Гори, свечечка моя

Александр Ратыня
1. Присловие певца к песне

Таинственный май. Поздний вечер. Пресветлая горница.
Это отец возжигает свечу, от нее затепляет лампады.
Пришло время сна. Все домашние угомонились – большая семья.
С ними серенький котик – мурлычет в ногах у прабабушки тихой, Аксиньи.

Отцу лишь не спится. Раскрыл окна в сад, -
час молитвы настал.
И опять
улыбаются яблони в белом цвету.
И сверкают жемчужины майского неба,

И младшему сыну никак не уснуть,
вот он просит отца что-то спеть
или светлое вновь рассказать
о святом.

- Да, пожалуй, спою, - отвечает отец.
И еще расскажу о судьбе древней песни одной.
Помнишь, как-то в глухую осеннюю полночь я пел.
Ты спросил, почему так грустна моя песнь,
если люди от песни лишь радости ждут.
Я дивился тогда и сказал, что лишь только в начале та песня грустит.
А потом – ничего, выправляется, ладно течет и привольно,
как чистый хрустальный ручей, вдаль бегущий к реке,
а затем вовсе радостной будет она и широкой,
как чудо - река, что приносит все воды свои
в дар безбрежным просторам морским,
и тогда зазвучит,
словно море, которое встретилось с небом,
как небо, летящее в Небо небес.
Но для этого нужно ей время.
То дни, то часы, то века, то мгновенья.

Поет:

«То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит, -
То мое, мое сердечко ноет,
Как осенний лист дрожит.

Извела меня кручина,
Подколодная змея.
- Ты гори, сияй моя лучина,
Догорю с тобой и я».
 
- Помню - помню, - вторит ему сын благодарно, -
ты пел про лучину, которая скоро горит.
Неужели вся так и сгорит, и вновь будет темно?
Неужели окончится песня, без света, во тьме?

- О, нет, нет, дорогой мой возлюбленный сын,
не сгорит та лучина напрасно,
поверь, не наступит кромешная тьма, -
от лучины затеплится ясна свеча
и всю ночь напролет будет светло гореть,
вот об этом и песня…
 
Жаль, мало, сынок, кто ее ныне знает:
одни позабыли, - совсем еще малыми были,
другим рассказали, что прежде таких не слыхали,
А я – спою тебе всю, что смогу.

И правда, гляди, словно жизнь, выправляется песня,
горит всю-то ночь ясна свечка,
при ней легко доброе думать,
молчать или тихо молиться, -
та ясна свеча, как златая тропа
до рассвета, до щедрого солнца.

Об этом и песня. Послушай, а коли сумеешь, возрадуйся сердцем.
Узнаешь, быть может, когда снова Солнце взойдет и что дальше-то будет,
куда эта песня ведет, за какие просторы зовет.
Слушай, радость моя, - пусть кручинушка спит,
пока свечечка светлая ясно горит.


2. Песня

 – Спи, кручинушка, спи,
А, коли что не так,
То меня ты позови,
Пой, лучинушка, пой,
О том, что все равно
Будем вместе мы с тобой,
– Спи, кручинушка, спи.

А я немного помолчу, -
Свою светлу свечку
Сегодня засвечу –
Гори, свечечка моя,
Может быть, с тобой
Возгорюсь ныне и я,
– Гори, свечечка моя.

– Гори, свечечка, гори,
От черной темноты,
Да до самой до зари,
Гори, свечечка моя,
И к тебе придут
Любы-верные друзья.
– Гори, свечечка моя.

Гори, свечека, сияй,
Да, гляди, себя
Ни на миг не забывай.
Сияй, свечечка моя,
И к тебе придет
Превеликая семья.
– Гори, свечечка моя.

Тихо помолятся, придут
Да и меж собой
Мирны речи заведут,
И пока будешь ты сиять
Станут красоту
Божью люди примечать.
– Гори, свечечка моя.

Станут праведно жить,
Пока будешь ясно
Ты, свечечка, светить.
Вот потому и сияй,
Да, гляди, себя
Не на миг не забывай.
– Гори, свечечка, моя.

Гори, свечечка, гори,
Уж совсем недолго
Осталось до зари,
Сияй, свечечка моя,
Может быть, с тобой,
Послужу Богу и я.
– Гори, свечечка, моя.

Сияй, свечечка, свети,
О приходе Солнца
Людей предупреди,
Скажи, что время, как песок,
И дай ты мне поспать
За сто лет всего часок.
– Гори, свечечка моя.

* * *

Сияй, свечечка, свети,
О приходе Солнца
Людей предупреди,
Скажи, что время, как песок,
И дай ты мне поспать
За сто лет всего часок.
– Гори, свечечка,
сияй,
светлая моя!


3. Послесловие певца

… Так, за песней, за думой, за тихой беседой всю ночь провели – не сомкнуть было глаз – дивна радость. К рассвету, присев за столом, чуть отец задремал. Прежде не было помощи – вот и не спал. А теперь час настал. Сын поднялся с кровати, заботливо – нежно укутал широкие плечи отца шерстяным старым пледом. Пришел тихо-тихо к окну, молча встал на молитву. И в горницу хлынуло Солнце. Все в доме проснулись, и тотчас узнали: они никогда не расстанутся больше друг с другом. Во веки веков. Никогда – никогда – никогда не расстанутся все – те, кто любит. Свершилось!

2000-2008