Зомбикоманда

Станислав Шуляк
Радиопьеса из цикла «Звуки и голоса»

С л о н
Ч а п а

Стоит человек, некоторые из знакомых которого называют его С л о н. Он иногда глухо кашляет, нетерпеливо переминается с ноги на ногу. Слышны приближающиеся шаги, и одновременно с шагами – шелест шин проезжающего автомобиля, и вдруг автомобиль издает короткий звуковой сигнал и тут же проносится мимо. Приближающиеся шаги не слышны более, но слышно дыхание стоящего рядом прохожего. Это - Ч а п а.

Ч а п а. Э!..
С л о н. Ну?
Ч а п а. Не меня ждешь?
С л о н. Никого не жду.
Ч а п а. Давно стоишь?
С л о н. Мое дело.
Ч а п а. Ты кто?
С л о н. Слон.
Ч а п а. Во.
С л о н. Чего?
Ч а п а. А говоришь, не меня.
С л о н. А ты кто?
Ч а п а. Чапа.
С л о н. Чапа – собачья кличка.
Ч а п а. А Слон – слоновья.
С л о н. Дерьмо.
Ч а п а. Сказали: пойдешь по улице.
С л о н. Ну.
Ч а п а. Встретишь, сказали.
С л о н. Затарахтел. Затарахтел.
Ч а п а. Как узнаю? – говорю. Узнаешь, говорят.
С л о н. А как?
Ч а п а. Сигнал будет.
С л о н. Какой сигнал?
Ч а п а. Сигналы разные бывают.
С л о н. Пошел бы ты со своими сигналами!..
Ч а п а. Пойдешь ты.
С л о н. Куда?
Ч а п а. Со мной.
С л о н. Еще что скажешь?
Ч а п а. Тебе тоже сигнал будет.
С л о н. Какой?
Ч а п а. Тебе лучше знать – какой.
С л о н. Плевал я на все сигналы.
Ч а п а. Доплюешься.
С л о н. И что?
Ч а п а. Могут дать сигнал, и ты сдохнешь.
С л о н. Как это?
Ч а п а. А так. Сигналы разные есть.
С л о н. Таких нет.
Ч а п а. Много ты знаешь.
С л о н. Сам много знаешь.
Ч а п а. Знаю.
С л о н. Откуда?
Ч а п а. Знание у меня.
С л о н. У тебя? Кто тебе его доверит?
Ч а п а. Доверят.
С л о н. Дураки они, что ли?
Ч а п а. Не дураки. Мне тоже сигнал может быть.
С л о н. И что?
Ч а п а. И все. И нет меня.
С л о н. А кто они?
Ч а п а. А ты что, не помнишь?
С л о н. Нет. А ты?
Ч а п а. Я тоже.
С л о н. А откуда ж мы знаем?..
Ч а п а. Не важно. Знаем.
С л о н. И что теперь?
Ч а п а. Не знаю. Надо идти.
С л о н. Куда?
Ч а п а. Сказано: не знаю. Просто идти.
С л о н. А если не туда?
Ч а п а. Поправят.
С л о н. Как?
Ч а п а. Им лучше знать – как.
С л о н. Кому?
Ч а п а. Хватит уже.
С л о н. Уже и спросить нельзя.
Ч а п а. Нельзя.
С л о н. Ты что, главный?
Ч а п а. Для тебя.
С л о н. А вообще?
Ч а п а. Вообще… считай, что меня нет.
С л о н. Предположим, я с тобой пошёл…
Ч а п а. Без всяких «предположим».
С л о н. Во как.
Ч а п а. Да, так.
С л о н, Ну и?
Ч а п а. Ничего. Пошли.
С л о н. Куда?
Ч а п а. Туда. (Неуверенно.) Нет. Хотя пошли. Если что – поправят.
С л о н. Как?
Ч а п а. Опять по новой.
С л о н. Ты же сам не знаешь.
Ч а п а. Ну и не знаю. Тебе-то что?
С л о н. Идти-то мне.
Ч а п а. Вот и иди.
С л о н. Подумаешь!..
Ч а п а. Поменьше думай. (Идут. Пауза.)
С л о н. Видел, как вчера наши сыграли?
Ч а п а. С кем?
С л о н. Ну, с этими… С финиками… нет, с бошами… не помню.
Ч а п а. Может, с макаронниками?
С л о н. Так смотрел, что ли?
Ч а п а. Я не смог смотреть. Меня вчера еще не было.
С л о н. Ну и дела.
Ч а п а. Выиграли?
С л о н. Продули.
Ч а п а. Хорошо.
С л о н. Что «хорошо»?
Ч а п а. Люблю, когда нашим накладывают.
С л о н. Суки. Играть не могут, а суются.
Ч а п а. Точно.
С л о н. Чемпионат называется…
Ч а п а. Вот идем мы.
С л о н. Ну, идем.
Ч а п а. Идем.
С л о н. И что?
Ч а п а. Все нас боятся.
С л о н. Да. Мы ребята-молодцы. Мы одна команда.

