Мама - это праздник

Максим Гулин
       Маме Ане – самой лучшей маме на свете - посвящается

       1. Самая лучшая мама на свете

       Если бы вы знали, как люблю я мою маму. Она – самая лучшая мама на свете. Мама – это праздник. Не понимаю, как она узнала, что я уже не сплю. Да и как можно спать, когда столько интересного на свете происходит.
       - Вставай, Солнечный зайчик. Умывайся и подойди ко мне.
       - Я проснулся мама. Сейчас, бегу.
       Умываюсь и одновременно смотрю в кухонное окно, выходящий в яблоневый сад. Возле ближней яблоньки высокий шест, на конце которого скворечник. Через приоткрытую форточку слышно пение иссиня черного скворца, так смешно хлопающего себя по бокам при пении.
       - Где же ты? – слышу голос мамы.
       - Мама, я смотрю, как поет скворец. Он так интересно себя хлопает по бокам при пении, будто сам себя хвалит и приговаривает «Хорошо поешь!»
       - Это ты правильно сынок заметил. Кто же лучше споёт весеннюю песню, кроме скворца? Давай сынок будем примерять тебе обновки, пока твой младший брат не проснулся.
       - Он крепко спит. Сейчас его не разбудить, пока он не выспится, хоть стреляй из пушки, как ты говоришь.
       Я примеряю свои обновки. Сшиты они мне на вырост.
       - Ну, как сынок? Тебе нравится?
       - Очень. Ты самая лучшая мама на свете. Я тебя так люблю, так люблю.
       - Я тебя тоже очень-очень люблю…
       - Ой, и кармашки есть. Много кармашков, как хорошо. Мама, можно мне к соседям сбегать? Хочу показаться апа* в обновке.
       - Возьми с собою карамелек, в карманы себе положи, угостишь соседей. Только ботиночки побереги. Как они у тебя быстро теряют вид. Обязательно куда-нибудь полезешь. Ты уже ведь большой. Только недолго ходи, скоро фотограф придёт.
       - Хорошо мама, я быстро.
       Слышу голос мамы, как она будит младшего брата. Валера капризничает. Не понимаю брата. Как можно столько спать и лежать. То ли дело я. Мама говорит, что я неугомонный, как солнечный зайчик неуловимый. Я же помню, когда был маленьким как брат, то мама меня привязывала длинной бечёвкой меня к столу, чтобы опять куда-нибудь не залез и не сотворил: то будильник разберу и начинаю собирать, а там остаются лишние детали, не лезут обратно. Я же запоминал, как обратно их поставить. Не понимаю, почему столько деталей лишних. То начинаю смотреть, как устроено пламя керогаза на кухне, чуть не устроил пожар. Брат у меня спокойный. Правда, он такой плаксивый, капризный. Не понимаю…
       - Мама, я побежал к соседям.
       На веранде протягиваю левую руку во двор. Окон на веранде у нас нет. Вначале окна на веранде стеклили. Наша Собака не терпит чужих людей, особенно пьяных. Если появляется кто-то чужой, то он прыгает в окно, чтобы преградить дорогу чужаку. «Разве окон на нашу Собаку напасёшься?» - говорит мама. А так моя Собака умная и добрая. Всегда слушается меня.
       Вот и сейчас моя Собака вытянулась во весь рост, встав на задние лапы, чтобы просунуть в оконную раму веранды свою улыбчивую мордашечку ко мне. Я так и знал: ему надо обязательно лизнуть меня. Ждёт, чтобы погладил его. Отдаю ему свою конфетку:
       - Собака, веди себя хорошо. Я скоро, только к соседям сбегаю…
       По мостику перехожу канавку. Ещё вчера вечером после первого весеннего дождя в канавке бежал большой ручеёк и мы с соседями пускали в плаванье корабли, а сегодня ручеёк едва сочится. Немного ночью подморозило и ручеёк покрылся льдом. Не знаю, как это получилось, я уже спустился и иду по льду. Он хрупкий, крошится под ногами…

