательный помогает разрушить границы и делает людей ближе, но для этого нужно искать свой собственный танец, постоянно. А разрушительный, – наоборот, возводит стены.
       

       


       -3-

Вообще с понятием «тело» (и «мое тело» в том числе) можно идти глубже и дальше. В разных религиях и учениях отношение к человеческому телу абсолютно разное. Но это только на первый взгляд. Эти взгляды на самом деле не исключают друг друга, а взаимодополняют. У язычников тело – часть живой природы, так оно и есть, на востоке – культ тела, оно центр вселенной, через него мы общаемся с Богом и сами есть Богами. Христианство делает акцент на духовную сферу в человеческой природе. Это путь развития человечества и каждого конкретного человека. И если пройти этот путь без потерь, то можно стать целостной личностью в полном смысле этого слова. Природа, тело и душа действительно станут единым целым.