Снова слышен шелест шин проезжающего автомобиля, автомобиль издает два коротких звуковых сигала и проезжает дальше.

Ч а п а. Стой!
С л о н. Что?
Ч а п а. Знаю.
С л о н. Что знаешь?
Ч а п а. Вспомнил. Сейчас сворачиваем. В переулок.
С л о н. В какой?
Ч а п а. Здесь должен быть переулок.
С л о н. Там вот какой-то.
Ч а п а. Пошли.
С л о н. А название какое?
Ч а п а. Такое вот… Сейчас вспомню.
С л о н. Ну?
Ч а п а. Не нукай! Не запряг.
С л о н. Название-то?
Ч а п а. Сейчас посмотрим, и сразу вспомню.
С л о н. Где посмотрим?
Ч а п а. Вот на стене.
С л о н. Где на стене?
Ч а п а. Вот, табличка. Что написано?
С л о н. Темно. Не вижу.
Ч а п а. Я посвечу. А ты читай. (Чиркает спичкой.)
С л о н. Повыше. Не вижу.
Ч а п а. Повыше ему.
С л о н. Не вижу. Черт, погасла.
Ч а п а. Все. Вспомнил.
С л о н. Что вспомнил?
Ч а п а. Название. Чертов переулок.
С л о н. Да, кажется, так и написано. Чертов переулок.
Ч а п а. Значит, правильно.
С л о н. Да. Чертов переулок. Нет, Малый Чертов.
Ч а п а. Точно. Малый Чертов переулок.
С л о н. Так и есть.
Ч а п а. Пошли.
С л о н. Ага. (Идут.)
Ч а п а. Дальше я знаю. (Небольшая пауза. Шаги.)
С л о н. Слушай.
Ч а п а. Ну?
С л о н. Я думаю… Может, мы завербованы?
Ч а п а. Кем?
С л о н. Ну, космосом.
Ч а п а. Идиот. Так не бывает.
С л о н. Бывает. Я слышал.
Ч а п а. Он слышал.
С л о н. Да, слышал.
Ч а п а. Что, прямо космосом?
С л о н. Ну… или смертью.
Ч а п а. Космосом или смертью.
С л о н. Да, так.
Ч а п а. Идиот.
С л о н. Не идиот. Тебя вчера не было. А я был. Я и позавчера был. И неделю назад был.
Ч а п а. А месяц?
С л о н. Не знаю.
Ч а п а. Не помнишь?
С л о н. Да.
Ч а п а. Придурок.
С л о н. Не придурок. Просто так надо.
Ч а п а. Кому надо?
С л о н. Им.
Ч а п а. Кому им?
С л о н. Ну тем, которые сигналы…
Ч а п а. А может, их нет вообще?
С л о н. Сигналов?
Ч а п а. Нет. Их.
С л о н. Ну ты даешь.
Ч а п а. Ладно, помолчи.
С л о н. Молчу. И что?
Ч а п а. Ничего. Идти надо.
С л о н. Мы и так идем.
Ч а п а. Вот и идем.
С л о н. А я что говорю?
Ч а п а. Хватит.
С л о н. Куда теперь?
Ч а п а. Сюда. Во двор.
С л о н. Во двор, так во двор.
Ч а п а. Что ты имеешь против двора?
С л о н. Да мне все равно.
Ч а п а. Это-то нас и губит.
С л о н. Что?
Ч а п а. То, что всем все равно.
С л о н (оступается и вскрикивает). А-а!..
Ч а п а. Тихо ты!
С л о н. Я подвернул ногу.
Ч а п а. Как это ты умудрился?
С л о н. Ничего себе – «как умудрился»!.. Такая канава.
Ч а п а. Ну и что? Тут одна канава на всех.
С л о н. Да пошел ты!
Ч а п а. Терпи!
С л о н. Легко тебе советовать.
Ч а п а. Я не советую. Я приказываю.
С л о н. Командир какой.
Ч а п а. Иди сюда.
С л о н. Ну. Подошел.
Ч а п а. Видишь эту лестницу?
С л о н. Пожарная лестница.
Ч а п а. Лезь.
С л о н. Высоко. Мне не дотянуться.
Ч а п а. Залезешь на карниз – я подсажу – и достанешь.
С л о н. Только ты крепко держи.
Ч а п а. Можешь не сомневаться.
С л о н. Ну, давай. (Кряхтит. Лезет. Дышит тяжело.) Ноге больно.
Ч а п а. Кряхтишь, как старый дед.
С л о н. Еще немного. Крепче. Ну!.. Готово.
Ч а п а. Теперь давай руку.
С л о н. Надо было сразу лезть вдвоем.
Ч а п а. Ниже. Еще ниже. Давай.
С л о н. Держись.
Ч а п а. Тяни на себя.
С л о н. Я и так тяну.
Ч а п а. Какой-то ты полудохлый.
С л о н. Я сейчас отпущу.
Ч а п а. Я тебе отпущу. Уф!.. Готово. Теперь лезь.
С л о н. Зачем нам вообще эта лестница?
Ч а п а. Черт!..
С л о н. Что?
Ч а п а. Ты мне ботинок на голову поставил.
С л о н. Ах, какие мы нежные.
Ч а п а. Давай лезь.
С л о н. Лезу, лезу.
Ч а п а. Тебя никогда не учили передвигать конечностями?
С л о н. Смотри, баба.
Ч а п а. Где?
С л о н. Вон, в окне.
Ч а п а. Точно, баба.