       2. Дели по-братски

       Апа живёт недалеко, через дорогу, наискосок от нашего дома. Поднимаюсь на крыльцо, прохожу сквозь полутёмные сени, уставленные грудой самой разнообразной обуви – огромных размеров и совсем маленьких.
       - Апа, я пришёл.
       Апа кормит грудью новорождённого малыша. Я спрашиваю:
       - Кто же, мальчик или девочка?
       - Опять солдат народился. Послал бы мне Аллах девочку, помощницу.
       - А ему конфету можно?
       - Ещё рано. Мал ещё.
       - Тогда это тебе апа. Посмотри на меня, что мне мама сшила.
       - Вай-вай, малай. То-то я гляжу, весь ты такой нарядный. Какой же ты красавчик. Якши, биг якши**, - приговаривает апа. – Мама тебя любит. Повезло тебе. Ты – счастливчик, так похож на свою маму.
       Тут налетает на меня вся большая семья соседей. Я вовремя вспоминаю про гостинцы в кармане:
       - Погодите, вы меня сейчас затискаете. Я же гостинцы вам принёс. Вот Али, он старший, на всех разделит.
       Али смотрит на меня и посмеивается:
       - А как делить? По справедливости?
       Я вспоминаю, что говорила в таких случаях мама и говорю:
       - Дели по-братски.
       - Это как?
       - Чтобы всем досталось поровну. Если кому не достанется, тому достается твоя доля либо отдаешь больший кусок.
       - Ишь ты, какой хитрый. Тут поневоле не ошибешься. Так давайте сосчитаемся.
       У соседей детей много. Кажется, десять с новорождённым. Начинается шум, возня.
       Только апа сидит невозмутимо среди этого вселенского бедлама:
       - Что же ты не проходишь? Проходи, поиграй с детьми.
       - Я побегу домой апа. Моя Собака лает, наверное, фотограф. Мама говорила, что фотограф должен прийти. Потом ещё раз к вам приду…
       И я бегу домой… Но вначале надо ещё раз пробежаться по канавке с другой стороны улицы, послушать, как хрустит хрупкий лёдок под ногами.

       3. Дядя, у тебя мама есть?

       Вбегаю на крылечко, прохожу по веранде. Я так и знал. Надо вновь подойти к симпатичной мордашечке Собаки, дать полизать меня, потом погладить его. Вбежал я в дом вовремя. Фотограф уже устанавливает свою треногу в зале.
       - Наконец-то, - говорит мне мама. – Я уж думала, что мне самой придется идти к соседям за тобой.
       - Я же большой уже, мама. Услышал лай нашей Собаки и прибежал.
       Мама оглядывает меня:
       - Большой-то ты большой, но что ты успел сотворить с ботинками?
       - Прости меня, мама. Ты знаешь, я даже не понимаю, как это получилось. Увидел лёд в канавке, как я там оказался? Ноги мои сами туда привели. Я же не хотел этого. Я же понимаю, что ты опять расстроишься, а ноги туда сами ведут. Как это получается, я не знаю, - говорю с таким расстроенным голосом, что мама не выдерживает и говорит мне:
       - Что же с тобой поделаешь? У тебя всё горит. Думал, что фотограф придёт и вы с братом на фотографии будет во всем новеньком. У тебя же всё новое только первые полчаса. Становись на стул рядом с братом.
       Наконец-то фотограф закончил установку своего фотоаппарата с треногой, скрылся за своим покрывалом, машет левой рукой перед объективом и говорит нам:
       - Смотрите сюда, сейчас птичка вылетит.
       Я вглядываюсь, чтобы уловить момент, когда вылетит птичка. В прошлый раз я не успел уследить, что-то холодное вспыхнуло и исчезло. Птички я не успел разглядеть. Вот и сейчас щёлкнуло, холодная вспышка… Глазами я не моргал, чтобы не упустить птичку. Точно, птички нет. Дядя просто обманщик:
       - Дядя, у тебя мама есть?
       - Есть, - недоумённо отвечает фотограф.
       - Разве мама тебе не говорила, что обманывать не хорошо?
       - Говорила…
       - Что же ты дядя такой обманщик? Ты, наверное, и дома маму обманываешь. Это же нехорошо. Правда, мама? Не было же никакой птички, дядя. Я даже глазом не моргнул, чтобы разглядеть птичку. Была холодная вспышка. Эх, ты, дядя-а-а… Обманщик. Взрослый, а обманываешь. Нехорошо.
       Фотограф пытается сгладить ситуацию:
       - Почему же холодная вспышка? Такая же, как у молнии вовремя грозы.
       - Скажешь тоже, дядя. Молния – она горячая, от неё может загореться дерево либо человека поразить на смерть.
       - И что же такое молния?
       - Молния? Это на небе на своей огненной колеснице Илья пророк едет во время грозы и посылает на землю горячие молнии-стрелы, что люди помнили и знали, что не хорошо грешить, обманывать. А ты, дядя, не боишься дедушки, Ильи пророка?
       - Конечно, боюсь. Так я ж не всегда обманываю. Я просто хотел тебе объяснить, как фотографии получаются.
       - Вот и объясняй.
       Фотограф раскладывает фотоаппарат, я помогаю ему. Он объясняет мне, что происходит, когда он фотографирует…
       Я слушаю его внимательно. Под конец он меня спрашивает:
       - Всё понял?
       - Всё понял. Что же ты дядя так долго объясняешь? Тебе надо было просто сказать мне, что когда ты нажимаешь кнопку, то время в этот момент останавливается. Потом ты делаешь фотографии и приносишь их нам, чтобы мы могли увидеть время, которое ты остановил.
       - Я… я как-то не думал об этом. А ты большой мальчик.
       - Я знаю. Мне мама говорила…

       Мне 3 года, 8 месяцев, 7 дней.

       *Апа (татар.) – уважительное обращение к женщине старшей по возрасту.
       ** Якши, биг якши (татар.) - хорошо, очень хорошо.

       6 марта 2008 г., 12-55

Из цикла "Мама - самое нежное слово на свете"