Притча о Тиране и Свободе

Школьничег
Однажды Тан Герийский пошел войной на Мерконию, и покорились ему мерконяне без борьбы, ибо наслышаны были о его ратной доблести и крутом нраве.

Вступив в Канавис, столицу поверженного царства, повелел Тан Герийский собрать на площади всех мужей мерконянских и держал перед ними речь.

«Хоть вы недостойны, - молвил он, - я дам вам выбор. Ответьте, есть ли среди вас те, кто готов принять смерть за свою свободу? Призываю в свидетели синие небеса, зеленые долы и седые горы: те, кто явит смирение и откажется от свободы – да не будут истреблены. Жить им в неволе, трудиться в поте лица и без платы, но да не укоротит их век ни меч, ни топор, и да не изведают они ни плетей, ни колодок. Я сказал».

 И ответили мерконяне:
«Мы выбираем жизнь, о господин. Владей нами».

Все ответили так, лишь один выбрал свободу. Имя его было Пард.

И Тан Герийский обратился к нему и молвил:
«Быть посему. Ты свободен. Ступай».

И возроптали мужи Мерконии:
«Но как же так? Почему не убьешь его, когда обещал?»

Улыбнулся Тан Герийский:
«Разве я обещал кого-то убить? Я обещал жизнь в рабстве для покорных. Про участь вольнолюбцев – я ничего не говорил».

И возликовали мужи Мерконии, осененные. И все стали отказываться от своих слов, клясться, что тоже готовы умереть за свободу.

По-прежнему улыбаясь, тан кивнул одному из своих воинов. И тот, обнаживши меч, сразил ближайшего к нему пленника, что громче прочих кричал ныне о своем вольнолюбии.

Отшатнулись мерконяне, изумленные и пораженные великим страхом. Уж не роптали они, но лишь спросили вполголоса:
«Но как же так? Почему убил его, когда обещал?»

Нахмурился Тан Герийский, усмехнулся сурово:
«Разве я обещал никого не убивать? Я обещал жизнь в рабстве для покорных. Ныне же – повторю вопрос. Кто еще готов предпочесть смерть неволе?»

Молчанием ответили смущенные мерконяне. И Тан Герийский взмахнул своей властной десницей, отдавая приказ своим воинам:
«По две дюжины плетей каждому – и в колодки их!»

 Не смели перечить мерконяне, но ясен был их безмолвный вопрос. И тан Герийский снизошел до ответа, и молвил так:
«Да, я обещал, что ни плетей, ни колодок не изведаете вы. Но кто держит слово перед лукавыми рабами? Лучше вам вовсе забыть, что было обещано…»

Один менестрель, бывший там, утверждает, что правитель Герийский непременно бы сплюнул, не будь он царственной особой благородного воспитания.