С л о н. Ну, я ж и говорю: баба. Я сразу заметил.
Ч а п а. Не ори ты. Услышит.
С л о н. На нас смотрит.
Ч а п а. Темно. Она не видит.
С л о н. Прямо на нас смотрит.
Ч а п а. Не двигайся!
С л о н. Зачем она смотрит? Зачем смотрит?
Ч а п а. Что, ей глаза прикажешь закрыть?
С л о н. Вдруг она нас видит?
Ч а п а. Далеко.
С л о н. А я ее вижу как на ладони.
Ч а п а. Ну уж и на ладони.
С л о н. Так бы, кажется, рукой дотянулся.
Ч а п а. Ты что? Ты что? Вниз загреметь захотел?
С л о н. Пусть она отвернется.
Ч а п а. Дурачок, она не видит.
С л о н. Бывают же на свете такие женщины.
Ч а п а. Хватит уже. Лезь дальше.
С л о н. Мы вот здесь лезем. Темно. А она там в комнате. И там светло.
Ч а п а. На кухне.
С л о н. Пусть на кухне.
Ч а п а. Большая разница.
С л о н. Никакой разницы.
Ч а п а. Лезь, говорю.
С л о н. Вверх?
Ч а п а. У нас есть выбор?
С л о н. И что там наверху?
Ч а п а. Ты не знаешь, что наверху?
С л о н. Крыша?
Ч а п а. Как ты догадлив.
С л о н. Зачем нам крыша?
Ч а п а. Еще одно слово, и я скину тебя вниз.
С л о н. Скинешь?
Ч а п а. Ну, просто ударю.
С л о н. Ударишь – это не страшно.
Ч а п а. Хватит болтать. Еще несколько ступеней – и мы на крыше.
С л о н. Ты знаешь что-нибудь, кроме своей крыши?
Ч а п а. Я от тебя устал!..
С л о н. Ну все.
Ч а п а. Залезли.
С л о н. Надо передохнуть.
Ч а п а. Нет, давай перейдем к другому краю и посмотрим вниз.
С л о н. Что мы там не видели?
Ч а п а. Вот и посмотрим. (Шагают по металлической кровле.)
С л о н. Тихо ты!
Ч а п а. Ты сам тихо!..
С л о н. Услышит кто.
Ч а п а. Тем хуже для него.
С л о н. Смотри. Что там внизу?
Ч а п а. Улица.
С л о н. По которой мы пришли?
Ч а п а. Нет, она там.
С л о н. И что, мы так и будем стоять и смотреть?
Ч а п а. Нет. не знаю.
С л о н. Опять не знаешь? Командир, называется.
Ч а п а. А ты задавай поменьше вопросов.
С л о н. Надоело все.
Ч а п а. Это никому не интересно.
С л о н. Слышишь?
Ч а п а. Ну?
С л о н. Мне сегодня приснилось, что я оборотень.
Ч а п а. Хватит уже.
С л о н. Нет, представляешь, я иду по улице, а у меня внутри другой?
Ч а п а. Идиот. Зачем ты это рассказываешь?
С л о н. А мне так кричат: «Слон! Слон!» Или, может, меня просто толкнули. Я упал, у меня кожа порвалась, такая толстая кожа, и из меня другой лезет. Я лежу, люди мимо идут, а из меня флажок вывалился.
Ч а п а. Ну ты Слон! Ну Слон!
С л о н. Ветер дует и флажок треплет. И я лежу. А флажок синий такой.
Ч а п а. Заткнись! Я говорю – заткнись!
С л о н. А потом я обернулся, вывернулся, и стал другим.
Ч а п а. Каким другим?
С л о н. Теперь я Слон.
Ч а п а. Просто ты чересчур себя жалеешь.
С л о н. Просто я Слон. Слоном и подохну.
Ч а п а. У тебя оружие есть какое-нибудь?
С л о н. Только нож.
Ч а п а. Покажи.
С л о н. Вот.
Ч а п а. Пойдет.
С л о н. А что?
Ч а п а. Ничего.
С л о н. А у тебя?
Ч а п а. Тоже нож.
С л о н. А зачем нам ножи?
Ч а п а. С ножом лучше, чем без ножа.
С л о н. С ножом как-то уверенней.
Ч а п а. Пистолет лучше, зато нож – абсолютно бесшумно.
С л о н. Иногда это важно.
Ч а п а. Да.
С л о н. Смотри. Машина.
Ч а п а. Подъезжает.
С л о н. Остановилась.
Ч а п а. Стоит.
С л о н. А если это за нами?
Ч а п а. Никто ж не выходит.
С л о н. А зачем тогда стоит?
Ч а п а. Мало ли зачем. Может, кто-то закуривает.
С л о н. Или целуются.
Ч а п а. Или мотор заглох.
С л о н. Нет, мотор не глушат.
Ч а п а. Да, просто стоит.
С л о н. Чертова машина.
Ч а п а. Тебе-то она чем мешает?
С л о н. А зачем она стоит просто так?
Ч а п а. Стоит и стоит.
С л о н. Все равно: машина ехать должна.
Ч а п а. Никому она ничего не должна.
С л о н. А зачем она тогда – машина?
Ч а п а. Идиот.

