Прибежище благих... Из книги Исповедь интеллигента

Тина Гай
Он по ошибке сел в маршрутку и выходя через остановку, попросил не брать с него денег. Водитель был настолько удивлен, что не мог удержаться от восхищения: «Какой интеллигентный мужчина, надо же! Такие сегодня – большая редкость!» Через 20 лет революции интеллигентность и вежливость, которые тихо уступили место воинствующей серости и агрессии, стали чудом. И когда случайно всплывают и становятся видимы, окружающие искренне удивляются их существованию. Вымирающие динозавры...

Он сидел за компьютером, медленно и тихо набивая страничку, никому не мешая, ничего вокруг не замечая, сосредоточенно погруженный в свои мысли и текст. Ему было привычно работать за письменным столом, обсуждать с собой варианты лекций и предположений, строить новые гипотезы. Он был один, хотя в классе сидело человек пятнадцать. Уютно, привычно, комфортно. Здесь был его дом, он был под защитой, он нашел то, что потерял пятнадцать лет назад: работу, детей, покой, необходимость и потребность отдавать себя. Парадокс, о котором говорят как о феномене, ждущем объяснения, в том, что церковь и вера начали возрождаться с крупных городов, с интеллигенции. Деревня до сих пор спит и еще не скоро вернется в храмы. Но парадокса нет, если понять, что распад советской империи, а вместе с ней и интеллигенции, связан не только с ним, но и с процессом поиска и формирования ниш для ее выживания. Таких ниш в новой реальности очень мало, пока - мало. Одна из самых комфортных – церковно-религиозная. После революции 1917 года многие из старых интеллигентов стали если не священнослужителями, как Георгий Флоровский и Сергий Булгаков, то религиозными философами, как Лев Шестов, Николай Бердяев, Владимир Лосский и другие. После революции девяностых годов, в которой уже советская интеллигенция утратила основу существования, снова ее прибежищем стали церковь и вера.

Александр Сергеевич - типичный интеллигент, который в 90-е годы уехал из Дагестана, потому что потерял все. Бывший директор школы, вдумчивый историк с исследовательской жилкой и самостоятельным мышлением, заблуждающийся, но искренний в поисках ответов на вопрос, что же произошло с Россией, оказался на улице. Мифотворчество российской истории – стало его опорой и смыслом существования. Ничего в мире нет случайного, все, что происходило в России и с Россией – Божье провидение. Изголодавшись по работе, он полностью посвятил себя храму: псаломщик, певчий, преподаватель воскресной школы, ведущий семинаров церковно-славянского языка, истории России, церковного пения, кинолектория, издатель церковного листка. А еще детские праздники, сценарии, постановки... Он нагружается и нагружается, компенсируя время простоя, и постепенно восстанавливаясь. Домой удается выбраться не чаще, чем раз в неделю: живет - в 60 км от храма. Там его жена, дети, внуки. Он все принимает с благодарностью, потому что живет и работает, как просит душа, как велит совесть, как хочет прожить остаток своей жизни. Он нашел – Прибежище благих и жизни Подателя…