Машина сигналит три раза коротко и стремительно отъезжает.

С л о н. Сигналит.
Ч а п а. Нет.
С л о н. Что – нет?
Ч а п а. Сигнал.
С л о н. Какой?
Ч а п а. Идти. (Голос его становится полным металла и холода.)
С л о н (с досадой). Опять. (Идут.)
Ч а п а. Сюда.
С л о н. В это окно?
Ч а п а. Лезь.
С л о н. Я-то полезу. А если чердак заперт?
Ч а п а. Заткнись. (Кряхтят. Лезут через слуховое окно.)
С л о н. Темно.
Ч а п а. Очень тонкое наблюдение.
С л о н. Правда, темно.
Ч а п а. Мне тоже темно. (Глухой удар.)
С л о н (стонет). А-а!..
Ч а п а. Опять?
С л о н. Ударился.
Ч а п а. Смотреть надо было.
С л о н. Да пошёл ты!
Ч а п а. Рот закрой.
С л о н. Ты ничего другого не знаешь. Только «заткнись!», да «рот закрой!».
Ч а п а. Сюда давай.
С л о н. Куда?
Ч а п а. Сюда.
С л о н. Ты где? Я тебя не вижу.
Ч а п а. Иди на мой голос.
С л о н. Иду. (Неуверенно.) Это ты?
Ч а п а. Нет. Мое отражение.
С л о н. Нет, правда, это ты? Мне страшно.
Ч а п а. Слизняк.
С л о н. Не смейся. Я боюсь темноты.
Ч а п а. Дурак.
С л о н. Что?
Ч а п а. Пусть она тебя боится.
С л о н. Темнота?
Ч а п а. Я что-то чувствую.
С л о н. Что чувствуешь?
Ч а п а. Тверлое.
С л о н. Стена?
Ч а п а. Нет. дверь.
С л о н. А вдруг это труп? Представляешь так: вдруг свет зажигается, а ты держишься рукой за труп.
Ч а п а. Труп не может стоять.
С л о н. А если его поставили?
Ч а п а. Говорю: дверь.
С л о н. Открой.
Ч а п а. А вдруг она… (Дверь вдруг скрипит и отворяется.) Вот, черт. Открыта.
С л о н. Что бы это значило?
Ч а п а. Что?
С л о н. Почему двери открыты? Почему машины ездят?
Ч а п а. Почему ветер дует?
С л о н. Не смешно.
Ч а п а. Ну и не смейся.
С л о н. Нет, правда. Почему мы здесь? Почему дверь открыта?
Ч а п а. Так надо.
С л о н. Кому надо?
Ч а п а. Им.
С л о н. Кому – им? А нам?
Ч а п а. Нам? Нам тоже.
С л о н. Тебе.
Ч а п а. Мне. И тебе тоже.
С л о н. Не знаю.

Внезапно что-то гремит поблизости, но лишь через несколько мгновений становится понятно, что это гремит подъемный механизм в расположенной поблизости шахте лифта.

Ч а п а. Лифт.
С л о н. Я так испугался, я думал: за нами.
Ч а п а (возбужденно). Лифт. Лифт. Лифт.
С л о н. Вниз поехал.
Ч а п а. Опаздываем.
С л о н. Куда?
Ч а п а. Скорее!..
С л о н. Куда ты меня тащишь?
Ч а п а. Бежим! (Бегом спускаются по лестнице.) Стой!
С л о н. Ну. (Стоят. Тяжело дышат.)
Ч а п а. Нож.
С л о н. Сам знаю.
Ч а п а. Остановился.
С л о н. Сейчас обратно поедет.
Ч а п а. Как только дверь откроется…
С л о н. Знаю.
Ч а п а. Там враг.
С л о н. Заткнись.
Ч а п а. Вверх едет.
С л о н. Тихо. Нет нас.
Ч а п а (подъезжает).

Лифт останавливается рядом, двери раскрываются с характерным звуком, и в то же самое мгновение С л о н с громкими выдохами наносит кому-то несколько ударов ножом. Короткие стоны жертвы, хрипение. Человек затихает.

С л о н. Готово.
Ч а п а. Бежим! (Топот сбегающих по лестнице людей. Наконец, они останавливаются внизу.)
С л о н. Ты видел? Ты видел? Я сделал это. Дверь открылась… И тут я р-раз! Раз! Раз!..
Ч а п а. Это был враг.
С л о н. Враг!.. И я его раз!.. Раз!.. И он так корчится!.. Руками взмахнул. Он уже стал валиться, а я его придержал и еще раз в самые кишки всадил.
Ч а п а. А ты харю его видел?
С л о н. Ну да, на профессора похож. А я его… Ты видел, как я его?..
Ч а п а. Может, он политик какой-нибудь.
С л о н. Он хотел обратно в лифт заскочить. Но от Слона разве убежишь?
Ч а п а. Мне даже кажется, что я его где-то… Может, по ящику показывали.
С л о н. Пусть не думают, что Слон слюнтяй.
Ч а п а. Ты, дружище, сделал одну ошибку.
С л о н. Нет, ты видел? Здорово я его, да?
Ч а п а. Ты оставил нож.
С л о н. Так – раз!..
Ч а п а. А там твои отпечатки.
С л о н. Я думал, труднее будет. А он как в масло вошел.
Ч а п а. И поэтому…
С л о н. Ты что? Что?..

Ч а п а с резкими и отрывистыми выдохами бьет С л о н а ножом. Тот стонет и валится на пол. Затихает.

Ч а п а. Вот и все. Зачем ты оставил нож? Не надо было оставлять… И поэтому… Ну да… теперь никого не найдут. Тот в лифте лежит. Ты здесь. Ты боялся темноты и будешь лежать в темноте. Вот и все. Мы сделали это. Теперь все. Хорошо. А я пошел. (Открывает входную дверь. Выходит.) Дождь. Это хорошо. Он следы смывает. Я пойду. На автобус сяду. И поминая меня как звали. Бедный Слоненок. Тебе просто не повезло. Я тоже мог быть на твоем месте. И ты бы меня зарезал.

Звуки приближающейся машины.

А-а, машина!.. Наконец-то. Я так и знал. Я тебя ждал. Ну, давай, подъезжай ближе. Я тебя не боюсь.

Машина останавливается.

Ну что ж ты остановилась? Подъезжай ближе. Чапа тебя не боится. Чапа никого не боится. У Чапы есть нож. Или ты сама боишься? Чапу все боятся. Ну, давай. Дверь открыла? Давай! Давай свой сигнал! Давай! А видишь этот нож? Давай свой сигнал! Давай! Давай! Давай!.. Сигнал!.. Давай!..

Ч а п а стонет, падает, хрипит.

Попа-ла… Ма-ши… (Умирает.)

Машина стремительно проносится мимо. Завывает ветер, моросит дождь.

К о н е ц